Мастер по безделушкам. 13

Иннокентий Темников
13
 Сегодня БЕГУНА всё радовало: пустынный пляж, первый лёд на лужах, новые кроссовки для горного бега, октябрьское солнышко, наполнившее воздух праздничным сиянием, даже боль в мышцах, как память о субботнем восхождении в Аршане.
 Накануне видел сон. Разбудил его некто одетый в синий шёлковый халат тэрлиг, коническую шапку малгай с золотой отделкой. Бегун открыл глаза. Человек сидел рядом, свернув ноги по-восточному калачиком, и держал в руках плоскую бронзовую чашку с чем-то белым. Лицо разбудившего было плоским и приветливым. Плосколицый спросил: «Что тебе снилось?»
 Бегун не нашёлся что ответить. Часто мы помним свои сны?
Плосколицый понимающе улыбнулся. Ласковые глаза превратились в щелочки. «Радуйся!»- сказал узкоглазый в синем халате, щедро зачерпнул ладонью из своей чашки… бегун подумал: «Молоко?»… и шлёпнул содержимое на голову бегуна.
 Молоко не растеклось по лысине, а мягко и тепло охватило черепную коробку. «Масло?- удивился бегун,- или нечто другое?», но удивление быстро сменилось чувством мистического восторга. Душа сладко запела. Должно быть такое состояние в буддизме называется самадхи.
 Радуйся!- сказал приветливый плосколицый.
 Бегун проснулся. Он помнил свой сон.

 Бегун легко взбежал на высшую точку Шаманского мыса и задохнулся синим простором: небо опрокинулось в бездонный Байкал, белые горы повисли над прозрачной водой, три нерпы, округлыми формами похожие на молодых мамочек в серых шубках, нежились под ласковым солнышком на камне под скалой, даже муха, оживлённая нежданным теплом, была частичкой радости, обещанной ему во сне.
 Человек несколько раз вздохнул и выдохнул живительный воздух, сел на лавку над Байкалом, тронул рукой тёплую древесину. Осина.
 «Осина — род Тополёвые, семейства Ивовые. Древесина — мягкая, вязкая, однородная. Применяется для изготовления шпона, спичек, упаковочной стружки, художественных поделок...», всплыло в памяти.
 БЕГУН вгляделся в серую от времени поверхность доски и вспомнил, как был мастером, МАСТЕРОМ ПО БЕЗДЕЛУШКАМ.

 Одиннадцатый класс. Они почти взрослые - эти дети. Многие выше меня. Мы беседуем об языке художественного произведения, создании ОБРАЗА, скульптуре, особенностях скульптуры из дерева. Взрослые дети многое не знают, но слушают с интересом.
 Со стола таращит невидящие глаза «анатомическая голова человека» из кабинета биологии с бесстыдно обнажёнными мышцами, лежит «Большой энциклопедический словарь», «Байкал в вопросах и ответах» Галазия, номер журнала «Наука и жизнь» со статьёй о Байкале; на классной доске, украшенной орнаментом со стилизованными круторогими бараньими головами, висит карта Байкала; на верстаках разложены тёмные куски пластилина, стеки, доски для лепки из прозрачного оргстекла.
 Тема урока: «Скульптура из дерева. Художественный образ. Ветры Байкала». Одна из учебных целей: создать средствами скульптуры образ байкальского ветра.
 Сегодня мы лепим из пластилина, на следующих занятиях пластилиновые модели будем «переводить» в дерево.

 Трое «умников» бьются над персональными заданиями. Когда мы закончим беседу, «географ» Вася расскажет о топонимике Байкала. Мы узнаем, что ангага-раман — это бурятское - «раскрытый рот», Анга — пасть, река; Байкал — то ли тюркское «Бай-Кюль» Богатое озеро, то ли монгольское «Байгал Далай» большое море, учёные по сей день не пришли к единому мнению; Баргузин — от маньжурского племени баргутов, в Китае жителей глухомани и сегодня называют «баргутами»; Ириндакон — эвенкийское «муравьиная речушка»; Култук тюркское «угол, тупик, подмышка», возможно эвенское Калтус - «сырое место, болото»; Сарма бурятское «переправа на быках»; много на карте русских названий: залив Провал, мыс Покойники, мыс Колокольный, речка Половинная.
 В названиях рек, мысов, посёлков слышатся слова на языке разных племён и народов: бурятов, эвенков, русских, иных людей, часто не оставивших после себя даже собственного имени.
 Глупо спрашивать: «Чей Байкал?»
 Байкал наш общий дом, но всё же первые сибиряки были монголоидами. Отдадим должное этим людям.

 «Этнограф» бурят Эдик расскажет о культуре своего народа, образе жизни, традиционных занятиях, вере и обычаях.
 (Имя Эдик так популярно среди бурят, может потому что звучит согласно с именем Эдир, что по-бурятски значит - Молодой?)
 Дополнит рассказом о монголоидной расе, её распространении по странам и континентам. Мы узнаем, как один народ приходил на смену другому, порассуждаем, что заставляло людей сниматься с обжитых мест.


 «Метеоролог» Дима подготовил сообщение о ветрах Байкальского побережья:
 Ангарка или Верховик. Дует из долины Верхней Ангары вдоль байкальской котловины. В южной части озера вызывает значительное волнение.
 Култук. Ветер противоположный Ангарке. Несёт сухой воздух с монгольских степей на север, потому в Култуке и Слюдянке зимой так мало снега.
 Баргузин — ветер попутный, если вам надо добраться с восточного берега на Иркутскую сторону. Помните? «Эй, Баргузин, пошевеливай вал!»
 Беда, коль в море застанет шальная Сарма. Холодный ветер свалившись с Приморского хребта, может наделать много беды.
 Суров батюшка Байкал! Любой ветер хорошего людям не сулит: всегда несёт туман, сырость, холод, крутую волну.
 Мы найдём и отметим на карте направления главных ветров.

 Я расскажу об эмоциях, мимических мышцах, особенностях лиц монголоидного типа с выступающими скулами, с «монгольской складкой» верхнего века, делающей глаза раскосыми; покажу, как наша итоговая работа сегодня может выглядеть.
 Попрошу художников, пока их руки заняты лепкой, подготовить коротенький рассказ о выбранном ветре, его характере.

 «Помните о своих возможностях. Резать твёрдое, непослушное дерево — не из пластилина лепить,- говорю я перед началом практической работы,- вперёд и с песней!»
 Включаю магнитофон.
 В мастерской, кажется, сгущается воздух, начинается волшебство: негромко звучат бурятские напевы, перемежаясь с тувинским горловым пением и старательным сопением моих скульпторов.


 Муха щекотно уселась на тыльную сторону кисти и выдернула человека из прошлого. Бегун собрался согнать наглое насекомое, но невольно залюбовался совершенством форм божьей твари, скошенными назад крыльями, как у боевого истребителя, глазами, похожими на головку самонаведения ракеты «воздух-воздух», цепкими лапками, способными ходить по любой поверхности. «Хороша шельма!»- подумал человек и поднял глаза.
 Лёгкий верховик сморщил байкальскую гладь, разбив отражение солнца на тысячи сияющих бликов. Далёкие горы словно оторвались от воды и повисли в небе. Окружающий мир до крайнего предела, до самой верхней крышечки наполнился звенящим покоем и красотой. И синее небо, и горы, и далёкий лес, и обычная муха, чистящая крылышки у него на руке, были неразрывными частичками этого прекрасного мира.
 «Спасибо,- подумал человек на скамейке,- спасибо тебе, неведомый Творец, что дал глаза, способные видеть, ум, воспринимающий красоту неба и земли, красоту каждого существа, живущего на ней».

 Лучше всех с работой справился Вадька К. У его Култука треугольное лицо, высокие скулы, раскосые глаза, вытянутые трубочкой, напряжённые губы.
 Вадим сделает на экзамен рельефную маску Байкала: суровый взгляд из-под лохматых бровей, подобные волнам волосы с быстрыми телами рыб, резвящихся в них.

 Были ещё скульптурные проекты: «Сказки Пушкина», «Шаман», «Домовой». Из всех Пушкинских сказок парни выбрали «Сказку о попе и работнике его Балде». Сделали толстощёкую физиономию жадного попа, хитрую — попадьи с острым носиком, неунывающего Балду, печального старого чёрта, оформили на большом планшете.
 На другом — поселили шаманов, рядом домовых.

 Почему так много нечисти? Ответ простой. Физиономию чёрта, домового, шамана неопытному скульптору труднее испортить.


 «Радуйся!»- вспоминаю свой сон и улыбаюсь. Тощая собака с испуганными глазами перебежала дорогу, вОроны в иссиня чёрных перьях клюют оранжевую облепиху, толстая осенняя утка тяжело слетела с воды.
 «Красота - это всегда «чистенько-красивенько», или нечто большее?»- приходит мысль.
 Когда бегаешь, хорошо думается.