Душа

Эллина Роман
Я уже писала в одной из своих прежних книги про слово «душа». Но, как оказалось, это уже устаревшее слово в психологии. Сейчас смысл данного слова называется «дуализм», и применяется в философии.
В философской науке выделяют 2 противоположных друг к другу течения - идеализм и материализм. Их принципиальные отличия, заключаются в различном понимании первопричины мира. А потому, в философии не могло не возникнуть ответвления, пытающе-гося примирить 2 этих течения и привести их к компромиссу. Именно этим, компромиссным учением и стал дуализм.
В определение, дуализм (от лат. «dualis», т.е. «двойственность») - это философ-ское учение, главным постулатом которого является признание равноправия сознания и материи, души и тела, материального и духовного. Основой дуализма выступает теория о двойственности всякого элемента нашей реальности. И здесь, дуализм не входит в противоречие с законами физики, утверждающими, что у всего на этой планете есть противоположность. Главной предпосылкой появления дуализма, стало учение Платона о 2-х мирах - мире реальном и мире идей. Впоследствии, сторонники Платона нашли собственные противоположности, к примеру:
- Декарт понимал бытие как две (мыслящую и протяженную) материи;
- Вольф называл последователей дуализма людьми, допускавшими существование и материальных, и нематериальных субстанций;
- Мендельсон выделял 2 сущности - тело и душу.
Основоположником описываемого учения, признается именно Рене Декарт, но автором данного термина стал немецкий мыслитель Х. Вольф, введший в научную сферу теорию о существовании 2-х разных субстанций - духовной и телесной. В концепции дуализма выделяется ряд ключевых тезов, раскрывающих суть дуализма, к ним относят:
1.Постулат о том, что любому явлению реальности свойственна двойственность, а значит, всякое явление таит в себе 2 поля-рных начала («+» и «-»);
2.Двойственность присуща и любому из полярных начал, в них содержится одна либо несколько характеристик, а, следователь-но, и потенциал их антиподов (к примеру, во всяком мужском начале присутствуют характеристики женского начала и наоборот), чем объясняется их постоянное взаимодействие;
3.Противоположности тесно связаны между собой, их раздельное существование невозможно. Благодаря такому взаимодействию они сливаются в единую систему, являющуюся основой для их дальнейшего развития (т.е. только единство и борьба противоположностей представляют собой путь, ведущий к гармонии).
4.Непрерывный конфликт противоположностей представлялся дуалистам главной силой прогресса, без которой немыслимо любое развитие.
Следовательно, согласно учению сторонников дуализма, наш мир представляет собой место непрерывной борьбы различных начал, которая никогда не заканчивается. Результатом этой борьбы является стабильное развитие каждой из противоположнос-тей, ведущее к стабильному развитию всей Вселенной.
В дуализме выделяют 3 следующих направления:
1.Гносеологическое - фундаментом которого считается разность понимания роли, играемой в процессе познания чувствами.
Например: последователи эмпиризма превозносили опыт, полученный чувственным путем, в то время как рационалисты признавали основным инструментом познания не чувства, а разум;
2.Антропологическое - выдвигаемое еще Сократом и объединяющее телесную и духовную формы человека;
3.Онтологическое - разделявшее мир на идейный и телесный.
В этих, имеющих существенные различия направлениях есть и общее: все они полага-ют, что познание достижимо лишь посредством рационального понимания бытия.
Появление и развитие дуалистического учения
Корни учения можно отыскать еще в Древней Греции, но впервые слово «дуализм» употребил в своих трудах немецкий философ Х. Вольф,отнесший к дуалистам всех, кто признавал существование духовного и телесного начал. Ведущими и наиболее извест-ными представителями данного направления считаются французский ученый Р. Декарт и немецкий философ И. Кант. Декарт выдвинул идею о наличии души и тела человека как отдельных субстанций. А Кант разделил эти понятия на сознание индивидуума и объективную основу всякого явления, причем познание основ, по его убеждению, невозможно. Однако, как уже упоминалось чуть выше, рождение дуализма произошло задолго до Канта и Декарта, это направление ведет свое начало с древних времен, приобретя близкое к окончательному оформление в Средневековье, когда появилась концепция о непрерывной борьбе добра со злом.
Таким образом: дуализм базируется на философском законе о единстве и борьбе противоположностей, согласно которому без противоположностей невозможно единство, хотя и противоположности не способны существовать без него. Соответственно, все объекты во Вселенной имеют противоположности, что приводит к неизбежным противо-речиям и столкновениям между ними. В итоге, столкновение заканчивается тем, что какой-либо из существующих объектов навсегда исчезает, а вместо него появляется новый. Этот процесс бесконечен, на нем основано всякое развитие и движение вперед.
Платон относил к истинным живым субстанциям вечно живые идеи и физические тела, выступающие в роли незавершенных копий таких идей. В своих работах мыслитель прямо говорит о бессмертии души и о сохранении разумом нематериальных идей, делая вывод о том, что души желают как можно быстрее покинуть свои физические оболочки, дабы жить исключительно идея-ми. Главной проблемой воззрений Платона было заключение души в физическое тело, при этом, он не мог доступно и обоснованно объяснить связи между душой и телом. Этот аспект покрывал связь духовного с телесным покровом тайны, что было явным минусом учения философа. Отличием взгля-дов Аристотеля от тезисов Платона было его суждение о существовании свойств предметов и природы в физических телах. Такой вывод помог мыслителю объяснить единство духовного и телесного, назвав душу формой тела. Душу человека Аристотель относил к сфере человеческой природы, считая ее органичной частью тела.    
Интеллект он называл частью души, относя интеллектуальную деятельность к области нематериального. В целом, воззрения Аристотеля более близки дуализму в его современном понимании, нежели учение Платона. В своем сравнении тесной и духовной составляющих, Декарт приходит к их взаимному противопоставлению. Его учение содержит два основополагающих тезиса:
Дуализм духовного и телесного в человеке. И тело, и душу, Декарт относил к двум отдельным субстанциям, не единожды заявляя о пропасти, разделяющей их. Мышление, по его словам, не наделено пространственными параметрами, а тело является протяженной субстанцией, и такие параметры имеет. Согласно теории ученого, разум существует самостоятельно, в не тела, так же как и тело существует само по себе. Душа и тело признаются им противоположностями, наделенными различными качествами и свойствами. За мыслительную деятельность человека отвечает его душа, а тело человека относится к материальным предметам.
Дуализм Бога и мира. По Декарту Бог является творцом всего сущего, именно он даровал миру природные и механические законы, но сам никогда не вмешивается в мирские дела, развивающиеся по законам механики. В этом выводе мыслителя не прослеживается жесткого дуализма, но он является одним из базовых в его концеп-ции, заостряющей проблему соотношения между бытием и сознанием, являющейся основным философским вопросом. Основополагающими разновидностями дуализма являются:
1.Субстанциальный (или картезианский) дуализм, последователи которого считают разум субстанцией, живущей независимо и не распространяемой в пространстве. Именно эту разновидность дуализма относил к наиболее верным и всегда защищал Р. Декарт, она же встречается в большинстве известных религиозных доктрин, четко различающих физическое тело человека и его бессмертную душу.
2.Пропетивный дуализм базируется на утверждении о том, что разум нельзя отнести к отдельной субстанции, он представляет собой совокупность независящих друг от друга свойств, появляющихся в мозгу человека. При этом свойства человеческого мышления проявляются лишь при должном формировании материи. В данном направлении выделяют:
- интеракционизм, допускающий как проявление материальных последствий по ментальным причинам (к примеру, из-за пожелания конкретного индивидуума), так и наступлении последствий ментального характера по причинам материального плана;
- окказионализм, относящий всякое взаимодействие духовного и физического начал к непосредственному вмешательству Бога, поскольку взаимодействие между материаль-ными основами принципиально не возможно;
- параллелизм, сторонники которого выдвинули теорию о ментальных причинах, спосо-бных вызывать лишь последствия ментального характера, и физических причинах, вызывающих исключительно физические последствия, что поддерживается установлен-ной Богом гармонией;
- эпифеноменализм, чьи последователи выдвинули теорию, согласно которой событие ментального типа не способно вызвать физические последствия, так как их вызывают исключительно физические события, а ментальные ни к чему не приводят.
3. Предикатный дуализм предполагает, что процесс осмысления индивидуумом окружа-ющей реальности требует наличия одного и более предметов суждения (предикатов).
4. Гносеологический (называют еще эпистемологическим) дуализм основан на идее о том, что видимая человеком благодаря его сознанию реальность представляет собой лишь маленькую виртуальную копию реальности, но никак не ее саму.
P.S. И снова вернемся к вымышленному персонажу, которому вы дорогие читатели привыкли, актеру Метью Филлипсу. Нас окружают потусторонние миры, призрака, НЛО и т.д. Вот и Метью было такое чувство.
Недавно, Метью Филлипс купил себе новую квартиру, в центре города. Но, мужчина не долго, наслаждался новой квартирой. Спать Метью не хотел, но надо, потому что время было позднее, а завтра надо идти договариваться на счет съемок нового фильма. Ночью Метью проснулся от того, что казалось, будто кто-то бормочет ему на ухо. Метью вскочил, и посмотрел на дверь, которая вела, в его в комнату, она была открыта. Никого в его комнате не было. Метью встал и потихоньку прошел по своей квартире, тишину нарушали только его шаги. Мужчина обошел всю квартиру, но никого не было, в его голову сон  никак не шёл, он лег и смотрел на дверь. Кошки у него нет, кто тогда открыл дверь? Задавался Метью вопросом, ночью он был один. Но у него никак не проходило ощущение, что в комнате присутствует кто-то ещё. Наутро, Метью с трудом проснулся. Ничего его не радовало. Он лежал на кровати и смотрел в потолок, но, после, нашел силы встать. Но, когда он встал, внезапно, дверь скрип-нула и Метью замер. Метью резко перевел взгляд с дверей на потолок и никак не мог понять, что происходит. И вдруг в этот момент у него зазвонил телефон. Метью перепугался, и схватил трубку. Метью звонил режиссер фильма.
- Алло?:
- Метью, здравствуйте, это режиссер фильма, Тоби Майер, я вас жду:
- Хорошо, я уже собираюсь, и приеду к вам – и положил трубку.
После Метью ещё пошел в ванную. Когда он был в душе, в лампочке что-то щёлкнуло, и свет в ванной комнате погас, парень чуть не упал. Он резко дёрнулся и обернулся через штору, никого. Метью, вышел из ванны, и снова включил свет. Но, мужчина прямо чувствовал, что ему кто-то дышит в спину. Метью вышел из душа, и начал собираться. Он вышел на улицу, и увидел на другой стороне дорогу девушку, в белой простыне, а когда машина проехала мимо, ее уже не было. Мужчина протер глаза, но, явление больше появлялось. Обсудив все детали с режиссером, Метью взял сценарий, и поехал домой. Вечером Метью читал сценарий, но, у него в голове не выходила девушка, что стояла на другой стороне дороги.
- Ты мой ангел – услышал он чей-то голос и, ему показалось, что, кто-то погладил по щеке.
- Что? – сказал Метью, но никого не было. Он сидел на диване и хлопал глазами. Встав, он пошел на кухню, налить себе зелёного чаю. Стоя на кухне, Метью никак не мог прийти в себя, после такого сновидения, его просто трясло. Налив себе чаю, мужчина пошел обратно в зал. Метью мельком посмотрел на пустоту, и ему показало-сь, что он увидел образ девушки, светлые волосы, голубые глаза.
- Ой! – засмотревшись, вскрикнул он и пролил на себя чай. Этой ночью Метью плохо спал, и ворочился. Ему не просто казалось, что кто-то присутствует в его кварти-ре, но он был твёрдо уверен в этом. Будильник прозвенел, и Метью пришлось встава-ть и идти в ванну, умываться. Метью стоял в душе и наслаждался тёплыми ручейками. Он любил принимать душ, особенно после съемок фильма, или перед сном, чтобы снять усталость. Метью вылез из ванны и увидел, что от горячей воды зеркало запотело, а посередине печатными буквами было написано «ПРИВЕТ. МОЙ АНГЕЛ». Метью протер глаза, и подумал, что это чепуха. Он не мог поверить, как это всё происходит, просто тупо стоял и смотрел. Тут по его спине что-то начало щекотать, а над ухом снова послышалось:
- Мой ангел.
От легкого прикосновения он дёрнулся и, быстро вышел из ванны, выключив свет. С ним никогда такого ещё не было. Метью, не придавал этому значению, он уселась на диван, и продолжил читать сценарий. Но, про себя сказал:
- Что за чертовщина твориться!:
- Иди, сюда – снова послышался тихое эхо, и он доносился в ванной. Метью встал, и пошел в ванную.
- Иди - позвало эхо снова. Интерес был сильнее его и он, пересилив себя, заглянул в ванну. Включив свет, Метью вошел в ванну. Там никого не было, а на зеркале до сих пор была надпись «ПРИВЕТ».
Метью сказал:
- Кто ты?:
Мужчина смотрел в зеркало и видел только своё отражение. Но тут, чуть ниже слова «ПРИВЕТ», стали появляться буквы «Зои».
- Тебя зовут Зои? – сказал Метью.
- Да – опять тихо ответило эхо.
- А где ты? Почему я тебя не вижу? – сказал Метью.
- Выключи свет – сказало эхо. Метью выключил свет, и снова посмотрел в зеркало. Он не поверил своим глазам, рядом с ним стояла белая тень девушки, той, что Метью видел на другой стороне дороги. Она была немного ниже Метью. Он невольно дёрнулся и чуть отпрянул от нее.
- Не бойся меня, я не причиню тебе вреда – сказало эхо.
- Почему я должен тебе верить? – спросил Метью.
- Потому что я привязана к тебе. Ты - это всё, что у меня есть в этом мире – сказало эхо. В его голове всё перевернулось, и он слушал ее и не мог поверить. Как такое может быть? Это всё бред. Ее нет, это просто галлюцинации. Метью просто сошел с ума.
- Ты не веришь, что я есть? – спросило эхо.
- Раз я пару раз ответил на эхо, то, не очень – сказал мужчина.
- Если ты закроешь дверь, то ты почувствуешь меня – сказало эхо.
- А ты меня не убьёшь? – сказал Метью.
- Нет, я просто не смогу этого сделать – сказало эхо.
- А что тебя остановит это сделать? – сказал Метью.
- Моя любовь к тебе – сказало эхо. Как бы это ни было странным, но Метью поверил. Он прикрыл дверь, и не прошло и несколько  секунд, как почувствовал, что его взяли за руку. Ее ладонь была тёплая и нежная. Призрак прижимает руку Метью, к своей груди, и мужчина чувствует, что у нее бьётся сердце. Метью медленно трогал ее и понимал, что она реальная настолько, что дальше уже просто не куда. В этот момент зазвенел телефон и призрак исчез. Метью понял, что с ним рядом никого нет, никто не держит его за руку. Метью подошел к телефону.
- Алло?
- Ты на съемки собираешься приходить? - услышал он голос режиссера. Метью посмот-рел на время, ему пора бежать на съемки, он сказал:
- Конечно, я приду – и подорвался с места, одеваясь.
- Мог бы сам позвонить и предупредить меня! – сказал режиссер и отключился.
Собравшись, Метью уходя еще раз, осмотрел квартиру, и вышел. Он вышел на улицу, и снова увидел призрак девушки в белой простыне, на другой стороне улице. И также, когда машина проезжала мимо, призрак исчезал. На съемках, к нему подошел режис-сер, когда дубль был испорчен, и сказал:
- Метью, что с тобой происходит? Ты какой-то странный:
Мужчина пришел в себя, и сказал:
- Все нормально, я плохо сплю:
Режиссер:
- Что-то случилось?:
- Нет – сказал Метью, а режиссер, вставая, сказал:
- Ладно, приходи в себя, и продолжим работать – и ушел. Сосредоточившись, Метью продолжил, и фильм сняли. После съёмок, он приехал домой, но, прежде чем зайти в дом, мужчина оглянулся, на другой стороне улицы, никого не было. Тут, у него зазвонил  телефон:
- Алло:
- Метью, привет, ты помнишь, Чарльза Грима? – сказал в трубке его друг.
- Ну, я его немного помню, а что? – сказал Метью.
- Он позавчера попал в аварию, и скончался, завтра его похороны, придешь – сказал друг на том конце линии.
Метью:
- А, да, конечно:
- Тогда завтра на кладбище «Форест Лаун» - и отключился. На следующий день, Метью приехал на кладбище, там были все, родственники, друзья, коллеги по его работе. И вот, речь священника произнесен, гроб опущен, и все начали расходиться. Метью ходил среди могил, и осматривал. Но тут, он вздрогнул, перед ним, была могила, в виде ангела, на надгробие на него смотрела улыбающаяся девушка, та, что он видел на другой стороне дороги, он прочел надпись: Зои Дайсон. Судя по дате рождения и смерти, девушка умерла в 25 лет. После похорон, Метью с другом зашел в кафе. Разговор друга, был надоедливым, мужчина делал вид, что слушает, а мысли его заняты совсем другим. Тут, в кафе, вошла девушка, и села за соседний столик. Метью заметил ее, и присмотрелся. Он не мог поверить, что девушка жива, с таким же цветом волос, ведь Метью видел ее могилу. После кафе, Метью познакомился с ней, как оказалось, ее зовут Кери. А после ее рассказа о себе, Метью понял, что его просто мучали галлюцинации, на фоне перегрузок.

Послесловие.

То, что видел Метью, это обычное явление. Когда человек умирает, его душа не сразу уходит в мир иной. А то, что отражение видел Метью, всего-лишь его галлюцинации.
Галлюцинации – это обманы восприятия, они встречаются не только при психически заболеваниях, но также могут встречаться при различных заболеваниях, в том числе при шизофрении, сосудистом, инфекционном и алкогольном психозах, последствиях черепно-мозговой травмы, отравлениях, психогениях, атрофических психозах и др.
В органах чувств, которые характеризуют специфику галлюцинаций, нет органической патологии, которая бы имела отношение к их возникновению и влияла на их характер. Слуховые галлюцинации не станут тише, если больной закроет уши ладонями. Визуальные образы не исчезнут, если он сомкнет глаза. У больных отсутствует критическое отношение к ним, и их нельзя переубедить в их отсутствии. Как правило, психически здоровые люди не испытывают галлюцинаций, но иногда они могут встречаться при засыпании (гипногагаические) и просыпании (гипнопомпические).
Существует заблуждение, что одной из основных причин галлюцинаций является шизоф-рения. Действительно, при таком психическом заболевании, как шизофрения, часто наблюдаются галлюцинации, но это ни в кое мере не значит, что диагноз «Шизофре-ния» не может быть поставлен на основе наличия одних лишь галлюцинаций. В вопросе классификации галлюцинаций, их разделяют на истинные, которые имеют четкое место локализации, а также ложные, для которых это не характерно (они наблюдаются только при шизофрении).
Галлюцинации (как истинные, так и ложные) разделяются по анализаторам: слуховые (вербальные, когда слышаться разговоры), зрительные, тактильные и т.д. Но могут быть комплексными, то есть, восприниматься через несколько органов чувств однов-ременно. Самые распространенные виды псевдогаллюцинаций – слуховые. Пациенты называют их «голосами» и утверждают, будто в отличие от реального звука, их невозможно воспринять на слух ушами. Зрительные истинные и ложные галлюцинации разделяют на:
- фотопсии – элементарные проявления в виде искр, вспышек, цветных полос;
- макроптические и микроптические (с увеличенными или уменьшенными размерами);
- подвижные и стабильные;
- одиночные, множественные частичные, сценоподобные;
- гипногагические – при переходе от бодрствования ко сну;
- гипнопомпические – при переходе от сна к бодрствованию.
Важно не путать галлюцинации (плоды больного воображения) с иллюзиями, что обма-нывают глаза с помощью законов физики (преломление света, например, – поломанный карандаш в стакане с водой).
1.Зрительные истинные галлюцинации вызывают у пациентов такую же реакцию, как и настоящие физические объекты. То есть, если пациент увидит паука, то попытается его с себя скинуть или убить, даже не подозревая о том, что это галлюцинации.
2.Зрительные ложные галлюцинации не воспринимаются глазами. Больные могут утвер-ждать, что видят при помощи открытой чакры или воспринимают изображение какой-то частью тела. Со зрительными ложными галлюцинациями больной никак не взаимодейст-вует, понимая, что это видит только он. Несмотря на то, что восприятие псевдогал-люцинаций происходит без наличия источника в реальном мире, они принимаются боль-ными как настоящие, просто существующие на другом уровне реальности, другими словами, проявляются в чем-то сверхъестественном (духи, призраки и прочие бесте-лесные существа). Тогда можно наблюдать реакцию больного: бой или бегство от того, чему он не способен дать описание.
3. Слуховые истинные и ложные галлюцинации подразделяются на простые и сложные. К простым относят:
- акоазмы – элементарные проявления в виде шума, треска, выстрелов и шагов;
- фонемы – отдельные оклики, слоги, например, «ой», «ай», «Оля» и т.д.
Сложные галлюцинации проявляются в форме различимых человеческих голосов (верба-льные галлюцинации), которые и смешат, и оскорбляют, и советуют, иногда в виде целых предложений, а также в виде разговоров, голоса или голосов различных людей. Разметка голоса могут приобретать характер монолога, диалога, где при этом боль-ной может слышать одни голоса – справа, а другие – слева. По характеру галлюци-нации разделяются на:
- комментирующие, которые комментируют события, происходящие вокруг больного и имеющие к нему отношение, подсказывают что делать;
- императивные (приказные), которые могут заставлять больных выполнять опасные действия и могут навредить им самим, а также окружающим;
- антогонистические, когда больной слышит голоса, которые его как порицают, так и одобряют;
- гипногагические – наблюдаются при переходе от бодрствования ко сну;
- гипнопомпические – при переходе от сна к бодрствованию.
Истинные слуховые галлюцинации имеют «источник» происхождения, который больные пытаются найтиразметка. Они уверены в том, что другие люди тоже слышат эти звуки, но, по каким-то причинам, не выдают этого.
Примером истинных слуховых галлюцинаций может быть пациентка, в состоянии длите-льной алкогольной интоксикации, которая начала слышать зов о помощи из своей кровати. Она была уверена, будто её сын застрял там. Однако, разобрав кровать на доски, так никого и не обнаружила. Позже женщина говорила, что не могла понять, как её сын оказался взаперти в кровати, но сомнений в достоверности происходящего у неё не возникало.
При ложных слуховых галлюцинациях больной понимает, что эти звуки слышит только он, что несколько усложняет диагностику. Голоса или звуки не воспринимаются ушами, а сразу звучат в голове, просто там появляясь.
Согласно утверждениям одного пациента, он слышал «голоса из Пентагона». Они следили за каждым его шагом, хвалили за удачи и ругали за поражения. Если верить пациенту, «голоса» также предупреждали его об опасностях. Вся эта информация посылалась ему посредством специальных радиоустановок, а он принимал её прямо в мозг. На просьбу указать местоположение ближайшего звена системы общения, мужчина заявил, что агенты Пентагона постоянно переставляют установку с одного чердака на другой, так что обнаружить её будет невозможно.
Другие истинные и ложные галлюцинации – тут тактильные, висцеральные, обонятель-ные и т.п. Кроме зрительных и слуховых галлюцинаций, существуют также и другие истинные и ложные галлюцинации. К ним относят тактильные, висцеральные, обоня-тельные и другие.
Тактильные галлюцинации связанны с обманным ощущением прикосновений. Примером тактильных истинных галлюцинаций может служить случай с пациентом, который испытывал истинные тактильные галлюцинации, падал на пол и катался по нему, заяв-ляя, что по его телу бегают пауки и кусают его.
Ольфакторные, другими словами – обонятельные – галлюцинации проявляются в виде ощущение запаха без его источника или восприятие уже знакомого запаха по-другому. При этом нарушения органов обоняния не наблюдаются.
При густаторных галлюцинациях происходит обман вкусовых рецепторов. Как и в случае с ольфакторными, у человека не должно быть патологий вкусовых рецепторов или других проблем со здоровьем, создающих особый привкус во рту.
Еще одна форма псевдогаллюцинаций носит название висцеральных (относящихся к внутренним органам) разметка. Больные описывают болезненные ощущения во время того, как кто-то на расстоянии вселившись в них, «передвигает» их внутренности. Некоторый пациент считал, что в результате «насланного на него шаманом проклятья, его кишки периодически накручиваются вокруг хребта и раскручиваются обратно».
При псевдогаллюцинациях возникающие образы больными не воспринимаются через собственную систему сенсорных анализаторов как объект, не отличающийся от других в окружающем мире. Такие больные говорят, что они видят или слышат телом, мозгом или другими органами.
Ложные галлюцинации лишены материальности, не привязаны к физическому миру. Они не отождествляются больными с существующими в действительности реальными объек-тами, звуками, запахами и др.
При ложных галлюцинациях человек уверен, что псевдогаллюцинации (возникающие образы) носят характер сделанности, но он может это никому не приписывать, а может считать, что они «сделаны» какой-то внешней силой специально для него и не воспринимаются другими людьми.
Истинные галлюцинации больной не отличает от реальных объектов, звуков, которые он видит или слышит в окружающем его реальном мире.
Реакция больных при псевдогаллюцинациях очень специфична. Они не пытаются отыс-кать источник звука при слуховых галлюцинациях и часто никак не реагируют на зрительные, как при истинных галлюцинациях, то есть не наблюдается характерное поведение, как при истинных, когда больной действует так же, как и в отношении реально существующих объектов, чтобы выяснить их источник.
При истинных галлюцинациях больные реагируют на них своим поведением, пытаясь найти источник звука или уничтожить те галлюцинаторные образы, которые они видят (уничтожает пауков, крыс и др.). То есть, поведение человека с истинными галлю-цинациями меняется в соответствии с тем, что он воспринимает. Это может быть опасно как для самого больного, так и для окружающих его людей.
При псевдогаллюцинациях больной уверен, что именно он это испытывает в силу своих неких особых способностей или избранности. При истинных галлюцинациях человек убежден, что окружающие люди видят, ощущают или слышат то же самое, что и он, но по каким-то причинам не признаются в этом.
Ложные или псевдогаллюцинации, которые возникают лишь в субъективном психическом пространстве больного, особенно слуховые, очень часто могут локализоваться внутри собственного тела, например, в голове, животе и т.д. (интрапроекция). Больные сообщают о том, что слышат или видят «мозгом», «третьим глазом», «внутренним оком» или другими частями тела, то есть не соответствующими анализаторами, которые отвечают за определенные звуки, образы и др.
Псевдогаллюцинации встречаются только у больных шизофренией, они являются симптом острого или хронического шизофренического психоза, поэтому, требуют немедленного лечения, так как их наличие может привести не только к опасным действиям больно-го, но и формированию шизофренического дефекта.
Больные считают псевдогаллюцинации «сделанными» чей-то злой волей специально для них или, что эти болезненные переживания насильно кем-то посланы им из какого-то неизведанного места (под землей, в космосе, в другом измерении).
При шизофрении встречаются как истинные галлюцинации, так и ложные (псевдогаллю-цинации). Однако истинные галлюцинации наблюдаются только на начальном этапе болезни, а также в позднем периоде при сформировавшимся шизофреническом слабоумии (выраженном дефекте). В этом случае наблюдаются как слуховые, так и зрительные истинные галлюцинации, а также тактильные и др.
Истинные галлюцинации влияют на поведение больного, как реальный внешний раздра-житель, и он может пытаться локализовать источник звука, уничтожать зрительные образы в виде тараканов, крыс, пауков и др., проветривать помещение, чтобы удали-ть несуществующий запах, и т.д. Об истинных галлюцинациях больной рассказывает и действует, а псевдогаллюцинации он скрывает, часто в своем поведении не проявляет отношение к ним, что затрудняет их диагностику. И даже врачу психиатру по харак-терным признакам порой бывает очень трудно определить их наличие. Эта особенность очень затрудняет не только постановку диагноза, но и первоначальное их обнаруже-ние. Человек может годами испытывать псевдогаллюцинации, и никто из его окруже-ния не будет догадываться об этом. Потому что, как правило, такие больные не делятся своими болезненными переживаниями и даже скрывают их. Поэтому при клини-ческой диагностике псевдогаллюцинации можно обнаружить по косвенным признакам. Например, больной ведет себя отстраненно, часто делает паузы во время разговора, замолкает, прислушивается к чему-то или сам с собой разговаривает, смеется или гримасничает пред зеркалом или в таких местах, где его не видят окружающие. Также слуховые псевдогаллюцинации можно обнаружить по т.н. горизонтальному нистагму, когда больной непроизвольно в беседе замолкает и наблюдается горизонтальное непроизвольное движение глазных яблок со стороны в сторону. Поведение больного также может изменяться под влиянием ложных восприятий, но оно носит нелепый характер. Очень опасными являются императивные (приказные) галлюцинации, когда больной может причинить себе или кому-то вред. В этом случае галлюцинации являются  одними из самых опасных, потому как носят императивный (приказной) характер. Такие люди под давлением своих «голосов» способны натворить немалых бед, и они должны лечиться в психиатрическом стационаре даже без согласия по решению суда.
Подводя итоги, вспомним о специфике диагностирования. Истинные галлюцинации редко могут долго оставаться незамеченными, потому как их наличие у больного, как правило, вызывает ярко выраженную реакцию с его стороны. Также необходимо подчеркнуть следующее: такой больной считает, что происходящее видят и слышат все вокруг, а не только он. Гораздо сложнее выявить у больного наличие ложных галлю-цинаций, так как в силу аутистической диссимуляции, которая наблюдается при шизофрении (а пседогаллюцинации возникают только при этой психической болезни), больные скрывают свои переживания. Нужно быть внимательным и анализировать пове-дение такого больного по косвенным вышеописанным признакам, которые могут харак-теризовать наличие у него псевдогаллюцинаций.
Галлюцинации – это одно из проявлений психоза, которое встречается при различной психической патологии (шизофрении, шизо-аффективном расстройстве, органических, интоксикационных и других психозах).
Истинные галлюцинации, как и «ложные» (псевдогаллюцинации) не поддаются переубе-ждению и требуют медикаментозного лечения. Больные к ним не критичны, критика к болезненному состоянию у них формальная. А поскольку такие больные нуждаются в приеме антипсихотической терапии, то подчас убедить их принимать лечение бывает делом не из легких. Но только правильно подобранная индивидуально антипсихотиче-ская терапия, а также соблюдение необходимых доз препаратов и сроков на разных этапах лечения дает возможность таким больным вернуться к обычной жизни, которая была до болезни и быть социально адаптированным!