М. М. Кириллов Близок локоть, да не укусишь Очерк

Михаил Кириллов
М.М.КИРИЛЛОВ

«БЛИЗОК ЛОКОТЬ, ДА НЕ УКУСИШЬ»

Очерк

    Есть известные народные выражения, такие, как «Поздно локти кусать» или «Близок локоть, да не укусишь» и другие.
    Происхождения и ясного понимания их значения я не встречал, да за ненадобностью и не искал, хотя, наверное, это что-то означало  для меня и раньше.
    К примеру, это воспринималось как запоздалое горькое сожаление, когда прошедшего уже не исправишь и не вернёшь, «хоть локти кусай». Либо это было даже состояние возникшей безнадёжности, невозвратимой  утраты, бессилия от невозможности что-то ещё изменить. Что-то в этом роде. С возрастом таких поводов стало больше: хотя бы потому, что круг друзей  редел всё чаще. Сейчас все мы, старики, вообще как в осеннем лесу с облетевшей листвой… Не правда ли?
     Это состояние - невозможности преодоления какой-либо серьёзной трудности - могут испытывать как любой человек, в значимой для него ситуации, так и, одновременно, многие люди при массовых утратах и бедах (катастрофы, эпидемии, войны). Именно последний вариант, ставший особенно частым в наше тревожное время, объясняет возросшую потребность в использовании этой старой мудрой поговорки. Как говорится, пришла беда, отворяй ворота.
    Видимо, этим можно объяснить и  мой собственный, не случайно всплывший именно сейчас,  интерес к  этой известной истине.
     И действительно, только за последние 1,5 – 2 месяца суточная заболеваемость ковидной инфекцией и, соответственно, смертность населения в нашей, Саратовской, области возросли более, чем втрое: со 105-112  и с 5-19 человек до 355-379 и 35-39 за период с августа по октябрь 2021 года.  Причём, треть из заболевших и умерших в области приходится на сам миллионный город Саратов. Судя по статистике, Саратов – лишь середнячок по этим показателям среди всех регионов России. 
     Всё это очень тревожно. И я не понимаю тех, кто в этой ситуации всё ещё остаётся спокойным и не склонным вакцинироваться, хотя бы несмотря на очевидную коллективную и личную необходимость этого.
    Не сказывается на статистике пандемии и на активности людей к защитным мерам даже и несколько возросшая в последний месяц вакцинация, охватившая уже более 35-40% населения, что недостаточно. Но, наверное, было бы ещё  намного хуже, если бы вакцинация вообще не проводилась.
     Россия не исключение: ковидная эпидемия «шагает» безжалостно по всему миру. Тут и никаких вакцин не хватит, особенно если, наконец, «проснутся», и те, кто ещё «не кусал свои локти» в отчаянии, отказавшись от предложенной вакцинации,  конечно, не имея противопоказаний. Особенно жаль тех, кто ещё  вообще не успел пожить на свете или не дожил до своей естественной старости.
     «Ушли» от ковида за эти два неполных года и до десятка близких мне родных и товарищей по всей России. А, может быть, и больше, сейчас ведь уже не всегда есть те, кто мог бы об этом сообщить. Самое страшное, что это перестаёт быть событием, становясь чем-то в порядке вещей. Получается, Бог дал, Бог взял. Вместе с тем, следующие жертвы ожидаются и, по необходимости, даже планируются, скажем, кладбищами...
     Памятные нам  гриппозные эпидемии 60-70-х годов прошлого века, в ликвидации которых и я, как военный врач, принимал деятельное участие, и охватившие тогда миллионы людей, такой жестокостью и продолжительностью, как нынешняя пандемия, всё-таки не отличались, хотя и требовали больших усилий от медицины и государства, в целом.
     Опыт современной медицины растёт, конечно, и сейчас, включая применение новых методов дорогостоящей доказательной диагностики и интенсивной терапии, но перспективы борьбы с пандемией по-прежнему недостаточно ясны, поскольку не изучена сама природа пандемии. Проблему смертности особенно утяжеляет контингент больных с сопутствующей хронической патологией внутренних органов и онкологическими заболеваниями.
     Конечно, горе, которое многим из нас невозможно избежать в этих случаях, - тяжкое состояние. Здесь необходимо участие  родственников и товарищеская помощь. Но бремя возникшего горя, соболезнования, иногда даже бичевания ещё длительно будут преследовать пострадавших родных людей, от бессилия теперь «кусающих локти».
     Кладбища сейчас вынужденно расширяются, «хозяев» могил становится всё больше, а «гостей», по разным причинам - меньше. Это ещё не мор, конечно, но чёрное время эпидемии, видимо, надолго опустилось на нашу землю. В этих условиях надо держаться, охранять и беречь друг друга. Я не паникёр, тем более, что я – врач, но мне, просто хотелось бы, как и всякому человеку ещё немного пожить. А как считаете Вы?