Деревенская свадьба

Алевтина Игнатьева
                Деревенская свадьба
  В нашем производственном отделе по графику, который мы составляем  в январе,  у меня отпуск в июле. С Борисом   я договорились, что он берет отпуск тоже в июле,  и мы поедим на Черное море.    В это время судно, на котором плавал Борис, оправили в Гданьск и там они застряли: не отгрузили вовремя товар.   Я звонила в Ленинградское морское пароходство, и мне  диспетчер отвечал неопределенно: «Пока ничего неизвестно, когда судно вернется в Ленинград. Звоните».  Позднее  я получила телеграмму: «Отпуск срывается. Отдыхай одна. Целую. Борис». Мама с отчимом предложили мне ехать вместе с ними  в Лугу. Их пригласила мамина знакомая Катерина на свадьбу сестры.         
   - Поехали с нами, там красивые места,  огромное озеро, будешь купаться. Парное молочко, свежая сметанка, творожок, яички, овощи с грядки,  фруктовый сад. Погуляем на деревенской свадьбе. Ты никогда  не видела,  - расписывала мама.  -  И, кстати, мы до войны тоже в Лужском районе снимали  дачу для тебя, и ты с бабушкой жили в избе,  вместе с  хозяевами.   А мои знакомые  Ширяевы с детьми жили рядом. Много дачников приезжало из Лениграда в эти места. Очень было весело. Ты загорала до черноты, была как негритенок. Тебя прозвали «кукарача» - таракан. Тогда весь Ленинград пел: «А кукарача, а кукарача, а я черный таракан». В кино-театрах показывали испанский фильм: «Кукарача».         
Отдохнуть в деревне не плохо. В школьные годы, уже после войны, меня мама отправляла в деревню к родственникам в Копорье – это старинный городок, где была когда-то Шведская крепость. Теперь остались развалины.
На поезде нам ехать до Луги два часа. На станции нас встретил  паренёк, помог усесться и погрузить наши вещи на подводу. Представился: «Иван меня зовут».
  –  Значит мой теска, я  Иван Ильич. Далеко ехать?  - спросил отец.
–  До нашей деревни Недевинки,  версты четыре,  - ответил он.
Июль самый хороший  и   бывает жаркий месяц  в наших северных широтах. Все зреет и поспевает в огороде и в саду.
    Подъехали к большому бревенчатому дому, с резными наличниками на окнах, с красивым высоким крыльцом. Мамина знакомая  Катерина  ждала нас у калитки.
– Здравствуйте,  – приветствовала Катерина, обнимая нас. - Как доехали? Пойдемте в дом. Иван занесет вещи. 
– Вот приехала наши гостьи, из Питера, Александра Михайловна, Иван Ильич, а вот их дочь Аля, - представила нас Катя, когда  мы вошли в  горницу, где 
 справа была большая русская печка, в центре стоял стол, лавки под окнами и вдоль стен, а на подоконниках цветы, на окнах висели  тюлевые занавески и в правом углу три иконы, с горящей лампадкой. Несколько женщин хлопотали в большой горнице, стряпали еду для свадьбы. Свадьба   будет через день. Народу будет много, должно быть около ста человек и может более.
– Здравствуйте.   Будем знакомы. Николай Степанович, - выйдя из-за стола,  сказал отец  Катерины и протянул левую руку, правый рукав у него был пустой.   – Спасибо, что приехали на свадьбу нашей дочери. Мать,   налей гостям с дороги кваску. Сами варили.
Подошла и поклонилась Мария Архиповна, - Здравствуйте. Очень приятно, – и вытерев фартуком руку, протянула  и пожала всем. Налила  всем по кружке холодного кваса. – Места  хватит всем. Катя нам рассказывала о вас. Это ваша доченька? Хорошая. Будьте как дома.  Катя вам все покажет, где вы будите жить. Отдыхайте с дороги.   
Катя отвела нас в пристройку, в не большой домик  с окнами и выходом прямо в сад. Две огромные кровати, по обе стороны, с множеством подушек, вышитые яркими цветами, с воланами,  занимали почти все пространство в комнате. В правом углу над кроватью была икона с горящей лампадкой. Под окном свежевыстроганный стол и две лавки. Пахло свежими яблоками, которые были разложены на подоконниках.  Катерина  пояснила, что эту пристройку только что  закончили, и  мы первые,  в ней будем  жить.
- Я  пойду, в дом к женщинам. Лишние руки всегда нужно. Ведь такую свадьбу накормить! – обратилась мама к Катерине. 
  - Ну что вы, Александра Михайловна. Обойдутся без вас. Отдыхайте,  – возразила  Катерина.
-  Я все же, пойду,  посмотрю. 
Отец вышел  на улицу.
-  Вы, Аля, хотите  познакомиться с моей сестрой с Любой? С нашей невестой? – спросила  Катя. 
Мы поднялись по наружной лестнице дома, прямо с улицы,  на второй этаж, где была  просторная  комната, залитая солнцем и окна были распахнуты прямо в сад .
- Здравствуйте, Аля.  Проходите в мою горницу. – Люба протянула руку.  Ладошка была широкая и шершавая, мозолистая. Ведь в деревне труд  тяжелый.
– Вот  мои подружки Рая, Тося и моя двоюродная сестра Настя.
–  Здрасти, -  разом ответили девчата.
Девушки, молоденьки, рослые, загорелые, краснощекие – сразу видно не городские. Простые ситцевые платья и стоптанные туфли, на голове косынки связанные сзади узлом.
Люба была высокая девушка, ширококостная, с большим крупным ртом и носом, две русые, толстые  косы  ниже пояса. Но ее большие голубые глаза, пожалуй, делали  ее симпатичной, в них было что-то детское.  Люба смущалась.
–  Люба, покажи Але свое платье, – сказала Катерина.   
  Люба достала из шифоньера  длинное, белое,  из шелка платье, фату. Прикинула платье впереди себя, повернулась к зеркалу, повернулась к Але.
– Вам нравится?  Это мне Катя заказала в Ленинграде в ателье, у вашей мамы.  Ой! Кажется очень дорого. Спасибо тебе, моя сестренка, - сказала Люба.
– Очень красивое платье. Вам еще надо приколоть цветы вот сюда, чуть левее, на плечо, – предложила я.
– Да, цветов будет много.  И обязательно приколем на платье.
  - Венчание будет завтра в церкви, в соседней деревне. Жених приехал из Ленинграда со своими родственниками, и  они остановились у соседей.  Жениху нельзя видеть невесту до венчания, – добавили Катерина.
  На другой день все  поднялись рано утром.  Женщины  наряжали невесту. Бричка для молодых стояла  уже у дома, запряженная двумя лошадями, украшенная цветами. Гостей повезут два грузовика. В первом грузовике поедут  жених и его родня, так как,  жених приезжает в церковь раньше и  встречает  невесту, которая поедет с подружками и отцом в бричке.  Во втором грузовике отправились гости,  кто стоя, кто сидя в кузове.  Я  и  отчимом ехали в кузове, а маму посадили в кабину с шофером.
Церковь была в соседнем селе, которая сохранилась даже во время войны. Подъехала бричка.  Отец повел невесту в церковь, где их встречал жених с дружками.  Около иконостаса стоял батюшка. Народ заполнил всё небольшое пространство в церкви.  В руках молодых были иконы Богородицы и Спасителя, что положено во время таинства венчания, накрытые вышитыми полотенцами. Горящие свечи, запах ладана, свет, проникающий через мозаичные окна, позолоченный иконостас, батюшка,    облачённый в праздничную одежду,  – все это вызывает  внутренний трепет. Венцы над головами молодых держат шафера. Священник, произнося молитву распевая, низким и сильным голосом, благословляет молодых. Они обмениваются кольцами, целуются, креститься, и  идут вокруг аналоя. Батюшка читает молитву, все повторяют, затем подходят, поздравляют  молодых. Они выходят из церкви под звуки колокольного звона и церковного хора. За ними идут гости. При выходе молодых встречали люди, которые  посыпали  молодых пшеничным зерном – для счастья.

 

Первый раз я увидела свадьбу, да и еще,  венчание в церкви. На  меня сильное впечатление произвел красивый, старинный обряд. Какое-то таинство, и святость во всем этом.  Я представила сама себя невестой в белом длинном платье  с фатой, букетом цветов. У меня  этого не было. Официально: запись в ЗАГС-е,  куда  две мои подружки пришли  с букетами, а мама дома встретила нас с хлебом и солью, и затем обед.  Хотели сделать свадьбу через месяц, чтобы приехал Борин отец и пригласить гостей. Но отец Бориса приехал на один день проездом из Москвы и улетел  в Кировабад. Не захотел оставаться дольше. О венчании в церкви – не могло быть и речи. Мое поколение  было   атеистами,   нам не ведомы были потерянные старинные обычаи. И теперь я все увидела здесь в русской деревне.
Обратно жених с невестой едут вместе в бричке. Наконец я увидела жениха, и могла разглядеть его. Глядя на Любу и ее молодого мужа, у  меня  было какое-то недоумение. Люба простенькая, деревенская девушка, а парень – ну, просто красавчик,  высокий,  с каштановой шапкой волос, и пустым взглядом,  видно городской  гуляка. Он и сам не понимал, что он здесь делает. У меня создалось странное впечатление.
- Мама, откуда этот взялся жених? Как они познакомились? Каким образом он жениться на  Любе? Он же городской гуляка, они не подходят друг другу. Ты видишь? 
-  Да, да. Так оно и есть.  Катерина, ее сестра   хочет, чтобы   Люба перебралась жить   в Ленинград. А  как получить  прописку? И она   вот нашла этого Гену для своей сестры. Все дело в деньгах.  Родные и сама  Катерина обещали   дать деньги, если они поженятся,  на  однокомнатную квартиру, – пояснила мама.  – Красивый-то красивый…. Да, не путевый, бездельник. То работает, то нет. Образования  никого. Любит гулять с дружками. Живет с матерью. Она уже устала от бездельника сына. Не работает и требует от нее деньги.  Во общем решили устроить вечеринку и   познакомить Любу с Генкой  у  подруги Кати. Вот  и  сосватали их. Они ещё встретились несколько раз. Он приезжал к Любе в деревню, жил несколько дней, у  них, знакомился с  родными.  Люба хорошая, добрая девушка. А где найти ей жениха в деревне? И как перебраться в Ленинград?
- Да, Люба мне   понравилась. Жалко её.  Теперь ей придется  с ним мучиться, - сказала я.
Вся кавалькада отправилась в обратный путь. В первой машине гармонист  вовсю наяривал.  Звонкий женский голос запевал:
                Ой, беда, беда, беда
                В огороде лебеда,
                Черемуха белая,
                Ой, что любовь наделала.
                Глупо делала девчонка –
                Замуж торопилася.,
                Увидала бабью жизнь –
                Скоро прослезилася.
Не проехали и минут двадцать, как вдруг машина затормозила. Впереди все остановились. Оказываться,  с соседней деревни молодежь перегородила дорогу, положили поперек бревна. Не пропускают – требуют выкуп. Такой обычай в деревнях, когда едут со свадьбы, то надо платить. Скинулись, кто сколько мог. Молодежь растащили бревна, и наша свадьба поехала дальше.  Впереди играла гармошка,  гости пели песни, как говориться на всю ивановскую.
Вот и подъехали. В саду уже стояли накрытые три больших стола.  Гости рассаживались. Невеста с женихом сели впереди за отдельным столом.  Столы заставлены едой: в больших мисках тушённое мясо, запеченный поросенок, картошка, салаты, домашняя колбаса, квашенная капуста, соленые огурцы, винегрет, маринованные грибы, пирожки, и, конечно, батарея бутылок водки, самогона, домашний квас. Стали разливать водку, самогон. Первый тост за молодых! Выпьем! Все дружно кричат: «Горько! Горько!» 
                Теперь и грусть, и радость,
                И любовь, и поцелуи
                Вы делите на двоих.
                Выпьем же за молодых!
           Гости не успокаиваются и опять кричат: «Горько!» Поцелуй, за поцелуем. Вдруг, в стороне  от застолья   запели  –  это  пришли женщины этого села и стали петь старинные, свадебные песни. Катерина за стол посадила нас рядом с собой. И она мне все поясняла и рассказывала  о каждом, кто  сидел  за столом. Гости еле,  пили, и пьянели все больше.  Кто-то запел и все подхватили.
                Когда имел злотые горы
                И реки полные вина, все отдал бы
                За ласки взоры  и ты владела бы мной одна.
                Не упрекай несправедливо,
                Скажи всю правду ты отцу,
                Тогда  свободно и счастливо
                С молитвой мы  пойдем  к венцу.   

Гармонист заиграл плясовую. Молодые задиристые девки и парни  пустились отплясывать и  началась перекличка  веселых, озорных частушек. Катерина, видя, как я пританцовываю, да еще отец сказал: «Аля хорошо танцует. Возьмите ее в круг».
– Ну-ка, Аля, пошли танцевать, – потянула она меня.
Гармонист  заиграли цыганочку и я пошла по кругу,  отплясывая,  тряся плечами и отстукивая каблучками. Выскочил парнишка и пошел передо мной, дробя сапожищами разные коленца. Все хлопали, и криками подбадривали. Затем гармонист заиграл русское, и я,  разошлась и отплясала и  показала все свое мастерство. Это было во мне  – как услышу музыку – удержаться не могу и иду в пляс.
За оградой столпились местные ребята, девчата. Им вынесли еды и выпивку.  Вдруг   в толпе  начался шум и крик.  Парень выбежал из толпы и побежал к столу, где сидел напротив нас за столом Федор,   муж  Насти, двоюродной сестры Катерины. Не успел Фёдор  выйти  из-за стола, как парень врезал ему. Началась потасовка. Тут уже подоспели еще  мужики. Схватили парня и стали выталкивать его за ограду. Началась драка между мужиками. Женщины кричат, пытаются успокоить мужиков. Уже не разобрать, кто кого.   Кто- то вытащил кол из ограды и стал размахивать им, а затем кому-то  заехал по голове. Кровь льется. У парня разбит лоб и нос.
– Караул! Помогите! Убивают! – кричат женщины, визг.
Вот так свадьба! Все нормально.  Настоящая свадьба на Руси не бывает без драки.
Наконец несколько мужиков навалились  на драчуна, связали его руки полотенцами и куда-то повели. Пострадавшему Федору тоже полотенцем перевязали голову, и повели в медпункт. Все постепенно успокоились. Стали опять усаживаться и продолжать пить, есть. Обсуждать драку.   
Уже потемнело,  и где-то  за полночь, я с мама, с отцом пошли отдыхать.
Молодые уединились в своей комнате. Гости не расходились, еще продолжают гулять. И всю ночь слышны были хохот, крик, играла гармошка и громко пели. 
Свадьба продолжалась  и на другой день. Опять полный стол еды, пирогов, водки, самогона. Гости с утра  опохмеляются.
  По старому обычаю молодые днем обходят односельчан.  Их поздравляют, угощают, дарят подарки. Молодожены идут вдоль села. Люба держит молодого мужа под ручку, она светиться и всем улыбается. Гена как-то выглядит обособленно и его вид говорит: « Я не ваш. Я случайно сюда попал».
У меня еще было три дня.  Катерина показала нам село. Мы заходили  в гости к соседям. Было много отдыхающих из города с детишками.  Многие проводили время  на озере. Летом, что лучше – купания? Купаться было одно удовольствие, вода чуть прохладная, и пахло свежестью.
  Вечером к Любе и Гене пришли  девчата. Сидели  в саду, болтали, шутили и пели. Я тоже присоединилась. Девчата оказались острые на язык.
– Ты Геночка, не обижай нашу подружку Любочку. Приедем к вам в гости. Приглашаешь нас? Узнаем, что Любу ты обидел, надерем уши на первый раз.  А еще раз узнаем – уже что-нибудь оторвем.
– Девчата, чего-то вы обо мне плохо думаете? Я понял. Вы, девчата хоть куда, и  побить можете. Любу я любить буду, пальцем не трону,  –  подыгрывал Гена веселым девчатам.
  Летние ночи в  наших  краях соловьиные, теплые, нежные.   Небо темное, усеяно яркими звездами. Видно Большую Медведицу, и Млечный Путь. Сидишь и наслаждаешься,  не хочется  уходить.  Девчата запели:
                Ой, цветет калина в поле у ручья,
                Парня молодого полюбила,
                Парня полюбили на свою беду
                Не могу забыться, слов я не найду.
Мне так  хорошо быть с этими деревенскими девчатами. На душе спокойно и тепло. Я пела вместе с ними, проникаясь радостью и любовью ко всем в этом прекрасном мире.
Стали расходиться. А меня, девчата,  пригласили пойти с ними спать на сеновал. В амбаре было уже полно свежего сена, почти под самую крышу. Девчата помогли мне забраться  наверх.  Там уже были  одеяла, подушки. Со смехом мы улеглись на душистом сене.  Начали судачить о свадьбе, о женихе, девчата рассказывают о своих парнях, меня расспрашивают  о муже, где я работаю. Вдыхая,  душистую траву я заснула, опьяненная её.
От резкого крика мы   проснулись.
–  Ой, девчонки, мы здесь не одни.  Кто-то  здесь? - встрепенулась Рая, лежащая рядом со мной. 
Затем слышно было, кто-то с спрыгнул с другой стороны сеновала, и было видно в проеме ворот мелькнула мужская фигура, убегающая прочь. Вдалеке  залаяла собака.
– Кто здесь? –   крикнула Рая. Никто не ответил.   
– Да это мужики  козлы,   пьян всякая, напьются  и залезают на сеновал.  Дери их за ногу!
Мы лежали притихшие. Светало. Петухи устроили перекличку.
Мне сегодня уже уезжать домой. Пролетело семь дней быстро. Борис уже дома. Тот же парнишка Иван меня повез на вокзал в Лугу. Хозяева  дали мне корзину яблок, баночку меда, и сметаны. Меня вышли провожать хозяева, Катерина, и Люба с Геной. Я со всем расцеловалась. 
– Большое вам спасибо за гостеприимство и за угощение. Да счастья вам, – пожелала я  Любе и Гене. 
Мы подъехали на вокзал вовремя, поезд пришел минут через десять. Иван мне помог с вещами, поднять их в вагон.  Народу было не много. Я села у окна, где скамейки были пустые. Поезд медленно  тронулся. Задумчиво я смотрела на проплывающие  строения, потом пошли поля, перелески. Кто-то туда-сюда  проходил по вагону. Я машинально  повернулась и вдруг, вижу, идет по проходу Федор. Да-да, тот самый Федор, муж Насти.  Он  прошел в конец вагона. Меня он не заметил. «Никто не говорил, что Федор едет в город.  Странно», – подумала я.  Да это и не мое дело.
Дома меня ждал Борис. Нам было чего рассказать друг другу: он о своем плаванье, я о деревенской свадьбе.
Мама с отчимом вернулись в город через неделю, и сообщили, что произошло – убили Настю.  Кто убил? Убийство? Прямо, как детектив.
- В тот день,  когда ты уехала, спохватилась Катерина, что Насти не видно, и не приходит. Пошли к ней в дом. Нет ее, и нет Федора. Соседи не видели ее,  никто не видел. Если бы она поехала куда-то, она сказала бы, ведь у неё  скотина дома. Не куда ей ехать-то. Сообщили председателю колхоза. И вот на другой день, мальчишки играли в амбаре на сеновале и вдруг наткнулись на  засыпанный сеном труп Насти. Вызвали милицию. Сейчас  расследуют это убийство и разыскивают Федора. Он тоже пропал.
Оказывается, Федор, как месяц вернулся из тюрьмы. Он сидел пять лет за воровство.  Настя с ним до этого мучилась.  Федор пьянствовал  и часто бил ее.  Она собиралась подать на развод, когда он сидел в тюрьме. Тут как раз этот парень, Севка стал за ней ухаживать, вернулся из армии. А Федор, как освободился, пришел  к себе в дом. И  когда узнал, что  Настя с  Севкой встречается,   грозил убить  его. Настя испугалась. Начались скандалы. Вот на свадьбе и произошла драка между Федором и Севкой. Жалко Настю.  Очень печально.
  - Ведь, я его видела, в тот день, когда  возвращалась домой. Я сидела, а Федор проходил по вагону.   Помните, я в ту последнею ночь спала вместе с девчатами на сеновале. Мы проснулись от крика,  а затем  кто-то спрыгнул и выбежал их амбара. Мы видим силуэт какого-то мужика.  Может это был Федор?  Видно он  решил убежать  из деревни. 
Мама и отчим  согласились со мной.  Позднее мы узнали: Федора арестовали, и он  получил пожизненный срок.
А Любаша с Геночкой живут в однокомнатной квартире, у них родилась  дочка. Люба работает на швейной фабрике и еще ходит в вечернюю школу, и представьте себе, ее, красавчик Гена работает на   заводе  механиком.  Видно, Любаша нашла подход и смогла приучить молодого мужа.
Было это в 1959 году.