Библия - весть земному человеку

Нинэль Крымова
     Библия - весть земному смертному человеку от бессмертного Бога

      Всякий раз, открывая Библию, невольно задаёшься вопросом: должен ли человек понимать Бога? И как в современном мире могут соотноситься вера и знание? Насколько вера противоречит знанию? Вера исключает знание, или же, напротив, она включает его в себя?

      Каждое время отвечало на этот вопрос по-своему.

      Первоначально вере отдавался безусловный приоритет перед знанием. А тех, кто осмеливался не соглашаться, отправляли на костёр. Но даже угроза костра, темницы или ссылки не была слишком убедительным аргументом для тех, кто хотел верить не слепо, а зряче, верить, понимая.

      Потом сложился компромисс. Поскольку искания человеческой мысли остановить нельзя, возникла теория двойственной истины, согласно которой оказывалось, что то, что истинно в теологии может оказаться ложным в философии, и наоборот. Дальнейшее происходило с переменным успехом.

      В ХХ веке, когда открытия науки, сумевшей заглянуть внутрь атома, казалось бы, потеснили веру на обочину, великий физик Эйнштейн произнёс: «Хочу знать мысли Бога, всё остальное - частности».

      Для современного человека вера уже не может быть слепой. Его вера обязана быть осмысленной и зрячей. Однако возможно ли для него примирение веры со знанием?

      Наш философ Иван Александрович Ильин, не по своей воле завершивший жизнь вне пределов России, решение этой задачи связывал с русской интеллигенцией: «Русской интеллигенции предстояло великое задание - найти верное сочетание веры и знания и избежать того безбожия, которое разъедало европейскую культуру. К началу ХХ века этот поворот рассудка к верующему разуму уже наметился в русской интеллигенции».

      Но, к сожалению, этот наметившийся процесс был прерван известными трагическими событиями: три революции и две, следовавшие одна за другой войны, повернули судьбы России на другие рельсы. И русская философия начала ХХ века, во всём мире получившая имя религиозной, вынуждена была развиваться главным образом в зарубежном изгнании. Берегов Родины она достигла лишь в конце ХХ века.

      Что же ждёт нас теперь?

      Сумеют ли вера и знание идти в миросознании современного человека рука об руку, или же вражда между ними вновь столкнёт нас в бездны поголовного атеизма и безверия?

      Чтобы понимать цель и смысл своего существования человеку, безусловно, требуется понимать мысли Бога или хотя бы стремиться к этому. И помочь нам в этом может Библия.

      Библия - книга великая и неисчерпаемая, читаемая нами вот уже несколько тысяч лет, но так до конца и не постигнутая.

      О чём эта книга - о Боге, о нас?

      Это монолог Творца, обращённый к человеку и человечеству? Или же, напротив, диалог между сотворившим мир Богом и сотворённым Им человеком?

      И для чего Бог продиктовал нам эту книгу? Какую роль призвана она сыграть в этом мире, в судьбе каждого из нас и в истории человечества в целом?

      - Да будет свет, - говорит Бог.
      - Да будет воля Твоя, - отвечает Ему человек.

      Первая строка взята из Ветхого завета, с самой первой его страницы. Вторая - это уже Новый Завет - фраза из главной христианской молитвы, завещанной нам Самим Иисусом Христом, Богом, спустившимся на землю с небес - вочеловечившимся Богом.

      Вот и обозначился сам собой диалог: Бог говорит, мы отвечаем. Отвечаем Ему не только словами, но и поступками. Главным образом поступками.

      Так что всякое наше действие, мысль и даже вздох - одним словом, вся наша жизнь во всех её мелочах и подробностях - это и есть наш ответ Богу. Богу, которого мы можем вовсе и не слышать, даже и не верить в само Его существование, но мы, тем не менее, отвечаем Ему.

      Но чего хочет от нас Бог? В чём состоит Его воля? Какого ответа он ждёт от нас, всех вместе и каждого в отдельности?

      Может быть, как раз об этом  и повествует нам Библия? Может быть, затем и снизошла она к нам с небес, чтобы мы научились слышать и понимать Бога?

      Чем же отвечает Богу современный человек, вступивший в ХХI век? Что в первую очередь определяет мировоззрение нынешнего человека, и чем в мировоззренческом плане он отличается от человека предыдущих поколений?

      Современный человек - это, прежде всего, человек эпохи научно-технического прогресса, ставший свидетелем торжества собственного разума, сумевшего раздвинуть границы своей власти над природой сразу во многих направлениях: от микро - до макрокосма. Человек, расщепивший атом, и, преодолев земное тяготение, шагнувший в космос, получил реальные основания считать себя властелином не всегда безропотно покоряющейся ему природы.

      И в то же время - это человек, способный убивать, не чувствуя себя при этом преступником. Человек, уничтожающий свою мать-природу, считая, что это необходимо и неизбежно, поскольку он - вершина творения, и всё создано ради него. Что цель бытия мира в нём самом. И разве он, человек, в таком случае, не Бог? И разве не всё ему, самозванному Богу, позволено? Что разум человека всесилен. И что мир безграничен в пространстве и времени. И что мир не имеет иной цели, кроме заключённой в нём способности жить, то есть плодиться и есть, снова и снова уничтожая всё вокруг себя.

      Это человек, живущий во времени и пространстве, а не над временем и пространством, как это было задумано. Это человек, порабощённый временем и пространством, загнанный в него как в клетку, прикованный к нему, а не парящий над ним.

      Но, с другой стороны, современный человек - это человек, только что вышедший из полосы почти поголовного безверия и снова начинающий ощущать в себе потребность в вере.

      Чем же может быть вызван этот вновь возникающий интерес к ней?

      Может быть тем, что успешно покоряя природу и мир вокруг себя, человек, тем не менее, оказывается беспомощным в диалоге как с другими, так и с самим собой? Здесь он не чувствует себя властелином. Он чувствует себя рабом и пленником собственной смертной плоти, безжалостно диктующей ему свои условия.

      Как же сочетать в себе эти два разнонаправленных вектора: силу и бессилие? Как примирить в себе эти два, трудносочетаемых тяготения: безоговорочную веру в силу человеческого разума с верой во всесилие Бога?

      И какая вера требуется человеку теперь: слепая, диктаторская, отвергающая знание, или же вера зрячая, неизбежно сопряжённая с ним?

      Ответ на эти вопросы и даёт Библия, продиктованная нам Богом. Бог хочет быть понятым и узнанным. Он говорит с нами в Библии и через Библию. Он учит нас отличать то, что есть, от того, что должно быть. Мы должны перестать отвечать Ему невпопад. Для того и дана нам в руки эта Книга: Книга - путеводитель, Книга - мост, выводящий нас к Богу, Книга - лестница, один конец которой стоит на земле, а другой упирается в небо (наподобие лестницы, увиденной во сне патриархом Иаковым).

      Она стучится в наши крепко запертые души призывом: «отвергнись себя» (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23).

      Естественно, что современному человеку невозможно смотреть на библейское повествование о сотворении мира и грехопадении теми же глазами, какими могли смотреть на него наши предки. В его сознании теснится множество вопросов, на которые необходимо дать ответы.

      Библия написана удивительно простым языком. Её образная первооснова такова, что оказывается доступной пониманию во все времена и в любой обитаемой точке планеты. Пока стоит этот мир, душа каждого человека будет отзываться на такие слова как «свет», «день», «светила», «тьма», «ночь», «река», «дерево», хлеб»… Однако простота языка Библии кажущаяся: Библия - трудночитаема.

      Что же обусловливает трудночитаемость Библии? Прежде всего, то, что сама Библия - не просто великая книга, одна из многих других, известных человечеству. Библия - это весть, весть земному смертному человеку от бессмертного Бога. Это весть, пришедшая к нам из другого мира, как был из другого мира Иисус Христос. И потому язык Библии, столь простой и обыденный на первый взгляд, на самом деле - язык совершенно особый. Это язык иных масштабов, иной содержательности и иных глубин, не вдруг открывающийся прочтению. Если в Библии говорится, скажем, о хлебе, то это вовсе не означает, что речь идёт именно о том хлебе, который у нас на столе. Это может быть хлеб духовный. Так что и сам образ в Библии объёмен и многозначен. Он вмещает в себя сразу многие смыслы, нередко и противоположные, несёт на себе многократные нагрузки, выступая в роли образа-символа, образа-знака. Тем более что Библия не столько даёт нам знания о земном, сколько открывает смыслы всего, происходящего на этом свете. Не на вещном, предметном и преходящем останавливает она наше внимание, она заостряет его на вечном и нетленном. Именно через Библию мы и узнаём о том, как в тленной зримой оболочке незримо плещется нетленное.

      И хотя едва ли не на каждую страницу Библии уже написаны тысячи страниц толкований и комментариев, это вовсе не означает, что все ждущие прочтения смыслы нам в ней уже открылись. Библия - книга неисчерпаемая. И каждое время вносит в её прочтение свой вклад.

      Не будем забывать и того, что Библия, будучи Откровением, обращена прямо к душе человека, тогда как стремление человека властвовать над природой, сделавшееся основой самого существования человечества, потеснив душу, выдвинуло на первый план ум, именно его и сделав главным инструментом формирования нашего мироощущения.

      Говоря о духовных особенностях современного человека, следует отметить, что доминированием способности ума над возможностями души, он, прежде всего, и отличается от человека библейских времён, мироощущение которого формировалось душой. Поэтому в отличие от нас, Ной, Авраам и многие другие патриархи и пророки тех далёких времён, о которых нам рассказывает Библия, могли не только слышать, но и разговаривать с Ним. Только душа способна слышать Бога. Ум может размышлять о Боге, может стремиться понять Его, но слышать Его он не может. А душа современного человека, подавленная погоней ума за пользой знаний, спит для Бога. Если же учесть ещё и то, что современный человек с его бодрствующим для мира умом и спящей для Бога душой прошёл через искушения и соблазны атеизма, то есть богоотрицания, то вовсе не будет казаться странным то, что ему так трудно даётся нерассуждающая вера. Современному человеку нужны доказательства и подтверждения. Ему требуется самому ощутить в Библии присутствие тех светоносных смыслов, вне понимания которых вечная книга Библия может показаться книгой «ветхой», упрощённой и устаревшей. И тут может придти на помощь философия. Потому что философия в силу своей специфики стоит как бы на пересечении между миром библейских образов и вложенными в эти образы смыслами, созвучными философии своей глобальностью.

      Почему же человечество, уже несколько тысячелетий имея в руках столь уникальный инструмент к собственному преображению как Библия, до сих пор им не воспользуется?

      В суете повседневных забот мы забываем о том, что жизнь - это величайший духовный труд, труд постижения Бога. Взывая к преодолению нашей привязанности к земному, а не к небесному, Библия учит нас мыслить в категориях вечного, а не временного, потому что она - Великая Книга.

      Она учит нас смотреть на себя не глазами слепцов, не замечающих даже бревна в своём глазу, а глазами Самого Всевидящего Бога.

      Библия, может быть, самая трагическая из всех известных человечеству книг. Она повествует о Боге, непонятом человеком, и о человеке, не понимающем Бога.

      И всё же, несмотря ни на что, Господь не отступается от человека. Мы ещё живы, и этот мир, так изуродованный присутствием в нём человека, всё ещё существует. Бог всё ещё даёт нам шанс. И этот шанс - наша длящаяся жизнь.