Станция Молодёжная. Не просто точка на карте

Александр Ерошкин
Живу на западе Европы, от Дюссельдорфа до Атлантического океана около 200 километров, при большом желании можно на велосипеде проехать. Климат комфортный, зимы, как говорится, сиротские, морозов почти нет. В начале 2021 года герани на балконе ещё цвели, замёрзли уже в марте – двух утренников хватило. Лето не жаркое, загореть не успел. И вот в этих условиях мечты зовут в суровые края Крайнего Севера, Дальнего Востока, Антарктиды, Южной Африки или южноамериканской Патагонии.

В четвёртом и пятом классах я сидел на первом ряду от входа на четвёртой парте,  сперва сидел с Людкой Тарасовой, потом с Риткой Мироновой. Не могу себе простить, что в первые дни в пятом классе оскорбил Ритку. Она подписывала свою тетрадь, а я слово РИТА прочитал на немецкий лад как ПУМА.  Какое-то время в классе её называли Пумой. Она была новенькой. Кстати, в школе ко мне почему-то всегда подсаживали новеньких. Может, потому, что я с ними не ссорился, парту не делил,  всегда находил общий язык и готов был помочь?

Я и дальше хотел бы сидеть на этом месте с краю, но со стены убрали географическую карту, повесили какие-то картинки, которые мне не интересны. Потом я кочевал по всему классу.  А карта, когда перед тобою весь мир…

Все путешествия я совершал от Кыштыма, даже если его не было на карте. Если двигаться на запад по карте, то попадёшь в Казань, потом в Москву, потом в Полоцк. Кстати, остров Лабрадор находится на широте Москвы и моего родного Кыштыма… А если отправиться на восток, то  попадёшь в Томск, на Охотское море, Камчатку и Командорские острова. На севере – Свердловск, Серов, Карское море, Новая Земля. Путешествие точно на юг не сулило ничего интересного: Аральское море, пустыня, Аравийское море и только в самом низу – таинственная Антарктида, куда были организованы экспедиции, там  зимой 1956 года (в Антарктиде тогда было лето) утонул челябинский трактор и взамен него на ЧТЗ стали делать новые партии тракторов для работы в полярных условиях.

Антарктида на карте в классе была и внизу почти вдоль всей карты, а ещё  в нижнем левом углу, хотя обозначений на этой карте было немного.

Стихи Владимира Маяковского «Кем быть» я знал наизусть, особенно нравился мне последний совет.

Летчику хорошо,
а матросу —
лучше,;;;;;;;
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.;;;;;;;
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете —
морской дорожкой
на реях и по мачте,
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс;;;;
Южный,;;;;;;;
а Северный —
наверное.;

Были у меня мечты и моряком стать, и в Нахимовское училище поступить, и под парусом ходить до самой  Антарктиды, которую тогда активно открывали. Пока у нас была зима, в Антарктиде стояло лето, но не такое, как у нас. 

Жизнь пошла по-другому пути. Не стал я ни моряком, ни полярником. А появление информационных технологий позволяет на старости лет побывать там, куда  в юности больше всего тянуло. Не обязательно ногами исходить те земли. Можно и видео посмотреть, и фотографии, и словесные описания почитать или послушать.

Вот и решился я на экскурсию по удалёнке. Мечте не запретишь.

Немного истории освоения Антарктиды. Ледовый континент начал осваиваться с 1956 года, с года активного солнца. Советский Союз очень серьёзно подошёл к проблеме.

«Мирный» - так называлась первая советская антарктическая станция. Красивое имя, значимое, звучное, говорящее о целях освоения. Полярная станция «Мирный» была основана в Антарктиде на берегу моря Дейвиса в рамках Первой Советской Антарктической экспедиции (1955-1957). Она стала главной базой для исследования нашей страной континента, откуда происходило руководство всеми остальными станциями.

Потом были другие полярные станции. «Восток» с 1957 года вблизи к южному полюсу, станция «Новолазаревская» с 1961 года,
«Беллинсгаузен» работает с 1968 года, «Прогресс» с 1988 года, с перерывом с 2000 до 2003 года, «Ленинградская»  работала 20 лет,  с  1971 по 1991 год, станция «Русская» с  1980 по 1990 год , «Дружная» с  1987 по 1995 год.

Я выбрал станцию «Молодёжная». Если по меридиану (мере дня, самой высокой точке солнца), проходящему через мой родной город, по карте опуститься до Антарктиды, то справа недалеко до моря Космонавтов, на его берегу и была организована станция «Молодёжная». Указатель даёт представление, в какой стороне какую географическую точку искать и какое расстояние надо преодолеть.

Я считаю, что Антарктида – это голова нашей планеты. Этой частью Земля ввинчивается в космическое пространство и сопровождает наше светило Солнце в его движении по орбите. Ввинчивается против часовой стрелки. Движется в том же направлении, что и Циркумполярное Течение Западных Ветров, в этом же направлении закручиваются смерчи (торнадо), а ещё против часовой стрелки делаются в основном прыжки в фигурном катании. Взгляните на цоколь электролампочки со стороны одного из контактов, он подскажет направление движения.

На мой взгляд, давно пора перевернуть глобус и реально представлять, в каком направлении движется наша планета.

Попытайтесь во время движения автомобиля вылить на капот стакан воды. Вопреки логике, вода потечёт вверх по ветровому стеклу. Точно так же на Земле текут три океанические течения с юга на север. И большинство рек на планете текут на север и на восток.

Так вот, если подниматься по планете вперёд и вверх, то справа на берегу моря Космонавтов мы обнаружим станцию «Молодёжную», она просуществовала с 1962 по 1999 год. В настоящее время она  полностью законсервирована.

Своим экскурсоводом я выбрал полярного врача из Апатитов (Кольский полуостров) Валерия Трефилова, потому что он оставил подробнейший фотоотчет о своей жизни в «Молодёжной». Сожалею, что нельзя всё это воспроизвести на проза.ру. Иногда я буду прерывать его речь своими ремарками, порой перескажу сказанное им своими словами, но главное – постараюсь сохранить атмосферу и впечатления человека, пожившего на антарктической станции «Молодёжная».

Вы только посмотрите, как он окрылился и сам же себя опустил. Значит, человек не потерял объективность, ему можно доверять.

«Если исходить из того, что на каждой станции работали по два врача, то произведя нехитрые математические расчёты, получается, что врачей за всё время освоения Антарктиды, на момент моего прибытия, было около 600. Не то чтобы я, спрыгивая с вертолёта на землю самого отдалённого континента, вспоминал слова Нила Армстронга, понимая, что до меня здесь уже побывали тысячи человек. Но мысль, что я один из такого ничтожно малого количества из многомиллионной когорты врачей, всё-таки заставляла собой гордиться».

Станция «Молодёжная» законсервирована, но время от времени туда приезжают группы исследователей в летний период, а зимовки проходят на «Новолазаревской», и когда улетает последний самолёт и исследовательское судно "Академик Фёдоров" берёт курс на Питер, то  в течение ближайших девяти месяцев помощи ждать неоткуда. В космос летают чаще. Были случаи, когда космонавтов с орбиты снимали, но в условиях зимы ни одно транспортное средство в Антарктиду не доберётся. Конкретная реальность сложнее любой фантастики.

Антарктида далеко. Гималаи с их восьмитысячниками ближе, но на пути к самой высокой горе мира, Эвересту, существует настоящее кладбище альпинистов, которые не смогли дойти до вершины. Останки мертвых тел годами лежат на пути следования экстремалов.  Но есть несколько веских причин,  почему альпинисты не забирают своих товарищей с маршрута. И главные из них – жуткий холод, ветер и нехватка кислорода на высоте. "Точка невозврата"  находится на высоте 8300 метров, после которой  альпинисты уже не смогут вернуть своих товарищей, которые не могут двигаться самостоятельно, чтобы не погибнуть самим.

По словам полярного врача Валерия Трефилова, после 19 декабря 2010 года другие полярники, что прилетали вместе с ним, вернулись. Полярники с белорусской станции попросили помочь им в консервации  техники  и тоже улетели. Он пишет: «Мы остались одни». В кают-компании собирались за одним столом одиннадцать  крепких мужчин.

Станция «Молодёжная» в своё время была крупнейшей, её даже называли столицей Советской Антарктиды.  На зимовке количество работников доходило до 150 человек, а в сезон - до 500. Станция имела свой аэродром, диспетчерский пункт, нефтебазу, склад под ракеты, запускающие зонды в атмосферу, целый дом был отдан под медпункт. В общем,  это был  небольшой посёлок. От прежнего величия осталось несколько строений, снаружи изрядно потрёпанных нескончаемыми антарктическими ветрами, да пять самолётов навеки застыли в снегу и льдах белого континента.

С 1999 года зимовки на  станции не проводятся. А на сезон приезжают каждый год, заводят дизель-генератор и живут два месяца, тем самым определяя геополитическое присутствие России в данном регионе. Всё необходимое, включая продукты питания и горючее для дизеля и другой техники, завозят с собой.

Время от времени звучат разговоры, что руководство Российской Антарктической экспедиции собирается реанимировать станцию, вернуть всё на круги своя,  но сделать будет непросто. А это, как вы понимаете, стоит очень и очень дорого.

От себя добавлю, что сегодня много усилий прилагается для обустройства Северного морского пути, для обживания Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, а время не самое спокойное, а страна и многие её руководители находятся под санкциями США и Евросоюза. Сами санкции незаконны. Но они подкреплены военной силой США и НАТО.  Потому приходится учитывать обстоятельства, накачивать мускулы,  накапливать опыт, формировать различные фонды и альянсы  и непрерывно совершенствовать технологии для будущего прорыва.

Валерий Трефилов отметил, что во время его проживания в Антарктике полностью пригодны для жилья на Молодёжке были только два здания. То есть в них есть электричество, а оно давало и свет, и тепло. Девять  человек расселились в одном доме, два гидробиолога во втором.

Повар готовил, механики занимался техникой, главный механик ДЭС и моторист несли по очереди вахту около дизель-генератора. Что не мудрено. Топливо - это жизнь в Антарктиде, и работа такого важного агрегата требует круглосуточного наблюдения.

Наши учёные занимались своими исследованиями.

А что делать доктору? Валерий Трефилов отвечает: «Я дежурил по кухне первое время, пока всё не устаканилось и не был составлен график дежурств. Дежурили все, за исключением начальника станции, мотористов и механиков».

В свободные дни от дежурств по кухне я вместе с механиком ездил за водой на вездеходе к ближайшему водозабору. Кстати, освоил вождение на вездеходе.

Доктор обнаружил на станции электрохлебопекарню. Нашёл инструкцию к ней. Решил попробовать. Получилось хорошо, пока хлеб свежий. Ребята прозвали этот  хлеб докторским.


Относительно недалеко от Молодёжки располагалась первая белорусская антарктическая станция. Белорусы  тогда только начинали, а потому часть своей техники  хранили на Молодёжке.

 Кроме того, на хранении оставались два импортных снегохода. Они стояли в деревянном помещении по типу гаражного. Но за предыдущие 9 месяцев безмолвия  ворота в гараже подорвались и два снегохода были похоронены под трёхметровым слоем снега. Просьба белорусов сводилась к тому, чтобы мы их оттуда достали и определили в более понадёжнее место до следующего года, поскольку ветры в Антарктиде такие, что неплотно прикрытое окно в транспортном средстве, маленькая  щель, за ночь пропустит столько снега в кабину, сколько сможет поместиться, заполняя до миллиметра всё свободное пространство,  и при этом ещё и спрессует. А тут вместо ворот пролом....

В Антарктиде влажность 30 процентов и поэтому на солнце, если нет  ветра, при температуре 0 и даже минус 1 комфортно даже в футболке.

Но очки рекомендуют носить всегда. И не зря. Были случаи, когда из-за повышенного ультрафиолета и белоснежного покрова вокруг начиналось отслоение сетчатки глаза. Снег, который мы выбрасывали наружу гаража, таял очень быстро. Справились со снегом, но как вызволить снегоходы из ледяного плена, если они очень крепко примёрзли к полу.  Не сразу, а  день за днём мы с этой задачей справлялись, отпаривали технику кипятком. Поставили на снегоходы заряженные  аккумуляторы, и каждый из них завёлся, как говорится, с полуоборота. Техника внушала уважение.

Доктор рассказал, что ему предложили поменять дислокацию и отправиться вторым врачом на станцию " Восток". Он мечтал попасть на эту станцию в глубине материка. Но прежде, чем согласиться, вспомнил, как шло комплектование медиков, как собирались аптечки для каждой станции, как проходили «курс молодого бойца». Изначально он и два молодых доктора, один хирург, другой анестезиолог, были кандидатами как раз на станцию "Восток". Обычно при подготовке к экспедиции людей селили в каютах попарно, чтобы в длительном пути они могли приглядеться друг к  другу, выяснить,  совместимы ли они, не окажутся ли врагами с первых минут.

Я не случайно вспомнил, что в школе ко мне очень часто подсаживали новичков, и у нас не было конфликтов. Так вот, двое молодых докторов, "  плыли на «Беллинсгаузене» и с ними в каюте оказался опытный полярник, который в четвёртый раз собрался в Антарктиду. А доктор с  «Белинсгаузена» добирался в Антарктиду не на корабле, а на самолёте через Чили и Кейптаун. Он попросил молодых докторов не расслабляться и оставаться трезвыми, поскольку другие участники перехода могут позволить себе расслабиться.

И вот на переходе из Санкт-Петербурга до Бременхафена на Балтике в Германии опытный полярник выпил, и самим фактом прогневил молодого хирурга. Уладить конфликт не удалось, и хирург обратился к начальнику экспедиции, чтобы подвыпившего полярника  списали из зимовочного состава. Все обращения к совести, уговоры, что он опытный специалист, очень нужный на зимовье, успехов не принесли. Хирург пригрозил, что готов обращаться непосредственно к руководству института Арктики и Антарктики. В общем, полярника с трёхлетним стажем из  Бременхафена отправили  домой.


То есть списали бывалого «восточника», который во время зимовки  не то что не употребляет спиртное, которое полагается каждому полярнику, но и пиво, положенное по субботам в бане, отдавал товарищам. То есть все три зимовки он  вел абсолютно трезвый образ жизни. А тут не повезло,  оказался в одной каюте с таким правильным и  принципиальным товарищем.

Валерий Трефилов размышляет: «Как-то так повелось по жизни, что самые нетерпимые к выпивающим людям, с кем мне приходилось встречаться, это бывшие алкоголики. Упаси Бог, никого не хочу обидеть, это моё личное мнение. Выпив свою цистерну и потом,  в силу различных причин, как правило,  медицинских, то есть перенесённый инфаркт, язва желудка или того хуже, цирроз печени, начинают поучать окружающих, как это плохо пить. Я к тому, что принципиальный коллега, в силу возраста, 34 года, никак не мог быть из бывших,  хотя кто его знает. Но что-то у него по жизни явно не складывалось. Мужик должен быть мужиком, а не следовать на поводу своих амбиций».


 Приглашение на «Восток» хирург Трефилов  получил потому, что там у молодого анестезиолога разболелся зуб и доктор-хирург что-то неудачно сделал. Больного отправили на курсирующее близко судно «Академик Федоров», где ему зубы вылечили, но после он категорически отказался возвращаться на «Восток» и потребовал вернуть его в Питер.

Отказ от поездки объяснялся просто:  два хирурга на станции без анестезиолога  -  это нонсенс. Какой мне смысл ехать вторым хирургом? В плане ассистентов всегда можно "намыть" на операцию кого-нибудь из числа, кто крови не боится, а что делать двум хирургам на одной станции? И дело было даже не в том, что у нас с оставшимся на" Востоке" хирургом не сложились психологические отношения. Да и не смог бы я  никогда оставить 10 полярников без медицинской помощи».

Незаметно подошёл Новый Год. Решено было отметить праздник шашлыками. Я с удовольствием взялся за это дело. Во-первых, я люблю готовить, и именно мясо. А во-вторых, не хвастаясь, я очень хорошо готовлю шашлык. С душой. Но на станции не было шампуров. Мы с гидробиологами нашли толстый алюминиевый лист, нарезали из него полосок, обточили, заточили их на станке, завернули тыловую часть и получили прекрасные шампуры.

Выбрались как-то с ребятами прогуляться. Вдоль побережья тянется мыс Гранат. Название получил от камня, что здесь раньше находили и, говорят, приличных размеров. Сейчас же под ногами множество камней с мельчайшими вкраплениями граната. Ещё в Питере перед объездом я встретил друга, который попросил меня привезти из Антарктиды пару камней. Для памяти и коллекции. Меня удивило тогда, а здесь, на мысу я понял, что надо привезти другу.

С одной стороны мыс пологий. Мы подошли к его основанию и увидели пингвинов аделей. Те, в свою очередь, кинулись к нам навстречу полюбопытствовать, что мы за звери… Но стоило подойти поближе, мы поняли, что  над пингвинами крутился баклан, высматривая жертву, ведь пингвинята для них могут стать легкой добычей.

Ближе к вершине, после которой мыс опять уходил к морю, полярники  подошли к кладбищу станции «Молодёжная». Хоронить в земле тут нельзя - земли здесь нет, одни камни. Из толстого листового железа сваривают саркофаг и укрепляют его на камнях.

 
Сейчас уже и не вспомню,  сколько могил. В интернете называют цифру 18, по другим источникам 19. Но если вспомнить обстоятельства смерти, то мне кажется 14 или даже 13.

Я однозначно считал и считаю, что любая трагическая смерть, а особенно героическая, во все времена, как правило, результат чьего-то раздолбайства, разгильдяйства. Разумеется, в русском языке есть более жёсткий синоним и он правильно и чётко, на мой взгляд, отражает ситуацию. Затрудняюсь сказать, есть ли его аналог в иностранных языках , но получившему хорошее воспитание в семье офицеров, лучше его не употреблять.

 Предвижу возмущение со стороны читателей. Но я же сказал уточняющее КАК ПРАВИЛО. Разумеется, из этого списка выпадают события в боевых действиях. Достаточно взять любую войну или гибель сотрудников правоохранительных органов в мирное время. Об этом даже и говорить кощунственно. Хотя…

История знает случаи, когда по ошибке или незнанию обстановки и даже, собственных амбиций и, наконец, (не могу отделаться от этого ёмкого слова) решение командира приводило к массовой гибели личного состава. Тем, кто увлекается историей Второй мировой войны, я бы посоветовал посмотреть 96-серийный документальный фильм « Вторая мировая война - День за днём» режиссёра Виктора Правдюка.

Вторая мировая война 1939-1945, как известно, стала самым кровопролитным и беспрецедентным по жестокости военным конфликтом в истории человечества. Победа в этой войне войск союзников, противостоящих силам Германии, Японии и Италии, вовсе не была предопределена с самого начала, как многим представляется в наши дни. Для разгрома сильного и беспощадного врага потребовались огромные усилия, и итоговый успех стоил странам-победительницам неисчислимых жертв. Фильм рассказывает о временном промежутке 1 сентября 1939 — 2 сентября 1945 года.


Считаю, что на сегодняшний день это лучшее детальное освещение самой страшной войны за всю историю человечества. Больше,  чем уверен, вы откроете для себя много нового. Как эпизод из фильма… Я глубоко уважаю Георгия Константиновича Жукова, но его разговор с Эйзенхауэром в освобождённом Берлине наводит на неприятные мысли. Посмотрите, не пожалеете. И потом всем известная « 9 рота», неужели это вымысел режиссёра?

 И даже если написанное выше не является исторической правдой (оставим это на совести тех, кто нам эту информацию преподал), то кто сможет оспорить реальные факты нашего времени.


Вернёмся к героизму и что ему предшествовало. В армии, на учениях, офицер накрывает своим телом гранату, выпавшую из рук новобранца с сорванной чекой. Офицер героически погибает, спасая окружающих. А как назвать того, кто эту гранату уронил?
Пожарный, спасая людей из пожара, сам сгорает в огне. Однозначно есть тот, единственный, из-за кого эта трагедия и случилась. И таких примеров можно привести тысячу и за ними будут стоять конкретные люди. А если взять просто трагедию по вине другого, то любое ДТП будет лучшим примером.


Я к тому, что в могилах на станции «Молодёжная» нашли свой вечный приют полярники, ушедшие, по большей части, не от естественных причин, но и героев там нет. Поэтому промолчу по этическим соображениям о тех, кто покоится в саркофагах,. Скажу лишь, что было время, когда полярники подписывали бумагу, что в случае смерти не возражают против похорон в Антарктиде.


Антарктическое лето полностью вступало в свои права. На ледяном поле, на море, появились трещины. Тюлени стали вылезать на лёд, чтобы насладиться такими недолгими солнечными днями.

 
Мы пошли на рыбалку. Ледорубы с собой не брали, ловили в трещинах. Однажды хороший клёв внезапно прекратился. Сделали перерыв, закурили, не переставая вглядываться на воду. И тут сидящий в паре метров от меня, механик-водитель с матами отскакивает от трещины. Представьте себе ситуацию. Сидишь, куришь, клёва нет, всматриваешься в спокойную тёмную гладь воды и…внезапно выныривает фыркающая усатая морда. Стало понятно, почему прекратился клёв, это тюлени вышли на охоту.

 

Незаметно пролетел январь. Мы стали готовиться к закрытию станции, к тому же нужно было обеспечить самолёту мягкую посадку и топливо, чтобы успешно взлететь и отправиться на зимовку на  станцию  Новолазаревскую.

На мой взгляд, экскурсия в Антарктиду получилась интересной и познавательной. Можно считать, что я «свой крест» создал, побывав в виртуальных экскурсиях на Западе, Севере, Востоке и Юге. На Земле нашей столько мест, где хочется побывать.