Ностальгия

Иван Карасёв
      Сейчас очень модно добрым словом вспоминать старое время, советское время. Конечно, братская Украина помогла.  Показала, как далеко можно зайти, если огульно предать хуле всё то, что было святым для отцов и дедов. Но не только она. Так уж устроена человеческая память, она сохраняет либо хорошее, либо плохое, тут всё зависит от человека. Но ностальгирующие по советскому времени, особенно по глубинному, по каким-нибудь замшелым шестидесятым или семидесятым годам, одно помнят точно – они были моложе (и бабы, соответственно, тоже). А для семидесятилетнего время молодости, как известно, самое лучшая эпоха для воспоминаний.
    На родительском собрании подросткового футбольного клуба подобрался очень разный контингент. Начиная от мам и пап, которые в советское время ещё сами только-только успели под стол пешком сходить пару раз и заканчивая семидесятилетним дедушкой, ровесником то ли Победы, то ли советской ядерной бомбы. В ожидании кворума из хотя бы 10-ти процентов от списочного состава игроков пошли тары-бары. Как часто бывает, сразу определяются ведущие. Основным ди-джеям был тот дедок годков семидесяти, с неаккуратно подстриженной бородкой, весь высохший как вобла, а по физиономии прошлись, лучше сказать, избороздили её (в буквальном смысле слова) все возможные межпланетные корабли, как наши, так и американские, китайские стояли в очереди. Картину дополняли огромные очки, под которыми выпячивались маленькие рыбьи глазки. Ему ассистировал приглашённый докладчик примерно такого же возраста, может, чуть помоложе (то есть для некоторых ещё жених) и чуть импозантнее, весь сине-голубой, нет, дамы и господа, вы не то, подумали, смотрите футбол почаще, просто он явился нам в зенитовских цветах.
      Началось всё очень банально – цены, дороговизна. «Теперь за всё надо платить», - грустно констатировал докладчик, видимо, подзабывший, что он пришёл в бесплатный футбольный клуб для детей.  Дедок вторил ему:
     - Да, я, когда в техникуме учился в начале шестидесятых, с тремя рублями в кармане мог девчонку в кино пригласить, мороженым угостить и даже в ресторан сводить!
     Я молча слушал, в таких случаях людям нельзя мешать высказаться, наболело. Сам с грустью вспоминал свои тяжеленные сумки с колбасой, маслом, мясом и сыром, которые таскал во время учёбы из Ленинграда родителям во Псков, блиставшем пустыми магазинами. Как мало тогда мне нужно было для счастья – всего лишь купить курицу по два семьдесят  кило, которая по упитанности тянула на венгерскую по три шестьдесят! И как мне не хватало в ленинградском общежитии родного южного ветра с псковского мясокомбината, доносившего в родительскую квартиру запахи протухших обрезков. Столько ароматов! Это всё, что было дозволено нюхать жителям древнего города Псков. Нет, вру, ещё в месяц 500 граммов зеленоватового цвета колбасы по талонам в одно лицо. Колбасы, в которую никто не клал сою, да, что правда, то правда, потому что бумага была дешевле, особенно читаные газеты из макулатуры. Ещё мы имели право на килограмм мяса, но с условием, что он содержал четыреста грамм костей. Вес костей в куске определялся на глазок продавщицей. Естественно, когда она отмеряла свой килограмм, глазок закрывался за ненадобностью, оказывается, у советских коров и свиней тоже имелись филейные части. 
    Тем временем увлекательная дискуссия продолжалась.
    - А сейчас и с тремя нулями ни на что не хватит! – поддержал  сине-голубой.
    Я мысленно стал считать, на что же паре подростков не хватит трёшки с тремя нулями, ну разве что на ресторан в «Астории». Или  у меня потребности такие слабые, в последний раз оставили в «Токио-сити» всего две. Ну, так это же забегаловка, харчевня, видать, у зенитовца и рыбы в ботинках за 500 рублей были запросы покруче. Они, наверное, все заработанные за долгую трудовую жизнь деньги в ресторанах спускали, поэтому и на обувь от «Версаче» не всегда хватало. Или имелось в виду, что три нуля в кармане, это всё равно три нуля, несмотря на то, что их три. Тогда они философы!
    - Да, теперь детям сколько денег не давай, им всё мало, - в разговор вступила красотка примерно того возраста, когда женщину отнести к категории мам язык не поворачивается, а к категории бабушек в наше время уместно причислять только заведомых старух. – Мой всё айфон хочет, хоть пятый-шестой, но айфон, а потом айпэд тысяч за пятьдесят попросит, - сказала она подморгнув единственным глазом, второй у неё закрылся, наверное, ещё в детстве, когда на себя в зеркало в первый раз посмотрела.
    - Ну, это как в Египте, - опять вступил в разговор докладчик, - двадцать пять долларов стоит сесть на верблюда, а потом с тебя возьмут ещё двадцать пять, чтобы слезть с него.

   «Ага, вот тут-то ты и прокололся, - подумал я, - выражаясь языком Штирлица -  ведь это провал».  Наш защитник справедливого советского образа жизни, выходит, бывал в Египте. Конечно, в советское время мой папа тоже был в Египте, только он оттуда привёз не кусочек пирамиды Хеопса, а осколок от израильской бомбы. «Значит, по СССР ностальгируем, а по Турциям-Египтам катаемся!» - с чувством первобытного злорадства сделал вывод я.
    Но всё оказалось гораздо прозаичнее. Не знаю, как Турция-Египет, но сине-голубой докладчик пришёл уболтать нас отправить своих детей на летний футбольный турнир (фестиваль, как он сам выразился, наверное, он и там будет ди-джеем) в супер-футбольную страну Норвегию. Ехать на автобусе, потом на пароме, потом снова на автобусе. По дороге можно посмотреть достопримечательности славного города Хельсинки, конечно, не Венеция, но выступавший уверял что стоит! Заслуживающий гораздо большего внимания Стокгольм почему-то не укладывался в программу. Жить в школе, есть, что дадут. В общем, для уровня элитного бизнес-тура не доставало только шлюх для развития, так сказать.  Цена вопроса, уверял он, ерундовая, всего сорок тысяч, не считая, естественно, карманных денег.
     Кто-то робко заметил, что за те же деньги на те же десять дней можно в сезон ребёнка в Турцию свозить, и всё включено при этом. Но тут же был задвинут в задний ряд снисходительной улыбкой организатора, подчёркивавшей слабый интеллектуальный багаж автора реплики и кричащую абсурдность такого сравнения: «Но ведь ваши дети будут играть на международных соревнованиях!»  Рыба в ботинках поддакнул напарнику - ди-джею, но при этом засобирался на выход - дела, мол, извините!
     Окучивание публики продолжилось. Работал ловкий поклонник «Зенита» за комиссию от организаторов – сам честно признался: «За меня вам платить не надо, только за тренера, а мне процент от ваших денег отстёгивают тамошние ребята». Все детали поездки он нам изложил чётко, собаку съел на этом, уже не в первый раз, значит, приходил. Ну, всё просто, платите за автобус и школьные матрацы как за хорошую гостиницу и золотой ключик, то бишь мячик у вас в кармане! Советское время, действительно, отдыхает. Хорошее оно было, хорошее, жулики сидели только в тюрьме или на овощебазах. И каких достойных людей вырастил Советский Союз - многоплановых, многогранных, многосторонне развитых, их так просто современной буржуйской лопатой не убьёшь,  они могут нежно любить СССР и в то же время с превеликим удовольствием поглощать запретные плоды мира чистогана.
Рассказ из сборника "С иронией обо всём понемногу" Еёго можно найти на платформе "Литрес" -