Летчик, парашютист Шаипов М. К

Владимир Кожин 3
                На конкурс Даилды Летодиани: Парашютный спорт

        Когда я работал в НПО «Центр»*, однажды разговорился с начальником планового отдела Людмилой Лукиничной Донской. Мы с ней тесно контактировали по работе, а тут вдруг она призналась, что девчонкой увлекалась парашютным спортом. Я спросил:
        - Вам не страшно прыгать было?
        - Сначала было страшно, но у нас был хороший тренер: татарин, бывший военный летчик, раненный, весь обгоревший, с ним прыгать было спокойнее.
        - Так я же с ним хорошо знаком, работали вместе в ИТМО**!
Сразу вспомнил, как я, еще молодой специалист, уговаривал:
        - Михаил Константинович, хочу испытать себя. Хватит ли мне воли прыгнуть с парашютом? Договоритесь со своими учениками, чтоб взяли меня прыгнуть. А если смалодушничаю, пусть пинком вытолкнут из самолета.
        - Володя, я могу попросить и тебя запишут на курс подготовки. Походишь несколько недель, научишься как складывать парашют, как приземляться, потом прыгнешь.
        - О, это долго. На курсы мне ходить некогда, просто хочется испытать себя. Жаль, стометровая вышка в парке Челюскинцев уже давно закрыта и снесена. Смог бы я прыгнуть? Ведь высоты боюсь. Хотя в походах в горах страха не испытывал.

        Михаил Константинович (Мухашят Хусяинович)  Шаипов числился техником в нашей лаборатории ИТМО, еще когда я проходил там практику студентом и потом начал работать. Лабораторию возглавлял член-корреспондент АН БССР Бекир Михайлович Смольский, тоже татарин, род которого жил в Беларуси уже несколько веков.  М.К. Шаипов был среднего роста, худощавый, ходил немного прихрамывая. Скромный, незаметный пенсионер. Но когда на праздник День победы он надевал свои ордена, их количество удивляло даже других ветеранов, работающих в институте. Он прошел всю войну, летал на истребителях Ла-5, совершил десятки боевых вылетов. Эти самолеты КБ Лавочкина побаивались даже Мессершмитты. Рассказывал, что приходилось летать и на штурмовиках. В лаборатории поговаривали, что ему не хватило всего двух сбитых вражеских самолетов, чтоб наградили звездой героя СССР. Но он не хотел об этом рассказывать. Его самолет сбивали, горел, был неоднократно ранен. Даже через 50 лет после войны у него на лице и шее были видны следы ожогов и шрамы от ранений.
        В 1946 году он поступил на работу в Минский аэроклуб, где возглавил учебный парашютный отряд. Воспитал много выдающихся спортсменов – летчиков и парашютистов. Сам установил 10 мировых рекордов по различным видам парашютного спорта. Был многократным чемпионом мира и Советского Союза. Имел звание «Заслуженный тренер Белорусской ССР». Когда на праздник он надевал свои регалии, с левой стороны пиджака не было свободного места от боевых наград, с правой – от наград спортивных. До самой пенсии тренировал спортсменов-парашютистов, потом пришел работать в ИТМО техником. Я любил с ним беседовать, умный, интересный человек. Он не был разговорчивым, о войне рассказывать не любил. Всегда старался помочь по работе, найти необходимые материалы и приборы для экспериментов.

        Много лет прошло, как не стало Михаила Константиновича. Ему было 78, когда он умер. Страдал сахарным диабетом, хотя не имел избыточного веса. В октябре 2000 года на его похороны пришли сотни людей. Пришли его ученики – летчики, парашютисты, пришли коллеги – сотрудники академии наук Беларуси. Из Москвы приехала племянница, видно было, как она удивлена, с каким почетом провожают ее дядю. Детей у него не было, жена давно умерла.  Его семьей стал наш институт и его ученики-парашютисты. Его друг –  наш завлаб Б.М. Смольский, ушел еще раньше в 1982 году. Похоронили Михаила Константиновича в белорусской деревне в Березинском районе на родине жены.

        Теперь, когда я вижу, как раскрываются парашюты в небе над летным полем аэроклуба в Боровой, с замиранием слежу за чуть видными фигурками, камнем падающими в затяжном прыжке, вспоминаю свою старую мечту прыгнуть. Наверное, желание было недостаточно сильным. И всегда  вспоминаю знаменитого парашютиста: героя войны, летчика-истребителя,  родоначальника парашютного спорта в Беларуси, мастера спорта, рекордсмена, многократного чемпиона СССР и мира Михаила Константиновича Шаипова.
        Вечная ему память!

        * НПО «Центр» – Научно производственное объединение  «Центр», г. Минск.
        ** ИТМО – Институт тепло-и массообмена им. А.В. Лыкова Национальной академии наук Беларуси
        Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаипов,_Мухашят_Хусяинович