Шабашник с авиационным уклоном

Валерий Слюньков
"Прославленные" девяностые , кое для кого даже "святые". И мне "повезло" как многим в ту пору. Неожиданная и непонятная свобода. На работу ходить больше не надо. Нет, не вышел на пенсию, просто  работа ушла от меня. Подошёл начальник охраны и изъял пропуск. Перед этим выдали последние заработанные деньги, разрешили желающим не сдавать инструмент, спецодежду, и даже желающим разрешено забрать что-то из поверочной аппаратуры, лежащей горкой ненужного хлама. Сомнения и надежды развеялись, завод-кормилец прекратил существование. И там остались мои тридцать шесть лет и зим на самолётных стоянках, моего рабочего места на авиазаводе, на зимнем сквозняке из степей с "холодком" под сорок, и "теплом" с  другим знаком летом, нелёгкие труды авиатехника заводской лётно-испытательной станции.


Какое-то время приходил в себя от неожиданной и резкой перемене в жизни, шалея от безделья и не находя себе места. Дача, рыбалка, на которые раньше не хватало времени, только усугубляли ощущение потери ориентиров в жизни, и всё чаще, по мере оскудевания накопленного, вставал во весь рост вопрос: как и на что? Унылые хождения в центр занятости (чего уж там - биржи труда), где ничего не предлагали  - наводили тоску. Ну не садиться же на шею детям, которые тоже на мели, бюджетники от образования, у которых свои дети, мои внуки.

Конечно, первым делом, съездил в наш аэропорт. Там знал по совместным вопросам инженеров, кое-кого из начальников. Но они только отводили глаза и обещали позвонить, если что-то появится, при этом "забывали" взять
мой телефон. Чего там, знал ведь о сокращениях в их кадрах, где уж чужакам... Что делать? Как быть?
В выходной отправился на авторынок, рядом с которым развалы автозапчастей, где найдя уголок в ряду, разложил свои железяки, накопившиеся за много лет. И тут же был ошарашен требованием от тётки с повязкой на руке оплатить "торговое место". Это моя-то газетка, на которую выложил свой "товар"? Услышав, что "у меня только на автобус обратно", пообещала подойти позднее, "когда что-то у тебя купят".

Стою, ходит туда-сюда народ, около моего "торгового места" не задерживаются. Но вот один приценился к детали передней подвески. Ушёл, дорого ему. Стою. Время идёт, солнце палит. Опять пришёл, крутит в руках железку...      
               
               - Мужик, ну продай подешевле. Ну нет у меня больше,    
                без работы, а мне крах без машины. Жену по врачам вожу.   
 
               - Слушай, если я тебе свои беды расскажу - заплачешь.

 Отошёл. Стою. Уже кое-кто начинают сворачивать торговлю. Вижу опять этот,ходит недалеко.

               - Иди сюда, бери -. И пока не застукала мою "выручку" контролёр, быстро очищаю "торговое место".

 Дома гордо отдаю жене заработанное,  стараясь не замечать её насмешливую улыбку. Выходит, заработать на торговле  там, где у покупателя нет денег - дело безнадёжное. Вечером присел на лавке у подъезда. Проходящий, было, мимо сосед Виктор, увидел меня и, поздоровавшись, присел рядом.
               
               - Воскресенье у людей, а я устал, как пять собак.Вот он, 
                звериный оскал капитализма. Надо хозяину, и всё. И тут тебе 
                и профсоюз и прочее. - смеётся, весело ему.

               - Так бросай, будешь со мной рядом сидеть.
 
               - Ну что? - сочувственно - Так ничего и не нашёл? В смысле 
                работы?  Да... дела. Веришь-нет, кто бы сказал, что я,токарь   
                высшей квалификации стану разнорабочим-шабашником, прибил бы   
                на месте. А вот.... стал! И даже рад. Вот времечко, язви 
                его. А ты! Вообще, классный авиационный технарь. Куда
                идём...

Помолчали, и вижу он что-то задумался.

               - Слушай, а, может, завтра сходим к моему...ну этому, хозяину?
                А? Вот дожились, уже и хозяевами обзавелись...привыкаем
                быстро, однако.Только знай, ничего не обещаю,да вдруг. В 
                лоб-то не ударит, а, может, какая работа будет. Как? Там,
                знаю, у него с вентиляцией зала какая-то загвоздка. Вот ты,
                глядишь, и разберёшься. Замётано?

Утром были в кафе. Виктор пошёл делать какие-то положенные  дела, повелев мне позвать его, когда приедет хозяин. Жду. Думаю, отсыпается сейчас господин, чего ему торопиться, хозяину-то. Но вот пришла к воротам машина, и резкий в движениях, спортивного вида мужчина, начал доставать какие-то коробки, пакеты, и носить всё это на кухню. Слышно было как он там что-то громко говорил с поварами, потом, на ходу вытирая полотенцем руки, прошёл за дверь кабинета, глянув на ходу на меня отсутствующим взглядом. Нашёл Виктора.

               -Там какой-то работник, наверное, прошёл в кабинет, продукты
                привёз...

               -Так это хозяин. Он сам закупы делает. Пошли...

Для вида, чуть стукнув по двери, подталкивая меня... вошли.

             - Ты чего Виктор?  Вопрос какой? А товарищ... с тобой? - Быстрый, оценивающий взгляд.

             - Такое дело, Владимир Фёдорович. Мой сосед, поверьте,
               оченьнормальный мужик, всю жизнь авиатехник, ненужный стал.Вот
               подумал. может, он сумеет разобраться с вентиляцией зала? 
               Извините, может, не в свои дела...

Опять взгляд на меня.

             -Авиатехник, говоришь. Ты же знаешь, Виктор, тут были настоящие
              спецы...Ну что ж? Можно и попробовать, свежий взгляд. Пойдёмте,
              посмотрим вместе, расскажу что делали.
              Кстати, Владимир Фёдорович. А Вы?

           - Вячеслав - и видя выжидательный взгляд, добавил -Николаевич.
               
Банкетный зал располагается в подвале старинного здания. В неярком свете дежурных плафонов прошли к стенам,где под красивыми, кованными решётками, вентиляционные отверстия. Виктор, по команде хозяина, нажал кнопку
включения двигателя вентилятора. Мягко, чуть слышно, где-то далеко заработал мотор. Но тяга у решёток не появилась, чуть, почти незаметное движение воздуха.

            -Вот видите. Уже и мотор поменяли, крыльчатку побольше, а
             нет результата. Воздух чувствуете какой?

В зале устоявшийся, тяжёлый запах прокуренного помещения.

            - Мне тут советы типа запретить курения. Есть такое мнение, что
              скоро так и будет, везде запретят. Но пока то как? Да и без
              вытяжки вообще нехорошо, воздух должен меняться. Ладно. Виктор,
              проведи  человека по всей цепочке, до мотора. Мне надо свои
              дела...

Проблема начинает заинтересовывать. Прошлись по пути вентканалов, потом по коробам в каком-то узком коридорчике, немалый электромотор с приличной крыльчаткой. Думай, голова, думай. Виктор ушёл по своим работам, а меня заинтересовал жестяной короб. Переоделся в рабочее, что принёс с собой, фонарь попросил на посту охраны и в захламлённый коридорчик. Короб, не повреждённый, не мятый, входил в кладку стен, в эти самые  вентканалы. И всё! Вот труба, вот мотор, всё хорошо, а... не тянет.

 Прополз к самой стене, и в свете фонаря показалась чем-то подозрительна кирпичная кладка. Мало раствора, кирпичи кое-как... толкнул чуть, и несколько кирпичей упали внутрь. Быстро разобрал остальное и увидел в метре настоящую стену, старинной кладки. И главное - стык в коробе. Намотанный в несколько слоёв толстый брезент, стянутый хомутами, перекрывал стык. Отодвинул один хомут... вот и причина.
Край первого слоя брезента завалился внутрь короба, перекрыв его.

Вот так! Чудес не бывает, и всему есть причина, её только надо найти. Здесь же, в хламе, нашёл дырявое ведро, ногой вышиб остатки дна, встави получившуюся трубу в стык короба, замотав снова брезент и стянув хомут.
Виктор как раз подошёл.

           -Ну что? Иностранный специалист? Что посоветуете, нам, полоротым?
               
           -Сходи-ка, местный специалист, да включи мотор.

           -Ну схожу, нам долго нет, только толк-то какой.

Ушёл. И вот мотор зашумел, и, стоя в нескольких метров от него, почувствовал тот, тяжёлый запах из зала. Мотор замолк. Изумлённый Виктор резво прибежал назад

           -Славк! Да там аж свист стоит, так тянет...

Рассказал, сводил, показал. И вижу, что-то задумался Виктор.

           -Ну что? Зови шефа?  Похвалимся?

           -Тут, парень, подумать надо. Что он тебе заплатит за это ведро?
            Копейки?  Надо это дело как-то по умному. Нам заработать надо, мы
            сюда за этим ходим. Я там  на всякий случай на кнопку бумажку
            повесил, чтоб не включали.

Походил, раздумывая, глядя на это подвальное окно, в котором мотор с крыльчаткой.

           -Так, решение такое! Надо заложить кирпичом всё вокруг трубы.
            Вроде как из-за этого и не тянет. Нам надо работу, объём,
            заработать что бы.

           -Врать  как-то... Мужик, вроде, нормальный... нехорошо.

           -Слушай, правдолюб ты мой. Оглянись, где живёшь. Шеф, поверь, не
            обеднеет.Так, сейчас зову,и твоё дело - молчи и поддакивай.
            Понял?

Хозяин выслушал убедительную речь Виктора, что  авиатор, знающий толк в воздушных потоках, говорит, что вентилятор подхватывает воздух сбоку, и потому не тянет из трубы. Вопросительный взгляд на меня. Киваю, через
силу. Я в их делах сбоку, хотя не нравится всё это...А Виктор продолжает, что рядом стройка, он сейчас сходит, договориться, и нам принесут чуть кирпичей и раствора, и мы вдвоём быстро всё лишнее заложим. Но для этого надо мало-мало денежков. На что шеф сказал, что это криминал, и он сам договорится с прорабом, так безопаснее. Постоял, глядя на окно.
               
           -Не уверен, ребята. Я ведь в прошлом инженер. Но попробовать
            можно. Тем более, что давно бы это надо прикрыть.

Через полчаса у окна лежала грудка кирпичей, и в огромной кастрюле, выделенной кухней - раствор. Ещё через пару часов из подвального окна выступала только труба с вентиляторм, всё остальное -ровно заштукатуренная стена. Слазил в тот коридорчик, и восстановил ложную стенку, разваленную мной.

          -Так, зову шефа. Наверное, он из зала будет смотреть.

Но тот вышел во двор и встал возле окна, оценил, что "хорошо, ровная стена, потом покрасим". Послал Виктора включать.  И обрадованно и удивлённо переводил взгляд с мотора на меня. По запаху воздушного потока было понятно, что из зала уходит застарелый настой табачного дыма. Прошли в зал, чувствовалось лёгкое движение воздуха. А у решёток вентиляции равный поток уходящего в каналы воздуха. Радость хозяина была видна и очевидна.

           -Не верилось, ребята, не верилось. Но, выходит, всё гениальное
            просто. Как понимаю, Вячеслав Николаевич, это чисто ваша заслуга.
            Спасибо! Ну что ж? Всё стоит денег, да и благодарности. пойдём ко
            мне.

В кабинете открыл сейф, достал оттуда первым делом бутылку коньяка, рюмки, на блюдце нарезанный лимон. Полно налил две рюмки, в третью чуть капнул: "это мне, водителю".

           -Так, спасибо, ребята! Камень с плеч. Так, пейте, лимончик вот, а
            я рассчитаться должен.

Деньги - поровну с Виктором. Их количество, много превышали мои ожидания, да и ожидания те были несмелые. Мог бы сказать "спасибо", налить и...всё.

           -Нормально, Вячеслав Николаевич?  Пойдёт? Ну хорошо. Ещё выпьете?
            Нет? Виктор, отнеси, пожалуйста, посуду на кухню. Да, и скажи в
            зале что бы следили за вентиляцией, её надолго нельзя включать,
            сквозняк будет. Словом, поучи их.

И когда тот вышел отсчитал ещё столько же денег.

           -То было за работу, а вот это за идею, за результат, ну за умение,
            что-ли. И это только ваше. Не вздумайте делиться. Виктор своё
            зарабатвает. Знали бы какое мне облегчение, уже задолбали
            проверки, вот и коньяк им держу, и денег переплатил, закрыть
            грозятся. Что там и как вы делали, мне не важно, сделали, а это
            главное. Спасибо, от души! Да, а какие у вас планы? Ну, в 
            смысле,заняты чем?  Работаете? Нет? А не хотите здесь поработать?
            Есть у меня задумки по некоторому переустройству кафе.
            Вы, скажем, в электричестве как? Электрик по самолётам? Ну тогда,
            думаю, и в наших делах разберётесь. Согласны? Тогда до завтра!

Жена моя узнает за сто шагов если я выпью, думаю, узнает даже тогда, когда только о том подумаю.

          -Ну вот! Сходил на работу, называется. И это всё, что заработал?
           Лёгкий запашок?

И потом, приятно ошарашенная, пересчитывала и раскладывала, уже чего-то планируя и рассчитывая. И у меня впервые за это злое время отлегло от души. Начиналась моя новая рабочая жизнь. И будет в ней всякого, и радости от удач, и горьких разочарований. Но это, думаю, лучше прозябания в ненужности.