Советский патриотизм

Александр Щербаков 5
Сейчас, когда я читаю или слышу, как умиляются некоторые мои соотечественники тому, как уважают американцы свою страну, как вытягиваются в струнку и прикладывают руку к сердцу, когда звучит гимн США, меня зло берет.  Причем это говорят люди, которые и сами хотели бы приложить руку к своему сердцу, выражая тем самым паитет перед своими заморскими хозяевами, которым они вольно или невольно служат.

А ведь еще недавно даже сами американцы, которых теперь называют не неграми, а афроамериканцами, при звуке американского гимна поднимали правую руку  в черной перчатке вверх и опускали голову, тем самым выражая свой протест против политики расизма на своей Родине. Самый яркий пример тому – поведение двух призеров в беге на 200 метров на Олимпиаде в Мехико в 1968 году.  Тогда еще в США в общественном транспорте негр не мог ехать на местах, предназначенных для белых, не мог зайти в ресторан для белых, да и много чего не мог. Тогда еще горели костры ку-клус-клановцев, а жизнь негра ничего не стоила. Как и сто лет назад, когда в стране развернулась Гражданская война между Севером и Югом, который был рабовладельческим. Но не для того, чтобы освободить негров и латинос, работавших на плантациях белых южан. Нет, для того, чтобы захватить новые рынки сбыта своих промышленных товаров.

Но и тогда, с начала ХХ века, американских граждан приучали (!!!) уважать свою страну. Кого-то добровольно, а кого и силой.  И это у них в крови. Как уважение европейцев к закону вдалбливалось в их головы пару веков минимум.  Им это удалось, потому что они не шарахались из стороны в сторону, вели одну политику, выгодную власть предержащим, которые служили своему Богу – капиталу.

В вот в России этого не было испокон веков. Петр I ради своих реформ на европейский манер извел четверть русского населения,  и потом ради обладания выходом к морям, через которые можно было вести торговлю с Европой, угробили много русских, ведя не подготовленные войны с османской Портой или северными соседями, в первую очередь Швецией. Екатерина Великая ради ведения войн залезла в такие долги, что лишь во времена Николая I с ними расплатились. Слава Богу, что в Азии покоренные народы были малочисленные, и отряд казаков в пару сотен человек мог привести к присяге императору России  целый народ.

Но в отличии от европейцев, колонизирующих Американский континент, местное население России  не сгонялось со своих территорий и не уничтожалось, и поэтому,  если и случались исчезновение небольших народностей, то по естественным причинам. Правда, в отличии от Северной Америки, места в Сибири и на Дальнем Востоке представляли сплошные леса и болота, а климат суровый, а найти полезные ископаемые было трудно, да и некому их было искать. И для кого?  Даже добыча золота почти до конца XIX века была монополией царской фамилии.

Да и во внешней политики царского режима в XIX  веке были сплошные проколы.  Взяв измором на русских просторах европейскую армию Наполеона в 1812 году, и триумфально пройдя по Западной Европе, император Александр I остался при своих интересах, к тому же привнеся на штыках вернувшихся в Россию русских свободомыслие европейцев, что привело к выступлению декабристов. А дальше было все еще  хуже.  Покушения на императоров были все чаще, проиграли Крымскую войну Англии, Франции и Турции,  долго покоряли народы Кавказа, освобождали Болгарию, которая затем в обоих мировых войнах выступала в союзе с противниками России.  Отмена крепостного права произошла поздно, к тому же крестьяне не получили земли-кормилицы, и вынуждены работать на барина.  Так за что было уважать в основном крестьянской массе, поголовно неграмотной, царя-батюшку и его окружение?  Они и не уважали, поэтому и поддержали большевиков в Гражданскую войну, поверив обещаниям получить свободу, землю и мир после длительной Первой мировой войны, в которую Россия ввязалась по желанию стран Антанты, не имея никаких целей, и будучи не готовой к такой продолжительной войне.

Взяв власть, большевики после Гражданской войны и  НЭПа повели  необходимую для существования страны, которая стала назваться не Россией, а СССР, экономическую и национальную политику. Отсталому СССР крайне важна были ускоренная индустриализация. Ждать, когда пройдет земельная реформа, было некогда, на Западе уже точили ножи, чтобы отхватить от слабой страны лакомые кусочки территории с богатыми природными ресурсами. Поэтому и не без ошибок и перегибов провели коллективизацию, и промышленность получили миллионы рабочих рук, в которых нуждалась индустриализация. Одновременно началась культурная революция, была побеждена неграмотность населения, появились свои, вышедшие из простого народы, инженеры, врачи, учителя.  И страна почти успела подготовиться в войне с коллективным Западом во главе с Германией.  А что не успели,  доделывали в ходе войны, и хоть дорогой ценой, но победа была достигнута, враг был побежден.

Вот вам и причины для появления гордости за свою страну. Индустриализация, коллективизация, культурная революция, победа в Великой Отечественной войне.  Еще в годы войны появился новый гимн СССР, с патриотическими словами и величественной мелодией.  Именно с него начинался трудовой день всех граждан страны, потому что ровно в 6 часов местного времени начинались передачи по всесоюзному  радио,  а репродукторы были в большинстве квартир граждан страны. Да, не все еще знали русский язык и не могли понять, о чем речь, но мелодию запоминали навечно.

Но еще до войны, под впечатление успехов на трудовом фронте в годы первых пятилеток,  появлялись патриотические произведения.  Особенно в голову всех от мала до велика входили, вернее, вбивались слова поэта Владимира Маяковского: «Завидуйте, я гражданин Советского Союза!».  Я старшеклассником читал это стихотворение о советском паспорте со сцены в поселковом клубе, и до сих пор помню это стихотворение, как и слова гимна Советского Союза.  Еще бы, гимн я слушал 2 раза в день, рано утром и в 12 часов ночи, когда переставало работать радио.

Перед нами, школьниками, выступали тогда еще живые участники Великой Отечественной войны, рассказывали о своем участии в боях, показывали боевые награды. Мы гордились своими соседями, пришедшими с войны победителями, своими родными. Мой отец воевал с японцами и имел боевые награды, и я был очень год, что у меня такой отец. Правда, он был скромным человеком и никогда не бравировал своим участием в боях.

В пору моего детства не было октябрят, школьников с 9 лет, т.е. с 3  класса, принимали сразу  в пионеры. Но не огульно, всех без исключения, а только достойных, кто хорошо учился, имел примерное поведение и занимался общественной работой. Меня принимали в числе первых пяти одноклассников. Я все годы хорошо учился, умел хорошо рисовать, и мне поручили выпускать классную стенную газету. Потом, уже пионером, я  помогал  отстающему однокласснику готовить уроки по математике. Недавно в телефонном разговоре он спросил, помню ли я этот факт. Я, конечно, забыл, а он помнил уже больше 60 лет. Хорошие дела долго не забываются.

Еще в первые годы Гражданской войны большевики  сделали ставку на молодежь, как известно, самую мобильную, легкую на подъем и внушаемую часть человечества, мечтающую о светлом будущем. Появился комсомол, члены которого шли в огонь и в воду за новую жизнь. Вспомните героя романа Николая Островского «Как закалялась сталь» Павку Корчагина? Многие их моего поколения взяли его как пример своей жизни, и я в том числе.

И в комсомол принимали не всех подряд, а только тех, кто в пионерской организации себя проявил активистом, и хорошо учился, сдал спортивные нормы БГТО и ГТО.  По всем показателям я подходил для вступления в комсомол уже в 8 классе, но мне не хотелось сидеть на комсомольских собраниях, и выполнять еще какие-то поручения.  Я и так вел спортивную секцию для младшеклассников, сам много тренировался, и по-прежнему выпускал стенную газету. И лишь в 11 классе, когда мне сказали, что могут возникнуть проблемы с поступлением в институт, подал заявление.

А вот после института меня распределили на Тихоокеанский флот. В нашем Хабаровском медицинском институте была военно-морская кафедра, где знакомили с основами оказания медицинской помощи на флоте. А вот на подводную лодку я попросился сам, к этому времени знал, как героически проявили себя подводники в годы Великой Отечественной войны.  Три года службы в подплаве сделали из студента мужчину, готового взять ответственность на себя.  За это время у меня была одна боевая служба, или автономка, как называли её моряки. Это были годы, когда во время «холодной» войны шла самая настоящая «горячая» война во Вьетнаме. В первом отсеке во время этой автономки была торпеда с ядерным зарядом. Весь экипаж знал, что если поступит команда, наш командир  выпустит эту торпеду по врагу, и останемся ли мы живы, еще бабушка надвое сказала.

У нас был замечательный замполит, т.е. заместитель командира по политчасти,  Кудлаев. Он многому меня научил, как и других матросов. Он сделал меня пропагандистом, т.е. я вел политзанятия с матросами.  Мне приходилось отвечать им на многие вопросы. Будучи начитанным человеком, я мог удовлетворить их интерес. В конце концов комсомольцы экипажа сделали меня своим комсоргом, а потом дали рекомендацию в партию.

Позже, уже после увольнения в запас, такое же доверие мне оказали коммунисты первичной партийной организации крупной городской больницы. Я оправдал их оживания, не зря же меня десять раз переизбирали парторгом, а горком партии и горисполком рекомендовал меня главным врачом в другую крупную городскую больницу.  Но я считал себя не готовым к этой должности и отказался.

В нашей больнице был очень сильный Совет наставников, и работа по воспитанию молодых специалистов в больнице была признана на высоком уровне.  И комсомольская организация была активная, да и профком больницы работал как надо. Так что наша больница регулярно выигрывала в социалистическом соревновании с другими крупными больницами краевого центра. Почти все сотрудники были патриотами своей больницы, с до сих пор, когда мы общаемся друг с другом, с теплом вспоминаем годы совместной работы в больнице.

Хотя жизнь разбросала сотрудников больницы.  Несколько из них стали главными специалистами города и края, в том числе ваш покорный слуга. Кто-то уходил на заведование отделениями в другие больницы, на работу ассистентом в Хабаровский медицинский институт. Но основная масса проработали в больнице все годы до ухода на пенсию.  В Хабаровске бытовало мнение, что условия пребывания в больнице № 11 далеки от идеальных (старый корпус стационара в промышленном районе недалеко от ТЭЦ-1), но вот медицинский персонал там квалифицированный и внимательный.  Эти традиции были заложены первым поколением больницы, появившейся в послевоенные годы как медсанчасть ТЭЦ-1 во главе с многолетним главным врачом Бацуновой Екатериной Даниловной и её заместителями – Трипелец Любовь Никитичной и Премет Нонной Августовной.

И хотя мне довелось потом поработать и в краевой больнице, в штабе отрасли здравоохранения в крае под разными названиями (отдел здравоохранения крайисполкома, управление здравоохранение администрации края, департамент здравоохранения, министерство здравоохранения), в Нефтеюганской городской больнице, самые теплые воспоминания у меня остались от коллег в городской клинической больнице № 11.  Это были настоящие патриоты и больницы, и медицины, в которой работали, отдавая всего себя.

Уже став пожилым, я понял, что любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине.  Для меня, селянина от рождения, такой малой Родиной явился наш поселок Херпучи, которому недавно исполнилось 150 лет. Нас, многих моих земляков объединяют воспоминания о  тружениках нашего прииска, драгерах, ремонтниках, воспитателей детского садика, учителей, врачей,  работниках поселкового клуба, библиотекарях и многих-многих других. Кто-то остался жить в родных местах, многие перебрались в Хабаровск, часть людей разбросало по всей нашей огромной стране.  Но есть среди них энтузиасты, которые каждые пять лет собираются в Хабаровске, чтобы отметить очередную дату после окончания школы.  Когда появилась идея издать альманах с воспоминаниями наших земляков к 150-летию поселка, многие откликнулись на мою просьбу написать, что они помнят о родных краях, а такой альманах увидел свет, весь тираж сразу разошелся по желающим иметь такую книгу о своей малой Родине.

Я привел личный пример как тот кирпичик, из которых складывалось здание патриотизма в советское время. Настоящие патриоты страны появились в годы первых пятилеток. У них были равные условиях для получения образования, социальных лифтов и наград за ударный труд. Именно они отстояли нашу Родину, когда на неё напали захватчики, жаждущие не только покорить, а уничтожить их. А наше послевоенное поколение училось на их примере любить Родину и, если понадобиться, защищать её с оружием на фронте и у станков в тылу.

А вот будет ли защищать Россию нынешнее поколение, не уверен. Они видят, как живут их родители и бабушка с дедушкой, знают, сколько надо заплатить, чтобы получить высшее образование, и как занимают самые хлебные должности отпрыски нынешних чиновников и олигархов, как жируют их родители, живущие большую часть времени за границей, видят, как воруют миллиарды рублей те, кто должен с воровством и коррупцией бороться.  Так за кого проливать свою кровь? Она, как известно, не водица...