Стремянка

Виктор Ян-Ган-Чун
               
      В советское время производственников посылали на уборку урожая. Надо было помочь селянам довершить до результата весенне-летние труды: то картошку убрать, то капустное поле вырубить, одним словом, собрать гибнущий урожай. Кто-то на эти работы смотрел неодобрительно, кому-то они нравились, но проходило это всегда весело и с выпивкой.
Послали как-то наше учреждение в колхоз «Победа», который был от города в 45 километрах, в зажиточном селе Поселье, копать картошку. Колхоз был богатый. Колхоз-миллионер. Были раньше такие. В народе, правда, шутили: «Миллион государству задолжал».
Даже свиньи в колхозе были необычные: уши у свиней огромного размера, такого, что все восторгались. Возглавлял колхоз многажды орденоносный председатель по фамилии Десятник. Однако и таким колхозам помощь горожан была нужна.
Подъехал я на мотороллере к положенному времени во двор наших центрально-ремонтных механических мастерских. Автобусы уже под парами стояли, готовые вот-вот двинуться и повезти доблестный коллектив на благое дело. Вдруг из автобуса мне навстречу выбегает встревоженный начальник техотдела:
– Виктор, – говорит, – смотайся мухой до гастронома, купи вина. Мы надеемся, что в деревне будет, а вдруг нет? Вот деньги, тут сорок восемь рублей. Возьмешь три бутылки водки, а там на свое усмотрение. Транспорт у тебя быстрый. Догонишь.
Геннадий Иванович подал засаленные купюры и полез в автобус, чуть не матеря уже начавшего сигналить шофера.
Очередь в магазине «тридцатка» я занял за нашим лучшим токарем Сеней Горюновым. Его, как и меня, коллектив отправил за «горячительным».
– Ты на чем едешь? – спросил Горюнов.
– На мотороллере. У меня транспорт один, – не понимая смысла вопроса, ответил я.
– Поедем со мной, – пригласил Сеня.
– На твоем «раритете»? А доедем?
– Доедем. Все-таки крыша над головой, да и веселее.
Вместе с Сеней мы подъехали к моему дому, я завел мотороллер в ограду, сел в Сениного 401-го «Москвича», и мы тронули.
– Какого года выпуска твой «раритет»? – спросил я Сеню.
– 1955 года, – ответил Сеня. – Ему уже 20 лет. От отца достался. Еще немного покатаюсь и сдам на металлолом.
Слабо мощный мотор машины гудел и готов был вывалиться из-под капота, как только Сеня пытался разогнать свой «Опель», как любовно звал автомобиль хозяин, до чуть приемлемой скорости. При такой скорости догнать ушедшие автобусы было невозможно. С трудом преодолев Новотроицкий перевал, мы покатили веселее. Дорога была с пологим уклоном. Вдруг задняя правая часть машины резко осела, послышался шуршащий звук трущегося колеса о кузов «раритета», и «москвичонка» потащило вправо. Сеня не растерялся и довольно резво остановил машину.
Выйдя из машины и осмотревшись, мы все поняли: лопнула стремянка рессоры.
– Что же предпринять? – Сеня задумался.
– Надо что-то делать, – невпопад вымолвил я, проклиная в душе ту минуту, когда согласился на авантюру Горюнова.
Когда Сеня открыл багажник машины, я был немало удивлен: в багажнике, кроме шоферских принадлежностей, был целый кузнечный арсенал: тисы, пробойники, молоток, воротки и многое другое. Содержимое тянуло килограммов на сто.
– Загружаешь машину всякой хренью. Она у тебя и так не тянет. Сколько же тут лишнего? – спросил я Сеню.
– Лишнего ничего нет. Все в дороге может пригодиться, – с правотой в голосе ответил Горюнов.
Пока Сеня быстро перебирал железки, пытаясь найти что-нибудь подходящее для изготовления временной стремянки, я огляделся по сторонам. Впереди нас, поодаль от дороги, метрах в пятистах стоял трактор.
     Перерыв содержимое «хламника», Сеня разочарованно сказал:
– Как всегда. Всего навалом, нет того, что надо.
– Вон вдалеке стоит трактор. Я сбегаю к нему. Может, там что-нибудь найдется, – сказал я.
– Беги быстрее, – Сеня посмотрел на часы. – Наши уже, наверное, доехали.
Возле трактора на четвереньках стоял молодой парень, старясь кувалдой забить палец гусеницы трактора. Выслушав про наше злоключение, он сказал:
– У меня ничего подходящего нет. Видишь, сам рассупонился, – он кивнул в сторону не состыкованной гусеницы. – Поищи возле сгоревшего сарая, может, что найдешь.
Метрах в пятидесяти от трактора лежала куча обгоревших досок. Нам с Сеней повезло. Возле остатков сарая я нашел развалившуюся деревянную бочку, на которой было два обруча.
– То, что надо, – сказал Сеня, когда я вернулся с обручами. – Сейчас сгондобим временную стремянку, а время слишится, я сделаю такую, что лучше новой будет.
Сеня зубилом разрубил обруч, отрубил полосы нужной длины, согнул вдвое, пробил отверстия под болты. Стремянка получилась из двух половин, но вполне приличная. На все про все у Сени ушло минут сорок.
– Тебе бы, Сеня, не токарем работать, а кузнецом, – сказал я.
– Нужда заставила бы, смог бы и кузнецом. Не боги горшки обжигают, – сказал Сеня, вытирая руки ветошью. – Садись, поедем.
Подъехали мы к «шапочному разбору». Народ не только пообедал, но и изрядно выпил. Оказалось, что в селе спиртное было, да и денег жаждущие расслабиться наскребли. Но так как спиртного много не бывает, то привезенные три бутылки водки и четыре – вина через короткое время были оприходованы. Ни моя, ни Сенина компания картошки больше не копали, так как посчитали, что план выполнили до обеда.
Прошла осень, благополучно минула снежная зима. По весне, ближе к лету, в субботу, встретил я Сеню Горюнова все возле той же «тридцатки». Вспомнили нашу поездку на копку картофеля.
– Ну, как стремянка, – я заглянул под машину, чтобы посмотреть «лучше новой» сделанную Сеней. Каково же было мое удивление, когда я увидел все ту же стремянку из найденного мной обруча.
– Слушай, Сеня, ты до сих пор ездишь на обруче?! Это просто анекдот! – недоуменно сказал я.
– Да стремянка давно сделана. Поставить все как-то руки не доходят, да и обруч оказался крепким. На той неделе поставлю обязательно.
До «той недели» Сеня не дожил. Попал под напряжение у себя в гараже и был найден мертвым. Рядом с поддомкраченным «Москвичом» лежала новая стремянка и две половины старой, сделанной из крепкого обруча.