Философия дна

Капустин Избранное
               

                (Из записей Марка Неснова)

                «Что толку от широты мира,
                если собственные ботинки жмут»
                Пословица

 В тот день вылеты задерживались, а потому  в кафе депутатского зала свободных мест не было.

И лишь в дальнем углу одиноко сидел немолодой человек, рядом с которым стояли два телохранителя.

Наверное, их грозный вид  отпугивал других посетителей.

Меня они не впечатлили.

Я молча прошёл между ними и сел на свободное место.

Просматривая меню, я невольно поглядывал на своего соседа.

Ему было далеко за пятьдесят, но чувствовалось, что внешностью его занимаются специалисты, и что платит он им не зря.

Весь его вид  говорил о финансовом достатке и целенаправленном желании производить впечатление очень богатого человека.

А золотой зажим для галстука с огромным изумрудом не оставлял места сомнениям.

Сам я не особый любитель роскоши, но вкусы других людей меня мало волнуют.

Я всегда помнил слова Пушкина о том, что «Быть можно дельным человеком, и думать о красе ногтей».

Сосед  откровенно и в упор меня разглядывал, что было не очень приятно.

-Как поживаете, Марк Михайлович? – неожиданно спросил сосед.

Я удивлённо на него посмотрел.

Мы раньше точно никогда не встречались.

Наверное, на каких-то совещаниях пересекались.

- Нормально – ответил я.

-Ну, и слава Богу. У меня тоже всё хорошо – ответил сосед.

-Вам нравится - он заметил моё внимание к его зажиму.

-Я не ношу золотых вещей.
Хотя против ничего не имею.

-Вы всегда были добры и снисходительны к чужим чудачествам - улыбнулся он.

-Мы вроде бы с Вами незнакомы – серьёзно сказал я.

Сосед рассмеялся:

-Очень даже знакомы.
Целую вечность.
Просто Вы меня не помните.

Он помолчал:

А я ведь Ваш большой должник.
Вы мне когда –то очень помогли.

Поэтому, если будет нужда, милости прошу.

Он протянул мне визитку.

                Лукойл
 Клюев Зантемир Борисович
 Член совета директоров

 Господи!
Неужели это тот самый несчастный Зантик, с которым я случайно встретился тёмной морозной ночью  в середине семидесятых?
Чудеса, да и только!


…У нашего «газика» закипела вода в радиаторе, и мой водитель Коля заехал в поселковый гараж, который был у самой трассы.

Мороз был за тридцать.

Пока Коля занимался машиной, я зашёл в вагончик, где обычно отдыхали рабочие.

Внутри вагончика находился какой-то бомж, какие всегда обитали в местах скопления народа и еды.

Это был высокий худой и бородатый человек без возраста и других определяющих цивилизованного человека признаков.

Весь облик его был убогим и жалким.

Все называли его «Зантик».

Я подумал, что это прозвище.

Бомж угостил меня горячим чаем, и пока я пил и ждал Колю, мы разговаривали.

Человеком он был образованным и интересным.

Таких в те годы было немало среди бомжей и бродяг.

История его падения было обычная.

Развёлся с женой.

Потерял жильё, детей и половину зарплаты.

Уехал на север, потому что бороться с неразрешимыми проблемами сил у него не было.

Много времени уже не работал, подводя под это стройную оправдательную базу.

Кормить жену с новым мужем не будет, а самому ничего не надо.

Ел он только пророщенное зерно и немного овощей, когда попадались.

Спал  и жил, где приютят.

Он не пил, не курил и никому не мешал.

Погрузившись в безделье и нищету, он стал много размышлять о судьбах мира и пришёл к неутешительному выводу о том, что человечество развивается неправильно.

Двигаясь по пути науки, прогресса и роста материального достатка, оно зашло в тупик, из которого нет выхода.

Потому что достаток и богатства разделяют людей и порождают массу пороков.

И, что  само существование человечества возможно в будущем только при искусственном  снижение уровня жизни до разумного минимума.

Я сказал ему, что всё это он придумал, чтобы оправдать своё положение и не сойти с ума.
И не  повеситься.

И, что человечество может идти только вперёд по пути науки и прогресса.

А иначе власть захватят ревнители самого злобного тоталитаризма и мракобесия.

Даже менее радикальные эксперименты в борьбе за справедливость заканчивались ещё большей несправедливостью и кровью.

Человека нельзя переделать.

Попробуйте переделать хотя бы одного себя.

Но говорил я это спокойно и вежливо, не выходя за рамки доброжелательной  и уважительной беседы.

Уж очень он был жалок и несчастен, чтобы с ним резко спорить.

Увидев, что он наливает в грелку горячую воду, я спросил его, в чём дело.

Он пожаловался на камни в почках и отсутствие лекарств.

Я сказал, что у меня жена врач, и я ему помогу.

Он вежливо поблагодарил.
Хотя вряд ли поверил.

Но через пару недель я завёз ему целый пакет разных лекарств, которые собрала жена.

Больше мы никогда не виделись.

И вот я встретил этого несчастного философа, со странной кличкой «Зантик».

Оказалось, что это его имя.
Есть и фамилия.
И многое другое.

Похоже, что он уже отказался от своей  людоедской теории, о необходимости искусственного насаждения бедности.

Отпала необходимость оправдывать свою несостоятельность.


Я уже заканчивал пить кофе, когда вошёл один из его охранников и вручил мне обычный почтовый конверт.

Там лежал знакомый мне золотой зажим с изумрудом и записка:

«Долг платежом красен»
С благодарностью.
Зант.

Зажим долго лежал в моём сейфе, пока я не отдал его дочери на её восемнадцатилетие.

Денег от его продажи хватило ей на покупку  первой машины.

Из всех возможных вариантов дочка выбрала ярко - красный форд, потому что он подходил по цвету к её новым туфлям и сумочке.