Елена Петрова Гештальт терапия и онлайн

Елена Юрьевна Петрова
Елена Петрова «Гештальт терапия и онлайн, или Нет худа без добра» .
Гештальт терапия это терапия живого диалога. и вот наконец случилось технологическое чудо: мы перешли на онлайн методы. и что же это несет мне как гештальт терапевту? Речь идет не о том, возможно ли в принципе психологическое консультирование дистанционно, этот вопрос в последние годы в опыте давно решен положительно. Мы хотели бы показать, как важные специфические принципы работы гештальт терапевта могут быть реализованы в таких мало подходящих условиях, как дистанционная работа терапевта в формате использования онлайн. Нам бы казалось полезным обсудить специфику именно принципов гештальт, как уникального и своеобразного метода, в консультировании и возможности реализации этих принципов. Мы помним три базисных позиций, которые продвигает гештальт терапевт в своей практике. Три «кита» основания практики заключаются в том, что терапевт предлагает клиенту опираться на идеи ОСОЗНАННОСТЬ (AWARENESS), ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (RESPONSIBILITY) , АКТУАЛЬНОСТЬ (HERE AND NOW). Кроме того, в центре внимания мы поместим феноменологический подход, теорию поля и контакт.
Как я могу реализовать принципы ОСОЗНАННОСТЬ (AWARENESS), ОТВЕСТВЕННОСТЬ (RESPONSIBILITY) , АКТУАЛЬНОСТЬ (HERE AND NOW) в сессии по онлайн коммуникации и как мне реализовать принцип КОНТАКТА в онлайн коммуникации? Я и клиент просто видим друг друга на экране, и взгляды наши не всегда встречаются . ( правда, я пробовала практиковать переводить взгляд с одного участника ZOOM конференции и оказалось, что участник замечал мой взгляд. Видимо, важнее не передача «энергии взгляда», а чувствительность и отзывчивость к микродвижениям)
ОСОЗНАННОСТЬ (AWARENESS). Новая функция, которой не было до изобретении онлайн коммуникации, это возможность человеку видеть себя когда он говорит с другим человеком. Конечно, с зеркалом тоже можно было поговорить. Но происходит нечто чудесное, когда терапевт говорит тебе что-то о тебе, ( я замечаю что ты улыбаешься) и ты сам видишь своими глазами свое лицо и ЧУВСТВУЕШЬ изнутри свое переживание своего тела. Это удивительный момент может или помешать осознанности, или, наоборот, дать для нее новые возможности. Не стоит пренебрегать этим. Особенно с теми клиентами, кто склонен очень отвлекается от себя самого в момент, когда говорит с собеседником. Конечно, это небольшое преимущество вполне компенсируется недостатком того, что терапевт никак не может видеть своего собеседника, перед ним только только «говорящая голова». Я обращала внимание, что клиент, если он начинает осознавать себя, так регулирует изображение, чтобы сделать себя более заметным или менее заметным для меня. Но это пока можно оставить в стороне. Итак, я не могу отразить клиенту то, что происходит с ним в пространстве между нами. Я не имею возможности опереться на свое тело и ПОЧУВСТВОВАТЬ поле между нами. Это факт. Мне на помощь приходит принцип ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (RESPONSIBILITY). Но зато я могу спросить человека « как ты замечаешь сейчас свое тело? Сознаешь ли ты свое дыхание и позу? Я НЕ ВИЖУ тебя глазами и потому СКАЖИ как ты сейчас переживаешь то, что происходит». Этот момент «отдать ответственность» очень драгоценен. Потому что мне как терапевту, естественно, нужна не диагностическая информация о клиенте, а возможность развивать его собственную способность быть ответственным за свой опыт жизни.
КОНТАКТ. Кажется трудным быть в контакте с экраном монитора. Но мы привыкаем. И я могу стать ближе к моему собеседнику, это возможность на экране видеть и замечать элементы фона, на котором мне виден клиент. я могу сообщить ему что то из этого, а клиент переживает это в предметном мире. И это мостик между нами.
АКТУАЛЬНОСТЬ (HERE AND NOW). Эмоциональная связь тоже хорошо видна. Можно замечать, когда клиент "улетает " и когда он «тут» то есть мы понимаем, что собеседник всегда находится в каком то месте, только это место может быть или в нашем общем пространстве, или где то в другом месте. Точно так же можно попросить клиента переключить его внимание по трем зонам осознавания (внутренняя, средняя, внешняя) внешняя для клиента это или мое изображение в экране, или то предметное, что окружает его в данным момент. возвращать его, призывом, посмотреть на себя.
ЭКСПЕРИМЕНТ. Важнейшая часть гештальт метода работы, так как именно в момент ДЕЙСТВИЯ достигается целостность (ума, эмоций, интенции, движения). Сам по себе диалог частично ограничен в плане совместного движения. Потому приходится просить клиента вставать, совершать перемещения в пространстве его комнаты, менять положении тела, использовать предметы и игрушки. То есть возвращаться к несколько старомодным, но надёжным экспериментам в форме работы с полярностями или экспериментов с пустым стулом. Хорошо использовать пластилин, действия с предметами, в том числе и с игрушками. Я предложила клиенту эксперимент, рассуждать о знакомом ему предмете сидя удобно, или стоя ан ногах и имея опору, или вытянувшись строго как лектор ( говорящая голова). И оказалось для моего собеседника новым то, что мы все знаем из житейского опыта. Как только меняешь позицию тела, когда разговариваешь о чем то важном, мысли меняются, наоборот, ригидные мысли побуждают быть ригидным тело. Поэтому я прошу моих собеседников вставать и двигаться. Например ходить ногами между двумя стульями. Это простое и неожиданное для работы онлайн действие подключает движение и подключает тем самым эмоциональные виды мышления, т.е. расширяет ресурс. Эксперимент, который мы сделали, привёл клиента к следующему выводу: изменением позы клиента, с его новым движением, меняются мысли, перераспределяется энергия и появляется простор для нового опыта.
Итак, мы возвращаемся к тезису, что это возможность использовать то, что клиент видит себя на экране, что способствует осознанности, актуальности и ответственности.

ОБЩЕЕ ПОЛЕ. Я воздержусь от популярного понимания поля как эффектов СИНХРОНИИ, описанных Карлом Юнгом ( случайное совпадение сюжетов и формы процессов , которые происходят в разных местах). Мы можем более реалистично использовать понятие поля как характеристики ПРОСТРАНСТВА МЕЖДУ, которое развивается в отношениях двух людей в диалоге. И эффекты теории поля в феноменологическом пространстве. Понимание того, что в терапевтическом диалоге формируется некоторое общее поле между клиентом и терапевтом. Создание единого чувственно переживаемого ( эстетически переживаемого) поля очевидно, если речь идет о двух людях, которые находятся в одном помещении. Отсутствие прямого физического обмена микро сигналами при работе в онлайн режиме не дает такой возможности непосредственного опыта чувства. Однако эффекты общего пространства/поля могут быть реализованы в других измерениях, остается в распоряжение терапевт возможность отражения в своем телесном опыте того, что является впечатлением в отношении содержательного сюжета и формы того, что рассказывает клиент. второй аспект , использование феноменологического подхода в перспективе теории поля, дает ориентацию на многовариантность возможных объяснений и возможных восприятий событий диалога. Терапевт может заметить, что часть реакций его самого или его клиента связаны с эффектом плоского экрана, с доступностью или не доступностью прямого контакта руками, с возможностью для клиента спрятать а пределы контактного окошка часть своих реакций и так далее. Например, мы можем заметить, что клиенты более осторожно выражают агрессию в адрес терапевта при работе в формате онлайн. И в моем опыте это может указывать или на то,, что формат экрана создает дифлексию и мешает проявлению ИД, или то, что для моего собеседника заметна бесполезность телесного выражения агрессии, или дополнительный факт моей (терапевта) неуязвимости и не доступности в как собеседника в таком диалоге.
Я часто вспоминаю, что первые годы авторы нового подхода (гештальт терапии) предполагали, что возможна самостоятельная работа человека на основании этих принципов. Онлайн форма естественно требует того, чтобы самостоятельная работа клиента была заметной. Терапевт отчасти становится «тренером», который предлагает некоторые идеи, которые клиент может реализовать в практике собственной жизни. Это «обучение» приходится транслировать ясными словами и простыми высказываниями, и это с необходимостью компенсирует то, что терапевт для клиента все таки « говорящая голова на мониторе». Перлз отмечал, что главное происходит МЕЖДУ встречами в терапевтом. Например, мне приходится следить за своими репликами так, чтобы по максимуму использовать глаголы. И побуждать клиента делать эксперименты в области контакта между нашими встречами.
Поэтому я старательно заново обдумываю, что же я сама имею в виду, когда использую концепции ГЕШТАЛЬТ МЕТОДОЛОГИИ? Вот несколько заметок на полях. Самый первый и самый сложный из них это ОСОЗНАННСОТЬ (AWARENESS). Как заметно из английской версии термина, это про регистрацию и обнаружение себя для себя самого и обнаружение себя в мире. Не стоит смешивать этот концепт с идеями «рефлексии и саморефлексии», а так же в с концепциями « сознание /бессознательное», которые использует Фрейд. Осознанность это самостоятельный и новый для практики психотерапии концепт, ближе всего его можно соотнести с психическим процессом ВОЛЯ. Это всегда ПРОИЗВОЛЬНАЯ активность ума ( работа ума). Перлз говорил, что достаточно осознанности, чтобы то, что делает психолог, было бы гештальттерапией. Осознанность и в опыте клиента и в опыте терапевта. Принцип актуальности и принцип ответственности «дружат» с принципом осознаннсоти. Естественно, мы понимаем принцип АКТУАЛЬНОСТЬ (HERE AND NOW) не как призыв в сюжетах жизни «забыть прошлое и не думать о будущем». Это несколько более важное основание для практики, то есть дело не в сюжете, а в принципах организации опыта. Дело в том, что принцип «в моменте», как часто сейчас называют принцип HERE AND NOW, указывает на то, что изменения происходят в момент переживания/действия, которое по определению актуально только в момент совершения. Единство тела/интенции/мысли переживается «в моменте». Принцип ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (RESPONSIBILITY) кажется очевидным, но всегда требует внимательности, так как клиент может понимать идею ответственности как повод чувствовать «вину за содеянное», перемещая значение концепта из области «авторства» и следующего с ним рядом принципа «активности» в сторону такого знакомого с детства опыта вина/наказание/стыд.
Итак, осваиваем новые формы коммуникации и отчасти вносим в эту практику находки, полученные в старом опыте. Новые виды коммуникации удобны для многих активных молодых людей, и они не так стесняются говорить о важном, когда говорят не с живым человеком, а с экраном смартфона. Например, в исследованиях 2018 года в Канаде было отмечено, что подростки лучше понимают терапевта, когда разговаривают онлайн. Им не так тревожно. Анализ практики работы онлайн позволяет сделать выводы, что даже в условиях онлайн терапевт может реализовать в диалоге важнейшие для гештальт принципы. Эти формы дают клиенту создавать НОВЫЙ ОПЫТ и создают в плане процесса опору для клиента, для того, чтобы человек начинал вносить что-то новое в своей опыт и тем самым создавать предпосылки для продуктивных изменений.
Маленькое отступление, которое не могу не сделать в этот момент. Гештальт подход часто называют терапией, которая сопровождает изменения. И это соответствует концепции нового опыта и концепции творческого приспособления. Изменения бывают разные, и некоторые изменения нам кажутся предпочтительными (например, способность к контакту и осознанность), некоторые не нравятся ( например, блокировка чувств, отсутствие апатии, появление симптомов, не способность к контакту…). Итак, не все изменения нам нравятся ( в самих себе и в других людях). Например, «шоковое воздействие» в ситуации создаёт стресс, и человек меняется под влиянием стресса. Переживания унижение, стыда и отчуждении тоже создают предпосылки, чтобы человек изменился. И так далее. К изменениям ведут не только личностные обстоятельства и личностные привычки и алгоритмы поведения человека, но то, какие условия ему предлагает окружение и ситуация. Терапевт в диалоге является частью ситуации клиента, поэтому методология терапии в каждом конкретном методе предполагает некоторые базисные формы, которые вносит терапевт в ситуацию. Исходя из методологии выбираются принципы действия и формы, которые клиенту предлагает терапевт (как часть окружения). Поэтому нам важны те вводные, которые мы считаем активной частью предпосылок для изменения. Эти вводные мы и перечислили выше: ОСОЗНАННОСТЬ (AWARENESS), ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (RESPONSIBILITY) , АКТУАЛЬНОСТЬ (HERE AND NOW), КОНТАКТ. Следование этим концептам представляется важным для того, чтобы создавать базис для развивающего нового опыта клиента, и в этом специфичность ГЕШТАЛЬТ как терапии.
Заключение. «Нет худа без добра».
Следовать новым формам коммуникации это вызов для терапевта. Сопротивление прогрессу было бы странной позицией. Однако переход к редуцированным ( в варианте онлайн) формам диалога мне как гештальт терапевту первое время ( и сейчас) казался затруднительным. Это не так уж просто для меня как для гештальт терапевта, который ориентирован на работу в практике использования эффектов поля. И в практике диалога. Однако мне приходится задуматься: есть ли какие то преимущества, вспоминая старую поговорку, что «нет худа без добра». И обнаружила, что есть некоторые возможности, которые на первый взгляд не так уж очевидны. Например, коллега рассказывает: «Вчера работала по скайп с клиентом. Этот человек жаловался на то,  что имеет трудности в развитии близких дружеских отношений. Этот человек имел большую популярность как журналист, но чувствовал себя одиноким, хотя многие хотели с ним общаться. И это было вопросом его способов организации контакта. По сути, он умеет быть лидером и не умеет быть в «горизонтальных отношениях». Он затрудняется  тому простому действию, которое мы называем «входить в контакт и выходить из контакта».  А это важнейшее действие, которое дает возможность быть в горизонтальных отношениях ( это создает  саму ткань отношений). другом. Связь в нашем сеансе он-лайн  рвалась раз десять, сессия растянулась, но я всякий раз по возобновлении коннекта обыгрывала в разговоре этот обрыв связи, говорила что "вот мы каждый сам в себе - - а вот мы с тобой ВМЕСТЕ тут и я стараюсь тебя понять" и "заметь, как это происходит внутри твоего мира, что стало  иначе, чем раньше?" И человек,  который жаловался на одиночество по жизни несмотря на большую востребованность, обнаружил, что такая свобода  и живость в общении не опасна и даже интересна. Это был его новый опыт.
Итак, новые формы организации коммуникации (он-лайн вместо беседы в кабинете с глазу на глаз) заставляют меня свежим взглядом обратиться к привычным и почти автоматически воспроизводимым концептам, заново осознавать , что же такое ГЕШТАЛЬТ и в чем базисный принцип эффективности этого метода в терапии.
Елена Петрова март 2020