Из записок странника. Часть одиннадцатая

Сергей Корольчук
Сэм заявился ко мне в комнату без стука.
- Выйди, есть разговор.

Мы разместились за столом в мансарде. Сэм принёс с собой бутылку бренди и два стакана. Разговор предстоял серьёзный. Сэм не стал ходить вокруг да около.
- Ты хорошо знаешь Пирата? Нам нужен твой совет. Мы хотим выкурить этого зверя из норы. Что скажешь?

Я не спешил с ответом. Я сделал большой глоток из своего стакана, напиток приятной теплотой разлился по телу. Они начинаются злиться, это хорошо. До этого они не воспринимали Пирата всерьёз.
- Думаю, он от вас этого и ждёт. И к этому готов. Более того он вас провоцирует.
Ему нужна хорошая, масштабная драка. Это не в его правилах прятаться под землёй. Ничего у вас не получится. Все события будут происходить тут на улицах города. Готовьте улицы к сражениям.

- Готовим. Нужно отрезать ему пути отступления. Если у нас будет карта подземелий, всё может получиться, - Сэм меня не слышал, он был настроен решительно.
Я ничего не ответил. Спорить не было смысла, Пират читал их как открытую книгу.
- Где может быть карта?

Я пожал плечами. Что я знаю о городе? Ничего.
- А что Месье? Я смотрю, вы отпустили его?
- Этот след никуда не привёл, похоже, его кто-то использовал втёмную.

Я кивнул. Пирата нужно было добивать сразу. Пока была такая возможность. А они затеяли игру и упустили инициативу.
- Поищите в архивах, нужно искать в архивах, должны же остаться какие-то упоминания. Кто строил эти подземелья, с какой целью?  Я понимаю, это трудоёмкий процесс, но нужна какая-то зацепка. Я мог бы вам помочь.
- Хорошо. Сейчас немного отдохну и пойдём. Времени терять нельзя.

И только теперь я заметил, что у Сэма был действительно усталый вид. Осунувшееся лицо, красные от бессонницы глаза.

Мы работали в архивах всю ночь. Сэм, я, Мари и ещё две незнакомых мне женщины. Обе стального цвета с зелёным оттенком. Официальные и педантичные. Одна из них очень хотела быть полезной. И даже несколько раз бралась руководить. Но поскольку её не полностью посвятили в суть вопроса, она то и дело заходила в тупик, и это сдерживало её пыл. Впрочем, никто её в серьёз не воспринимал. Но ей до этого не было никакого дела. Она была строга, энергична и навязчива. Вторая держалась в тени. Работница архива приносила нам папки по какой-то известной только ей одной схеме.

- Карта подземелий, нет, никогда не встречала, даже не знаю, где она может находиться. У нас нет отдельной папки по подземельям, я бы знала. Мы же заново составляли каталог. Если бы вы хотя бы приблизительно могли указать период, - в растерянности ответила она на наш вопрос.

Если бы мы могли хотя бы приблизительно могли указать период. Мы решили идти от старых документов к новым. Исходя из соображений, что подземелья вышли из моды лет двести назад. Вскоре от всех этих документов стало рябить в глазах. Судебные тяжбы, дарственные, акты об отчуждении собственности, акты о разделе имущества и земельных наделов, разрешения на застройку. Часа через три работы я вдруг поймал себя на мысли, что не могу больше концентрировать внимание. Я подумал, что мы делаем что-то не так. Что таким образом мы ничего не найдём. Чтобы перечитать весь архив города потребуется неделя, а то и месяц. Я смотрел на Мари, на Сэма, они внимательно вчитывались в каждую сточку документов, написанную аккуратным каллиграфическим почерком, как будто это было самое важное дело их жизни. А впрочем, так и есть. Мы поменялись с ними ролями. Теперь они в беде. И как в подтверждение моей мысли в узком окне подвального этажа, я увидел отблески далёкого пожара.

- Что-то горит, - воскликнула одна из незнакомых мне женщин и немного спустя добавила. – Это в порту. Продовольственные склады.

Все с тревогой смотрели в окно.

- Работаем, - строгим голос произнёс Сэм. – Там есть кому этим заняться.

Он был прав. Он был тысячу раз прав этот Сэм, кем бы он ни был. Но я не мог вернуться к работе. Мне вдруг пришла голову мысль, что не один я в этом мире такой гениальный. Что возможно, мы идём по чьим-то следам. И то, что мы ищем, кто-то уже давно или совсем недавно отыскал. Ко мне подошла пожилая женщина, работница архива.

- Вам помочь, - спросила она, - принести новую папку?
- Да, - ответил я. – скажите, у вас часто люди работают в архивах. Я имею в виду посетители.

Она внимательно посмотрела на меня, как будто в моих словах был какой-то подвох.
- Посетители. Наш архив закрыт для частных лиц. Мы предоставляем документы только по официальному запросу.
- Вы можете вспомнить какой-нибудь необычный запрос за последние месяц-два? – задал я ей очередной вопрос. Краем глаза я видел, что Сэм оторвался от своего документа и внимательно следил за нашим разговором. И женщина заметила это и оттого разволновалась ещё больше.

- Нет, ничего необычного. Не могу вспомнить…
- Незнакомая девушка лет двадцати – двадцати пяти. Тёмные короткие волосы, немногословна, исполнена достоинства, - решил я ей помочь.
- Да, да припоминаю, - вдруг обрадовалась женщина, - недели три назад. Я её действительно раньше не встречала. У неё был запрос на что-то по строительству. Погодите, погодите… Вспомнила, я сейчас…

Женщина исчезла за стеллажами. Уже никто не работал, все застыли в ожидании, все затаили дыхание из опасения вспугнуть удачу. Женщина отсутствовала минуты три.
- Вот, вот эта папка.
Сэм подал ей знак, и женщина отдала  папку ему. Я подошёл и встал у него за спиной.

Папка шестидесятилетней давности, к ней мы добрались бы к началу следующего столетия. Оценка состояния оборонительных сооружений. Оборонительных сооружений. Сэм медленно и бережно переворачивал пожелтевшие от времени листы. Портовый бастион. Одна и та же рука, один и тот же почерк, такой же строгий без излишеств, как и стиль текстов. Схемы, вычерченные от руки. Схем было много. Затем шли какие-то здания оборонного значения включая церковь –крепость и городскую ратушу. Подземные коммуникации шли последними. В перечне документов четыре пункта: заявка на проведение оценки, карта подземелий и два акта обследования. Нижний ярус и верхний ярус. По факту в наличии были только заявка и документ обследования нижнего яруса. Карта подземелий была кем-то аккуратно вырезана. На месте акта обследования верхнего яруса был чистый лист бумаги с короткой надписью «не проводился».

Прежде чем приступить к изучению единственного имеющегося в наличии документа Сэм поднялся, повернулся ко мне и в знак признательности похлопал меня по плечу. Где-то в городе загремели выстрелы. Один, второй, третий… Затем всё затихло. Город не спал, город жил в тревоге.

Я не принимал участия в составлении карты. Сэм внимательно вчитывался в документ, а одна из незнакомых мне женщин, та, которая держалась в тени, вычерчивала карту. Каждое из пяти зданий, которые имели оборонное значение, имело вход в подземелье, шестой вход находился за городом. Каждый из входов был защищён двумя ловушками, одна типа «медвежья яма», вторая «мышеловка».  Потом шло описание состояния коридоров, разветвлений, постов, исправности каких-то механизмом, систем противовесов, решёток... Сэм читал документ медленно, время от времени бросая взгляды на карту.

- Ну что там у нас получилось? - он какое-то время рассматривал карту, на которой было больше белых пятен, чем информации. Женщина, которая рисовала карту, виновато пожала плечами, хотя  вряд ли у кого-то на её месте получилось бы лучше. Единственными ориентирами служили здания, дальше шли подземные коридоры. Вправо, влево, где они пересекались, где находились ловушки? Что за механизмы, какие решётки? Сплошные вопросы.

- Все эти входы, - наконец подала голос Мари, - завалены и замурованы, кроме того, что за городом. О нём мы не знали. И, тем не менее, пираты где-то выходят на поверхность. И что это за верхний ярус? Возможно, это какая-то независимая система. Да, и здесь нет ни слова о шлюзах.

- Что скажешь, странник? – обратился ко мне Сэм.
- Соваться с этим вниз – это самоубийство.
- И, тем не менее, у меня нет другого выхода. Завтра я спущусь вниз. Ты со мной?
Я молча кивнул.

- Тогда все свободны, - произнёс Сэм, складывая карту.
Ко мне подошла Мари.
- Проводи меня.
 
- Только не задерживайся долго. У нас ещё осталось полбутылки бренди и пару нерешённых вопросов, - бросил мне вслед Сэм.

Бренди в ту ночь так и осталось недопитым, а вопросы нерешёнными.  Но я снова был в команде, и мир уже не будут спасать без меня.

Продолжение следует. http://proza.ru/2021/10/19/1845