Вдруг охотник выбегает...

Антон Васильев 3
-В Бирмингеме и Атланте две семьи убиты при схожих обстоятельствах.
-Не схожих. Идентичных.
                (Томас Харрис. «Красный Дракон»).


Едва общество «отошло» от сообщений о казанском расстреле школьников – обыденное сознание никак не желало вмещать всю инфернальность произошедшего – как грохнула Пермь. К казанским девяти жертвам прибавились пермские шесть: охранник, студенты, сотрудница лаборатории и женщина-врач. Раненых и там, и там – десятки (в Перми – уже 43). Безжалостные существа шли по коридорам, лестницам, перезаряжали и стреляли. А ещё  до того – был расстрел керченского политеха с 19 жертвами. Самый загадочный, кстати, «эпизод» из всех. Самоубившийся керченский киллер лежал в совершенно чистых ботинках – он просто не смог бы пройти так по городу, если, конечно, Керчь не выложена паркетом. И выстрелы студенты слышали в разных местах.
Чрезвычайно похожее оружие во всех трёх случаях, турецкие   гладкоствольные многозарядки, в Керчи и Казани – газоотводные полуавтоматы Hatsan Escort, в Перми – помповое ружьё Huglu Atrox Tactic. Молодые «терминаторы» в последние годы экипировались серьёзно, до того использовались холодное оружие и зажигательная смесь, также с крайней схожестью эпизодов. Керченец, казанец и пермяк – были замкнутыми, «обособленными» парнями, с нарушенными социальными коммуникациями, внешне же совершенно нормальными (смогли купить оружие). Бекмансуров неоднократно угрожал сверстникам и учителям, в частности, обещал застрелить учительницу за плохие отметки. Галявиев звал знакомого вступить в некую секту, серьёзно или нет – неизвестно. Мать с отцом сбежали от него на дачу из-за его агрессивного поведения.
Национальные мотивы подозревать несерьёзно. Подозреваемый в теракте в Керчи, Росляков, был русским, стрелки в Казани и Перми – татары, школьник, напавший два года назад с топором и «коктейлем Молотова» на школу в Улан-Удэ – русский, «ивантеевский стрелок» Пивнев, рубанувший учительницу секачом и выстреливший ей в лицо – русский. Политики тоже не просматривается: ненавидящие власть обычно нападают на силовиков, правда, улан-удэйская школа, по сообщениям учителей, была сильно заражена идеологией АУЕ, романтизирующей воровские понятия. Но никакой воровской закон бегать за школьниками с топором или ружьём никогда не призывал, на его языке это «беспредел» называется, и за него сурово спрашивают.
Сейчас, когда электронные гаджеты общедоступны, когда за ребёнком, «шарящим» в инете, зачастую не следят, мы рискуем получить популяцию малолетних сетеголиков - компьютерных наркоманов. Зыбкая детская психика зачастую не в силах противостоять лавине информации и даёт серьёзные сбои. Был случай, когда в детском саду четырёхлетняя девочка, рано приученная к электронным гаджетам, попыталась воткнуть в голову мальчика карандаш – она насмотрелась игр-стрелялок и хорроров, которыми увлекался старший брат… У малолетних компьютерных наркоманов возникает дофаминовая зависимость. В реальной жизни такую дозу «гормона удовольствия» получить невозможно, мы ведь отвыкли активно отдыхать в походах, на участке или на катке. Если подросток сидит за компьютером от трёх до пяти часов, доза дофамина становится настолько сильной, что у него пропадает интерес к реальной жизни, к обучению, к кружкам, секциям, свиданиям с девочками и даже к самому себе.
Психолог Наталья Простун в журнале «Life» рассказывала о специальном детском лагере без электронных гаджетов – там встречаются 10-летние дофамин-наркоманы, они устраивают истерики, игнорируют кружки и занятия, ничем не интересуются. Подростки, даже успешные в учёбе, под влиянием «компьютерного передоза» становятся злыми и драчливыми. Подростковая психика почти непредсказуема, и это было всегда. Когда я учился в школе, в советские 80-е, у нас один парень принёс в школу конденсатор с проводами и бил на перемене нас током. Помню, и револьвером кто-то в школе хвастался, правда, сломанным и без патронов. И, если один ограничится стычкой с товарищами на кулаках, то другой, пересмотрев «стрелялок» и «рубилок», придёт в школу с кухонным секачом, а то и с ружьём…
 Детские психологи уже начали бить тревогу. Может быть, надо было спохватиться пораньше, хотя бы с Ивантеевки или Керчи? Или всё ждём «жареного петуха»?
Нередки случаи, когда дети угрожают родителям суицидом, чтобы их пустили за компьютер… Взятые живыми стрелки, хоть казанский, хоть пермский, в своих «манифестах» (опять же интернетовских) признавались в ненависти к самим себе и к другим, желая забрать с собой как можно больше людей. Оба, и Галявиев, и Бекмансуров, желали быть убитыми. В противном случае они боялись оказаться неудачниками. Это – нелеченный невроз, разросшийся в манию. И ещё: такими людьми крайне легко управлять.
Напрашивается вывод: мотивы и способы совершения злодеяния у керченского, казанского и пермского стрелка идентичны, потому что едина компьютерная сеть, в которой они оба очень любили сидеть. И малолетнего вольского террориста Пулькина, ударившего девочку топором, арестовали, когда он выкладывал в Сеть свои впечатления от этого. Казанец Галявиев накопил деньги на патроны в игре-стрелялке Counter-Strike. Суть игры – отстреливаться либо от террористов, либо от спецназа. Опытные «геймеры» хорошо зарабатывают, продавая друг другу различные атрибуты для виртуальной войны. Галявиев накопил порядка 50 000 руб, купил ружьё и патроны. Дома у него нашли компоненты для самодельного взрывного устройства. И его он научился делать в интернете! А потом ощутил себя «богом», а остальных – ничтожными тварями, годящимися только в жертву. Отец пермского стрелка в интервью «Life» рассказал, что сына не интересовало ничего, кроме компьютера. Он даже отказывался идти гулять. Президент союза офицеров группы «Альфа» А. Филатов в газете «МК» прокомментировал действия Бекмансурова. «Всё очень традиционно, проходит по одной матрице». «Я считаю, что это человек, у которого сломан инстинкт самосохранения, а это видно по его спокойствию, по тексту в записке, когда он пишет, что готов идти и умирать… он может быть здоров, но попал под сильное влияние».
По мнению старосты группы в колледже, где учился казанец Галявиев, на молодого человека кто-то оказал сильное влияние. Всё в его натуре указывало, что в одиночку он не смог бы пойти на такое. По рассказам родителей и соседей парня, в последние недели он изменился до неузнаваемости.
Вопрос: как можно сломать инстинкт самосохранения, т.е. самое сильное, что в человеке вообще есть?
Вы слышали слово «зомбоящик»? Большинство обывателей вообще не верит в зомбирование, считая его вымыслом фантастов. Но современный мир, его массовая культура, построены преимущественно на принципах зомбирования. Его главная цель – не восстания оживших мертвецов, а создания общества потребления, легко управляемого и, в случае массового недовольства, принуждаемого к самоуничтожению. Мы видим одну и ту же рекламу каждый день, потом идём в супермаркет и покупаем именно этот товар, даже не задумываясь, почему. Потому, что многократно повторено: бери это! Нас откармливают (не на убой ли?), добавляя в пищу какие-то добавки, мелко-мелко упомянутые на обёртках. А потом рекламируют лекарства для похудения. И всё это для того, чтобы внушаемая биомасса платила, платила, платила всю жизнь. И брала кредиты, и залезала по уши в ипотеку.
А ещё – отрабатываются технологии управления людьми на случай, если они взбунтуются. Разумеется, зачатки бунта отслеживаются в переписке мессенджеров и соцсетей, но ведь люди могут ухитриться договариваться и по-другому, жили ведь Ленин и Фидель Кастро, когда никаких соцсетей не было, и им всё удалось.
Для новых хозяев мира очень важно приучить к интернет-зомбированию с детского возраста, когда психика в высшей степени пластична, когда из маленького человека можно вылепить, что хочешь. Во Владимире на смартфоны детей недавно приходили такие сообщения:
«Как стать Феей Огня из «Винкс» в домашних условиях?
В полночь, когда все лягут спать, встань с кровати и обойди комнату вокруг 3 раза, затем произнеси волшебные слова: «Царство Алфеи, милые феи, дайте мне силы, я вас прошу». После этого тихо иди на кухню, старайся, чтобы тебя не увидели, иначе магия слов пропадёт! Включи газовую плиту, все конфорки, но не зажигай её, ты же не хочешь обжечься? Затем, так же тихо, иди спать. Когда ты уснёшь, пойдёт волшебный газ, пока ты будешь дышать им, ты будешь становиться феей. А как проснёшься, скажи: «Спасибо, Алфея, я стала феей!» И ты станешь настоящей Феей Огня!»
Девочка из Чебоксар, насмотревшись мультфильма «Винкс», получила 50% ожогов всего тела. Сейчас с ней работают психологи… Почему, когда мы смотрели мультики про кота Леопольда или «Тайну третьей планеты», с нами ничего не случалось? Какая огромная разница культур!
У многих психика инфантильна, они подобны детям до взрослых лет и сравнительно слабо обладают различением, что полезно, а что вредно. С ними работать легче всего. Компьютерные игры и квесты, заставляющие выполнять задания, от сравнительно безобидных, вроде ловли покемонов (правда, один сильно внушаемый великовозрастный фрукт начал ловить их в православном храме и чуть не «присел» за оскорбление верующих), до откровенно страшных, типа призывов к суициду. Пермский стрелок в своём «манифесте» жаловался на постоянный звон в голове. Не был ли он объектом управления или испытания психотронного оружия? Специалист по борьбе с терроризмом заявил выше, что у Бекмансурова подавлен инстинкт самосохранения. Но мы же знаем о случаях, когда подростков компьютерные «группы смерти» заставляли прыгать с крыш или поджигать себя, точно так же подавляя этот могучий инстинкт нашей природы? Где гарантия, что таким способом нельзя вылепить и стрелка-террориста, палящего по детям и студентам и обязательно желающего потом покончить с собой? А звон в голове – это наводка волны, как в радиоприёмнике, отключающая барьеры в психике. Когда она стала сильнее, стрелки пошли убивать, будучи до того вполне вменяемыми (иначе им всем не удалось бы пройти психэкспертизу и приобрести оружие). Казанец Галявиев в последние месяцы перед терактом тоже сильно изменился, его характер стал настолько неузнаваемым, что родители съехали от него на дачу…
Здесь видится почерк профессиональных психологов, прекрасно знающих, как устроен неокрепший ум, податливая психика. Выбранные объекты замыкают на определённые информационные контуры, они, становясь биороботами, мучаются, изменяясь, а родные ничего не понимают, думая, что их ребёнок сходит с ума или одержим дьяволом. Это никакие не игры, тут включается реальная политика.
Ещё пара – тройка подрывов домов или автобусов (не приведи Бог, конечно), несколько маньяков с ружьями в школе, ВУЗе, детском саду – и  миллионы граждан согласятся на усиление цифрового контроля, тотальный досмотр и отсутствие гражданских прав и свобод в обмен на «спокойную жизнь». А спокойной она будет или нет – будет зависеть от нашей лояльности и «неучастия ни в чём». Если же пойдёт недовольство – «смогут повторить». В больших масштабах. Мы уже год ходили в масках и перчатках, держась в полутора метрах друг от друга. Уровень нашей внушаемости постоянно тестируется.
 Здесь видится один выход – «работать на будущее», с самых ранних лет контролировать инфосферу своих или порученных нам (учителям, воспитателям) детей. Особенно родителям должно быть дело до того, чем чадо живёт и о чём мечтает. В нашем детстве не было разрушающих психику мультфильмов. Советское время было недостаточно «обустроенным» в плане быта, многого хронически не хватало, но хотя бы детей воспитывали здоровыми личностями…
Чтобы дети не зависали в компьютерах и смартфонах, приучите их читать обычные книги, тем более, что детская литература сейчас очень красочно издаётся. Покупайте им сборные модели танков и самолётов, это развивает мелкую моторику и внимание (я в детстве собирал модели броненосцев и крейсеров с мельчайшими деталями). Если ваш ребёнок любит «рубиться» или «стрелять» в фэнтези – играх, запишите его лучше на фехтование или ушу, пусть постигает воинское искусство в реальности. Возите его на выставки военной техники, исторических костюмов. Пусть знает, что настоящая жизнь так же интересна, как Нарния и Хоббитон.
Тогда есть шанс, что Керчь, Казань и Пермь не повторятся.