4. 2 Необходимость математики и логики и их исток

Лариса Болотова
       Почему у людей возникло желание коллекционировать определённые объекты?         

                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

(стр. 106) «Прежде чем ребёнок сможет работать с камнем – высекать или складывать, он подаётся очарованию камней как того, что годится для коллекции блестящих вещиц. Стеклянные шарики, яркая галька, бисер, фруктовые косточки и самое воодушевляющее – алмазы, кусочки золота и серебро – всё это ребёнок активно собирает, и не только потому, что эти предметы  восхищают, но и потому, что они представляют меру ценности. Начав заниматься скульптурой и живописью с самых ранних времён, древний человек также освоил более «мирское» занятие собирание «ценных вещей».

Коллекционирование, подсчитывание, сравнение, измерение и взвешивание таких объектов становится основным занятием у детей и первобытных, да и не только первобытных, людей».

                Тяга собрать всё в Единое?

«На этой стадии доминирует приобретение навыков, появляется овладение логическими классами и логическими отношениями, размерами и соотношениями времени и пространства. Внимание направлено на простейшие операции, отвечающие за классификацию объектов в соответствии с их сходствами и различиями. Эти действия включают создание серий, то есть систематизирование объектов в соответствии с их размером или весом. Эти операции можно отнести к группам количественных действий.

Однако будет невозможно коллекционировать драгоценные объекты, и обмениваться ими, классифицировать и систематизировать их в соответствии с приписываемой им ценностью без умения считать и без владения логическими правилами».

                Кто научил людей считать?

«Игра с правилами не только становится чрезвычайно заманчивой для ребёнка, часто приобретая характер навязчивости на различных уровнях, но и вызывает процессы логического мышления и освоения понятий числа и количества. Ребёнок заметно включается в определение, различие и категоризацию объектов, и постепенно ценности, приписываемые объектам, становятся абстрагированы в независимые представления о ценностях вообще. В его логических играх предметы, часто не имеющие ценности сами по себе, представляют ценности, поскольку они служат символами его логических упражнений.

Игры по правилам, которые существуют в огромном разнообразии у детей и взрослых, как, например, игра в карты, шахматы, домино, различные виды спорта – все эти постоянные испытания для психических и физических способностей человека нужны ему, чтобы противопоставлять себя правилам, которыми он сам же себя и ограничил. Этого требует эмоциональная потребность в установлении порядка в сложном, запутанном мире.

Человек должен определить, чего он может достичь, а чего нет, что хорошо и что плохо, что правильно, а что нет. Нужно также видеть различия, находить связи, там, где они есть, и не объединять то, что должно быть отделено, а понятия унификации или специфичности ведут к логическим операциям.

Основания логики – в различии А и не-А и в критериях, по которым мы судим о том, что А отличается от не-А. Такие различия относятся не только к объектам, но также  к понятиям и логическим категориям, по которым мы судим о предметах и действиях и об идеях и образах предметов и действий. Возникают правила для когнитивного распознавания  и в конце концов превращаются в критерий истинности и ложности.

Только если достигается этот высокий уровень проекции и абстракции, мы становимся способными считать и представлять себе числа и, применяя к ним правила логики, осуществлять математические операции. В той мере, в какой мы способны считать и применять математические операции, мы можем копить и распределять, мы можем оперировать объектами в крупных масштабах и таким образом достигнуть превосходства над окружением – как благодаря активности, так и в когнитивном плане».

                Получается, что без разделения объектов, нахождения в них различий в качествах и размерах и соединения их потом по этим критериям не возникла бы математика, а так же логика?

«Как только в культуре установилось соглашение по поводу значения чисел и других математических объектов, человек получил возможность собирать и оценивать объекты, покупать и продавать, вкладывать и извлекать выгоду. Эти возможности не изобретение капитализма, но капитализм есть выражение и развитие этой возможности, её продукт, а не причина. Капитализм только подчёркивает эту возможность, обеспечивая усиление мотивации к подобным операциям, и наделяет её превосходством над всеми остальными суждениями. Говоря точнее, капитализм трансформирует акт производства и значимость продукта, как воплощение души изготовителя в товаре, который можно сохранять, накапливать, продавать и покупать».

                Нужно ли знать математику, чтобы понять, как устроен окружающий мир? Необязательно. Но, чтобы создать его нужно, даже если он иллюзия.