Все мы грешники...

Юрий Докукин
Все мы грешники… (Интервью Астахова к 50-летию отмены клятв на старообрядцев у меня грешного и недостойного раба Божия)

          Батюшка, Вы не могли бы рассказать о старообрядцах, кто они такие и чем отличаются от нас православных?

          Да, это слишком большая тема, сразу её не объять, надо погружаться в историю. Давайте я вам лучше покажу одного «старообрядца». Посмотрите сюда. Вот его икона. (показываю икону Иоанна Грозного).
Это - Иоанн Грозный, он жил в другие времена. на одно столетие раньше . Протопоп Аввакум исповедовал православие, с которого и началось старообрядчество исповедовал свою веру, согласно тем правилам, которые утвердил царь Иоанн IV во время Стоглавого собора 1551 года. Этот Государь не столько Грозный, сколько Великий. Он первый венчанный царь Святой Руси, а потому на него много плохого наговорили историки, фактически оболгали его.
 
          Неужели, в 1656 году стали  исповедовать православие неправильно?
         
          Нет, православие осталось православием, только обряды были изменены, согласно требованию времени и политической ситуации. А ситуация была следующая: если во время Ивана Грозного особо опасна была ересь жидовствующих, то в 1656 году более всего опасность грозила от католичества, а потому надо было царю Алексею Михайловичу объединить вокруг себя все православные силы Восточных Церквей. Ему пришлось идти на компромисс и отказаться от мелочей в церковной практике. Ну вот, смотрите, мы крестимся тремя перстами, а раньше крестились двумя. Троица изображается в нашем случае этими тремя пальчиками, а по  старообрядчески этими. То, что Господь Иисус Христос пришёл в мир как Бог и как человек этими пальчиками, а у старообрядцев этими. Крестимся мы одинаково, с правой стороны на левую.
Они идут Крестным ходом  за Солнцем, которое изображает Христа, а мы навстречу Солнцу, т.е. Христу. Главное во всём этом - стремление быть со Христом, всё остальное – второстепенно.

         Что Вы скажете о исправлении книг? Правильно, что их исправляли или нет?
         
          Исправления книг желали все: и Аввакум, и патриарх Никон, и сам Государь Алексей Михайлович, все члены кружка любителей благочестия. Другое дело, как это можно сделать или как сделали.
         
          Несмотря на удалённость России от Византии и греков, наши переписчики книг оказались более внимательными в работе, а ошибок оказалось меньше, чем в греческих книгах. Для того времени,  это была громадная работа (сверка книг), а надо было торопиться перед Восточными Церквами из-за политических соображений. Те и другие члены кружка любителей благочестия действовали в разных направлениях,  преследуя одну цель – противостоять экспансии католического мира.

          Да, но почему, батюшка, поступили так жестоко с протопопом Аввакумом, ведь его сожгли на костре?
         
          Во-первых, время было жестокое, хотя нельзя этим оправдывать  его казнь – это дело совести Государя Алексея Михайловича.  ( Да и сегодня время не менее жестокое. Ведь страшный эксперимент пытаются совершить над всеми людьми, - лишить человека личности. Уже придумали новый вирус, убивающий людей).  Кроме того, Аввакум сам напросился своим упрямством и твердолобостью,  не здоровой фанатичностью, не пониманием ситуации и конфликтом с Патриархом Никоном и Государем. Он не слушал увещания Восточных Патриархов, приехавших на Собор. Оскорбил весь  Собор,  всех разом обвинил, а затем в ответ произнёс анафему на Собор. В общем, был гордецом и бунтарём. Его терпели, сколько могли. Но у каждого терпения бывает конец.

          А как же Патриарх Никон? Его ведь тоже убрали из Патриархов, причём на этом же Соборе 1666 – 1667 годов?
         
          Да, его расстригли и отправили в Белозерский монастырь. Вина Никона состояла в том, что он демонстративно покинул патриаршество, возгордился и посчитал себя выше Государя. Он забыл о том, что Государь  не меньше Патриарха, и между ними должна быть симфония.  Стал разрабатывать теорию, что церковные и духовные законы выше государственных законов. Я могу ещё понять о духовных законах, они должны царствовать в мире, но церковные законы должны касаться только Церкви. В России Государь всегда освящался Церковью: он помазывался миром на Царство, над ним читалась особая молитва, возлагался царский венец, он вводился в алтарь и причащался Тела и Крови за престолом самостоятельно, был как внешний епископ Церкви. А Патриарх никогда не считался выше остального епископата. Он только старший среди равных, никакой особой благодати у него не было.

          Батюшка, а как отразились все эти события на простом народе?
         
          Конечно, отрицательно. Народ был разобщён на две части, одна часть обвиняла другую. Думаю, что не во благо не только для народа, но и всего государства. Ведь, как я думаю, это стало причиной и петровской реформы в Церкви, когда Петр отменил патриаршество, а государство приобрело более светский характер. В общем, удар как в церковной, духовной, так и мирской, народной составляющей Русского государства.

          Но в последующем они должны были помириться. Они же остались православными людьми!

          В том-то и дело, что не помирились. Только 50 лет назад наша Церковь отменила клятвы на старообрядцев, т.е. анафемы которые провозгласила тогда. Делить стало нечего при безбожной власти. А какая была благодать при верующей власти у Церкви! Как у Христа за пазухой. Но стремление к Никонианскому величию над государством породило революцию 1917 года. Высшее духовенство захотело в эти годы быть самостоятельными и освободиться от контроля со стороны Государя. А ведь, могло направить ход истории в другое русло. Стоило только иметь любовь христианскую к своему Государю, которому присягало на Библии. А вместо этого совершило иудин грех, практически предав Государя.

          Потом преклонило голову перед большевиками – сатанистами, и до сих пор не выпрямило. Хоть бы покаялось в этом грехе, и побудило народ покаяться в безбожии.

          Интересно, а как повело себя старообрядчество во время революции?
            
          Страшно сказать. Оно финансировало эту революцию. На деньги старообрядцев она готовилась, конечно, и запад финансировал, но много средств шло от старообрядцев и других конфессий. Старообрядцы, в основном, подготовили и первую революцию 1905 года, на улицы вышли не бедные рабочие, а работники фабрик и заводов старообрядцев, которым платили изрядную зарплату. Старообрядцы финансировали и воскресную школу, где учили марксизму молодёжь и учили бороться с государством. Старообрядцам была выгодна революция, они легко поладили с марксистами, не боялись разлада в экономике, т.к. рассчитывали поживиться на её восстановлении. Я говорю о финансовом руководстве старообрядчества.
 
          Все оказались грешны, всем необходимо покаяние, всем надо стать Христовыми, только тогда появится порядок в нашей стране, когда не золотой телец, а Христос станет среди нас.

          А как это сделать, батюшка?
         
          Ой, как сложно в данной ситуации и в данное время, но для Бога ничего сложного нет. Давай посмотрим не на историю, а глубже – в Священное Писание. Христос, как Сын Божий, пришёл в мир ради кого? Ради нас, грешников. Я есть один из грешнейших людей. Это ради меня Он пришёл, а не ради тех, кто действовал во благо властей и миродержителей века сего. Что такое Церковь? Это те, кто с Христом, ибо у них Главой Церкви является Христос. Это и называется Церковью, а не административный аппарат. Многие критикуют Патриарха и Патриархию, епископат, даже есть призывы уйти из Церкви. Но я скажу, что так делать нельзя, - надо ходить в храмы Божии, потому что они Божии. В этих храмах есть прихожане, и вы найдёте там таких же, как вы сами. А быть может, Вам повезёт, и местный священник окажется с Вами одного духа, как единство во Христе.  Вот  Вам и Церковь. Считайте себя грешниками, если и другие посчитают себя грешниками, то считайте, что у вас есть  братство грешников, а это и есть Церковь, ибо для вас пришёл Христос. Будьте только христовыми. Если все начнут считать себя грешниками, то придётся и грехи свои искупать делами веры, т.е. жертвой ради  Христа, - образом  Которого, мы сами и должны являться. Придётся быть ответственным за всё, что мы натворили – за страну, за экономику, образование, за положение Церковного института в нашем обществе, в конечном итоге, и за нашу власть. Разве не мы грешны, что она безбожная? Быть может, и Патриарху придётся  назвать себя не Великим Господином,  как Патриарх Никон, а ничтожнейшим много грешнейшим Патриархом и он станет слугой Божьим, как ему и полагает быть. На этом я закончу: Богу нашему Слава, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 
Батюшка, простите, но мне ещё хотелось бы знать, касательно Ваших последних слов, хоть какие-то подтверждения из Священного Писания или Святых наших подвижников.

          Ну, вот хотя бы слова преподобного Варсонофия Оптинского:
Берегите сознание своей греховности. Это – самое драгоценное перед Богом. Что спасло мытаря? Конечно, это сознание своей греховности: «Боже, милостив буди мне грешному!» Вот эта молитва, которая прошла уже почти два тысячелетия. Но смотрите, мытарь сознаёт себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись.


          Священное Писание насквозь пронизано словами Христа, что Он пришёл не ради праведников, а ради грешников на покаяние.  Как известно те, кто считал себя праведниками, судил Его  и распял.

          Хочу дополнить то, что Господь давал Русскому народу прекрасных, верующих Государей, практически страдальцев за свой народ, но их внутренне не принимали и постоянно завидовали порядку вещей установленному Богом. Это была и одна из причин совершившейся революции в 1917 году.