М.М.КИРИЛЛОВ
ПЕРЕЖИТКИ СОЦИАЛИЗМА?
Очерк
Всё, что переживает свой срок, иногда именуют «пережитками». Правда, это имеет и какое-то отрицательное значение. Ведь именно так в нашей, социалистической, стране называли ещё совсем недавно сохранявшиеся «тёмные пятна капитализма». Социализм, построенный народом и для народа, был, по общему мнению, в целом, здоровым обществом, но от «пятен прошлого» всё же свободен не был. А вот для характеристики социализма термин «пережитки» трудно применим даже в современной буржуазной прессе России.
Известные классовые репрессии, неизбежные в 20-30-е годы прошлого столетия против врагов советской власти, не сопоставимы с многолетней, сибирской каторгой для политических деятелей, включавшей и публичные казни, в царской России. Вспомните, к примеру, Ленский расстрел рабочих в 1912 году или, хотя бы, уже в наши дни, расстрел из танков Белого дома в октябре 1993 года.
Тем не менее, наиболее злобствующие из нынешних высоколобых «историков» склонны, скорее, всю советскую историю считать сплошным чёрным пятном, чем говорить о конкретных «пережитках социализма». Массовая ностальгия народа по социализму действительно есть, а пережитков нет, если не считать таковыми политических извращенцев из нашего прошлого.
Вообще, к самому термину «пережитки» претензий нет. Скажем, генуэзская крепость в крымском Судаке – тысячелетний пережиток истории. Стоит до сих пор. Я её видел ещё ребёнком в 1940 году. Теперь её даже бережно восстанавливают для потомков. А ведь это материальный пережиток генуэзской истории. Ну и что? Приятно вспомнить.
Или, скажем, строительство Петербурга в 1703 году, прорубившее «окно в Европу», - наш давний, славный, пережиток. Или, наконец, строительство Транссибирской магистрали, скрепившей Россию, в 19 веке. Больше бы таких исторических пережитков.
Об истории СССР и говорить не приходится. Это ведь сплошное ГОЭЛРО в 15 союзных республиках, выполненное за каких-то тридцать героических лет трудовым народом, включая послевоенное восстановление страны, не сравнимое с достижениями современного нам постсоветского времени.
Отчего я задумался о «пережитках истории»? Не только потому, что на 89-ом году своей жизни, естественно, чувствуешь и себя своеобразным пережитком советского образа жизни в нынешнюю эпоху бесконечно-прорывных государственных мега-проектов «Единой России». А ещё и потому, что, безнаказанно уничтожив всю великолепную советскую литературу и, в целом, интернациональное искусство народов советской страны, нынешние хозяева страны запросто используют эти наши достижения и даже нашу политическую лексику, как свои.
Тут, в Интернете, недавно появился девиз: «Капитализм – это учёт и контроль!» Ну, просто, как у В.И.Ленина в его работе «Лучше меньше, да лучше». Как же без контроля! Эдак, и прибылей не соберёшь в рыночном государстве. Да только контролёры - не те.
А тут, на днях, власти постановили, вдруг, в кратчайшие сроки приступить к тотальному контролю личных и семейных доходов работников всего государственного аппарата страны на фоне «цунами» резонансных процессов, связанных с крупными хищениями, незаконным строительством и приобретением роскоши в стране, охваченной массовой пандемией и нищетой. Видимо, дело обстоит уж очень плохо.
Живут–то теперь всё больше по принципу: «Лучше больше да толще в с в о ё м кармане», особенно, если «личную шерсть путать с государственной» и если личный карман и карман народный находятся
с л и ш к о м б л и з к о друг к другу. А ведь это, по существу, введение новой Чрезвычайной Комиссии в ранге очередной национальной про-граммы.
Прозрели!? Да если бы! А Вы говорите о «пережитках социализма»! Впору памятник Феликсу Дзержинскому вновь везти на Лубянку.
«Чёрные пятна капитализма» постсоветской эпохи так и прут на фоне системной коррупции, социального и духовного расслоения общества. Тюрьмы переполнены, суды утонули в тенетах буржуазной юриспруденции, а государственного иммунитета в стране как не было, так и нет.
Ищем соринку в советском глазу, а в своём бревна не видим. Или всё же увидели? Как своевременно! А ведь на очереди - неустанная борьба богатых с бедностью. А ведь её и тюрьма не исправит…
Интересно, а будут ли в будущем, новом, социалистическом обществе вспоминать о тёмных пережитках нынешнего капиталистического общества России, вспоминая уже о его сегодняшних идеологах и просчётах?
А что по этому поводу думает читатель?