Леонардо

Мартов Алекс
Каждая эпоха рождает своего гения. Но именно великие люди: столпы, титаны своей эпохи делают её особенной и непревзойдённой.
Конечно же, вы догадались, что речь идёт об эпохе Возрождения (XIV-XVI века) – триумфе в истории искусства. И никогда – ни до неё, ни после не рождался гений подобный Леонардо да Винчи.
К нему и его творчеству я бы хотел слегка прикоснуться. Тысячи книг и научных работ написаны об этом человеке. И если напишут ещё тысячи, всё равно будет недостаточно.

Сейчас я обращаюсь не к искусствоведам или считающим себя таковыми, а к обычным людям, таким, как и я сам.
Скажем, будучи в картинной галерее, вы обращали внимание на то, как люди рассматривают картины? Как вы сами на них смотрите? Ведь большинство людей, практически не задерживаясь, проходят мимо полотен, лишь мельком взглянув на них. И их нельзя осуждать за это. Мы все скованы рамками времени – будь то выделенные часы на экскурсию, расписание дня, запланированные встречи, да и просто домашние хлопоты. Разве можем мы позволить себе задержаться около какой-нибудь картины, когда в этом музее ещё так много экспозиций. И ведь хочется охватить побольше. Когда ещё придётся? Но, согласитесь, было бы неплохо посетить галерею только ради одного произведения. И провести наедине с ним столько времени, чтобы хватило не только насладиться творчеством автора, но и проникнуться, окунуться с головой в его идею.

На деле это не так просто. Чтобы понять замысел автора, нужно быть не просто хорошим наблюдателем, но и знать где и когда он жил. Какой ландшафт окружал художника? Какие политическая и экономическая жизнь кипела вокруг него в те времена? Богат он был или беден? У кого он учился и с кем дружил? Да мало ли ещё чего.

Но вернёмся к Леонардо. Учёный, изобретатель, скульптор, архитектор, биолог и анатом, музыкант, поэт… Сам о себе говорил, что художником он является в последнюю очередь. А ведь и правда, за свои 67 лет он написал лишь 15 картин. Много это или мало? Трудно сказать. Дело, скорее, не в количестве. Историки говорят, что Леонардо не переносил безделия. Он спал по четверть часа каждые 4 часа.

Давайте вспомним автопортрет Леонардо.

По словам уважаемого историка искусств Паолы Волковой, автопортрет нив коем образе не является самоизображением или отражением в зеркале. Автопортрет – это самопознание художника, взгляд изнутри – взгляд на собственные чувства, переживания и отношение к жизни. Вглядитесь в изображение: старик, обозлённый на свою эпоху (эпоху, которой мы так восхищаемся), осуждающий, мрачный, несущий тяжкое бремя на своих плечах. Человек – обличитель. Всё от того, что он, как никто другой, понимал и чувствовал каждой клеткой своей кожи время, в котором жил.