По картине В. Перова. Пасхальный ход. 1861

Дмитрий Суханов 2
Об авторе

Васи;лий Григо;рьевич Перо;в (21 декабря 1833 (2 января 1834), Тобольск — 29 мая (10 июня) 1882) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

                Мои стихи по картинам художника

Проповедь в селе 1861 http://stihi.ru/2021/11/06/4097

Чаепитие в Мытищах близ Москвы 1862 http://stihi.ru/2020/02/10/5574

Приезд гувернантки в купеческий дом 1866 http://stihi.ru/2021/11/20/8082

На привале 1871 http://stihi.ru/2020/04/10/3813

Голубятник 1874 http://stihi.ru/2020/02/10/5593

Трапеза 1876  http://stihi.ru/2020/03/08/3933
 

**********************

О картине

1861

На фоне мрачного пейзажа разворачивается не менее мрачная «пастораль»: из избы вываливается паства вместе со священником. По разъезженной улице подгулявшая толпа начинает крестный ход. Действие происходит не на Пасху, а на светлую седмицу, то есть на неделе после религиозного праздника. В это время священник обходил все дома прихода, в каждом из которых его привечали и угощали.

Идут, шатаясь, прихожане,
Неся хоругви и кресты.
Забыв духовные основы,
В порок они погружены.

Увидев картину Перова, представители Синода выразили протест. Академия художеств получила предписание снять полотно с экспозиции. Неоднозначно оно было встречено и современниками. Например, Павел Третьяков выкупил ее сразу же и выставил у себя. Правда, вскоре его заставили полотно снять.

Стоит едва священник сельский,
Немало он на грудь принял.
Идти с процессией не может,
Боится как- бы не упал.

Были и те, кто рассмотрел в Перове мастера обличения и защитника простых людей, терпящих тяжелое унизительное положение и покинутых в их горе. Так, критик Владимир Стасов называл полотно «Сельский крестный ход на Пасхе» правдивым и искренним. Ему парировал художник Михаил Микешин, полагавший, что Перов убивает высокое искусство, показывая лишь неприглядную сторону жизни.

Слабы, увы, в деревне духом,
Непросто змия победить.
Святая Пасха это повод,
Спиртное вволюшку испить.

Перов писал в те годы, когда творческая интеллигенция была озабочена судьбой крестьянства. В эпоху реформ, кардинальным образом менявших уклад жизни большой части населения страны, стало модным интересоваться фольклором. Собирались и издавались песни, поговорки, сказки. Авторы стремились показать жизнь без прикрас, натуралистично.

*********************
Перов. Великодній хід в селі. 1861

Йдуть, хитаючись, парафіяни,
Несучи хоругви і хрести.
Забувши духовні основи,
У порок вони занурені.

Стоїть ледь священик сільський,
Чимало він на груди прийняв.
Йти з процесією не може,
Боїться як-би не впав.

Слабкі, на жаль, в селі духом,
Непросто змія перемогти.
Свята Пасха це привід,
Спиртне вволюшку випити.