День папы

Владимир Толмачев
В череде праздников появилась в осеннем календаре очередная дата и теперь мы будем в октябре отмечать День отца. Думаю, что сам факт появления такого торжества особой эйфории у мужского населения не вызвал. Но одна из фраз, высказанная в ходе предшествующей дискуссии мне запомнилась: «Праздник нужен не отцам, праздник нужен детям».  Пожалуй, этот тезис передает суть события вернее, чем сухие строки указа об «укреплении института семьи и повышении значимости отцовства». Ведь термин «значимость» в традиционном обществе веками имеет абсолютно прикладной характер. Мужчина обязан содержать и защищать свою семью. Если эта функция выполнима, то «институт семьи» будет устойчивым и его не придется укреплять.

Причем, экономическая состоятельность семьи вполне укладывается в рамки тезиса о ее защите, когда от прямого посягательства с элементами агрессии семью должно защищать государство. А в остальном, главным условием состоятельности для мужчины будет возможность содержать свою семью. В обществе где эти два условия соблюдены, глава семьи обязательно становится объектом уважения, которому не требуется кому-то чего-то постоянно доказывать. И ребенок, познающий окружающий мир на уровне чувств обязательно ощутит и оценит это внутреннее спокойствие отца, тепло семьи, устойчивость его персонального мира. Безусловно, роль матери в семье огромна. Но мы сейчас обсуждаем не ее, признавая «инь» и «янь» равновеликими величинами. Ведь полноценная семья в традиционном обществе имеет совершенно четкие осмысленные черты, где условием нормальности являются и отец, и мать, и дети. Так было тысячелетиями, но к концу 20 века ситуация начала меняться. Причем, в европейских странах или за океаном тенденции были абсолютно «местными», когда новые культурные традиции рождались там же где и внедрялись. Мы же приняли их в виде чужеродной «опухли» сознательно подсаженной. Причем, особого противления не было. Конечно, «леденец» нам протягивали. Но хватали-то мы его вполне самостоятельно? Как обезьяны.


Процесс можно представить, как два противоположно направленных вектора.  С одной стороны, экономическая состоятельность большей части общества раз за разом обрушивалась, ставя семью на грань выживания. С другой, часть наших «элит» на фоне такого обрушения, предлагала обществу иную модель поведения. В ней все просто – одиночкой быть выгодно. Молодое поколение, на глазах которого институт семьи пережил очередной крах, будет обязательно дистанцироваться от опыта, выпавшего на долю их отцов. Ведь уныние и безысходность не вызывают желания подражать. У человека образное мышление, особенно у детей. А если уж мы создали себе в детстве какой-то поведенческий шаблон, то изменить его никакому психологу не под силу. От того и говорят, что «яблоко от яблони недалеко падает». Причем, даже приняв для себя новую модель поведения мы будем ее внедрять исходя из сформированного ранее восприятия мира. Потому так причудливы бывают наши соотечественники, решившие приобщиться к «цивилизованному миру».


Думаю, моему поколению с отцами повезло. Конечно они были разными и всякими. Кто-то беспробудно пил, кто-то бил жен и детей. Кто-то был труслив, ленив, хвастлив, вороват…всякие были люди. Но в предложенной нам системе координат такое поведение расценивалась как пагубное и обществом порицалось. Главным было, чтобы человек работал, был уважаемым профессионалом. Так считало государство, так считали люди. Все остальное являлось следствием. Самое интересное, что это мировоззрение абсолютно укладывалось в рамки традиций, принятых и нашими дедами. Был иной жизненный уклад у поколения, прошедшего за полвека несколько коренных переломов, мировых и гражданских войн. Казалось эти люди совершенно изменились, но оказалось - основы общественной модели сохранялись. Причем и прадеды примерно так же смотрели на мир. Общество веками сохраняло рациональность. Религиозные фанатики, и не менее фанатичные богоборцы семейный уклад кардинально не поменяли. Не случайно, в классической литературе тема возвращения героя домой является одной из самых важных. Все может рухнуть (весь мир в труху), но если в финале Одиссей или Григорий Мелехов возвращаются, то самая драматичная история не является безысходной. А дом, в описываемом варианте - это не четыре стены недвижимости. Это семья, ради которой мужчины в нашей традиции должны быть готовы преодолеть любые испытания. Ценность свершений определяется тем, ради кого они совершались. И хорошо, когда дети свою личную шкалу ценностей могут «нарезать» по делам отцов. Причем неважно, чем прищур конкретно занят. Важно, как нас оценивают окружающие, насколько мы соответствует моральным установкам общества. Только в этих рамках возможно понять насколько хороший пример у детей перед глазами. Как ему будут следовать.

 
И тут мы опять должны вернуться к обсуждению общественных устоев. Общество эгоистов – это толпа. Причем, толпа враждебная. Когда личные интересы выше общественных, можно презреть любую мораль если она ставит под угрозу интересы индивидуума. С этих позиций очень сложно объяснить, что такое Отечество и чем оно важно. А культуры отцовства вне культа Отечества не бывает. Роль отцов невозможно рассматривать вне общества, где семья является основой. Причем, это не отрицает индивидуальности личности. Наоборот. В данном случае, мы обсуждаем личность настолько великую, что она сознательно берет на себя ответственность еще за кого-то. Хотя бы за своих детей. Тогда главным условием жизнеспособности такой ячейки общества является коллективное сосуществование в рамках общепризнанной культурной традиции.  А в основе любой «патриархальной» традиции лежит осознанное уважение действующих правил. Рациональное согласие с ними. Ведь патриархальная традиция всегда рациональна, направлена на выживание не отдельного индивидуума, а всего общества, в котором ему будет комфортно. Просто в данном случае комфорт имеет иную огранку и другую цену. На мой взгляд, симбиоза разнонаправленных моделей не получится. Если мы действительно собираемся укреплять институт семьи и в этих рамках вспоминать о роли отцов, то экстравагантных экспериментов с основами культурного наследия стоит избегать. И тогда очередные торжества будут ценны для наших детей не только наличием отца на диване…


P.S. Лет 15 назад работали со слушателями академии при президенте РФ очень умные специалисты в области демографии. Тогда рождался соответствующий национальный проект, очень важный для развития нашей страны. И все было нормально до тех пор, пока мы в чем-то усомнившись не спросили ученых о детях, которых они родили и воспитали. Оказалось, что у специалистов по демографии нет детей и нет семей.