Лень и сила воли

Евгений Ермолин
Здравствуйте, я — Вася Гремячкин. Прочитал у Евы-Софии http://proza.ru/2021/02/11/990 «О лени»:
«Данное  психосоматическое  состояние  исключительно  ценно  и  продуктивно  тем,  что  позволяет выводить  психофизическую  константу  личностной  способности  к  преодолению,  заложенной  в генном  психотипе  рефлексивной  данности,  пропускающей  это  состояние  через  себя  и  всегда  имеющей  предположительный  потенциал  для  его  преодоления,  таким  образом  имеющей  все  возможности  гарантированно  генерировать  состояние  счастья»…

Всё поняли? Я это преодолел раза с десятого. Коротко она же сформулировала это гораздо понятнее и проще: «Лень ценна своим преодолением». Данная неочевидная мысль и привела меня к желанию рассказать о своём преодолении.

Учился я хорошо, так как мама ежедневно проверяла мои тетрадки и спрашивала устно.
Но в эту осень она от завода получила путёвку на курорт в Кисловодск и отбыла на целый месяц из нашего городка, в котором главная районная газета называлась «Северная правда», а единственный ресторан не избежал имени «Север».

Бабушка имела образование четыре класса, а, поскольку я уже учился в шестом, то она в мою учёбу не вмешивалась. Получилось так, что наша учительница математики ушла рожать ребёнка, а её заменяла другая учительница, котирующаяся в школе более высоко. На первом же уроке по геометрии я ничего не понял, домашку не сделал, так как спросить было не у кого. Получил первую двойку. Чтобы было понятнее, поясню, что двойка при маме — это была настоящая война с криками, истериками в мой адрес, поэтому за четверть я получал максимум одну двойку, а чаще обходился и без неё. Тройки тоже не приветствовались, но приводили к усиленному учению с запретом выходить на улицу к ребятам, где в основном и проходила наша жизнь. И почему-то не было этих жутких истерик. Благодаря этим мерам тройка постепенно всё дальше отодвигалась четвёрками и пятёрками на задний план, и за четверть я благополучно получал хорошую оценку.

За месяц отсутствия мамы тетрадка полностью покрылась красными двойками и даже колами, а в строке в журнале по имени Гремячкин Василий такие же двойки выстроились в колонну по одной, как в армии. Никто не ругает, не помогает, поэтому я воспринимал всё это легко и безответственно, совершенно не задумываясь о последствиях.

Однажды учительница попросила меня остаться после уроков, посадила напротив себя и сказала: «Вася, ты же мужчина, поэтому должен проявить силу воли и выучить всю пропущенную геометрию»! Я впервые слышал это звукосочетание «сила воли», поэтому спросил: «А что это такое»? — Она спокойно, но твёрдо мне рассказала, что сила воли — это способность управлять своим поведением: человеку не хочется что-то делать, и слабый человек это и не делает, загоняя себя в тупик, а сильный человек может заставить себя делать то, что не хочется или не получается, и, с трудом, но делает. Главное — сделать первый шаг, а потом пойдёт всё легче и лучше. Удивительно, но я её понял. Наверное потому, что она не ругалась, а спокойно общалась со мной, как с равным.

До приезда мамы оставалось всего неделя, и я вдруг почувствовал всю опасность, которая мне грозит после радостной встречи. Взял учебник, открыл, заглянул, посидел и закрыл, так как с улицы уже кричали: Васька, выходи, в войну играть будем! И я бросился мимо бабушки, которая тоже что-то почувствовала. Мы победили, поэтому вернулся я в отличном настроении! Но тут показался учебник с надписью «Геометрия», и настроение как отрезало. Сел я к этой книге и тупо смотрел минут тридцать, не открывая. Потом вдруг сквозь все свои не хочу и не могу решительно открыл её и сразу начал читать, начиная с самой первой аксиомы: «Через любые две точки проходит единственная прямая». Не понял, но повторил, потом ещё и ещё… И дошло, наконец! Ткнул карандашом произвольно в тетрадке в две точки, провёл между ними линию по линейке и, сколько ни пытался, провести ещё хотя бы одну прямую так и не удалось.

Ура! Победа! Возникло ощущение, что выросли крылышки. Дошёл до теорем: «Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы». Получалось всё легче и легче. Появилось желание заниматься геометрией. Не заметил, как дня за три выучил весь учебник, даже то, что ещё не задавали, попросил учительницу спросить меня по всему материалу, просидели с ней два часа, она всё спрашивала и спрашивала, а я без запинки отвечал на все вопросы. Смотрю, а она зачеркнула все мои двойки в журнале и наставила ровно столько же пятёрок! Грязненько получилось, но пятёрки выглядели явно красивее двоек. Тетрадки она забрала себе, чтобы мама не увидела. Потом-то мама всё узнала, но к пятёрке за четверть она придраться ну никак не могла.

Так учительница преподала мне не только геометрию, но и научила включать силу воли, когда это требовалось в жизни. Уже взрослым я понял, что она была не только ответственна, но и мудра! Без этого урока и вся моя жизнь, возможно, сложилась бы по-другому.