Фрагменты моих вертолётных полётов

Анатолий Шульга
 
  При работе старшим государственным инспектором по рыболовству от ПУ ФСБ по Калининградской области РФ с 2010 по 2014 годы я раз в неделю облетал этот трофейный кусочек Восточной Пруссии по береговой черте Балтики от Литвы до Польши включая заливы.Куршский и Вислинский (последний вояки упорно обзывают Калининградским)
  Цена керосина для часового облёта составляла немножко более тысячи долларов США. А график погрануправления, утверждённый в Москве, должен быть исполнен. И точка.
   Майор Ш. (командир вертолёта) иногда упрашивал меня к полёту, ибо ему для денег и стажа были нужны часы полёта в сложных метеоусловиях. А мне то на какой ляд? Ведь я не вижу не только ставные невода в Сокольнической бухте, но и пиратствующие рядом МРТК.
  Мои авиадоклады о полётах в погранконторе на улице Суворова принимались легко и никогда не было действенной реакции на них.
 Пустопорожнее дело (демонстрация присутствия вертолёта или самолёта ФПС  РФ ) решались  «галочкой»  во всех отчётах. И оно было закрыто летом 2014года.

Такая же реакция начальства пограничников была и на полёты «Ан -28» специально прилетавшего раз в месяц с карельского аэродрома «Песчаное» для контроля ИЭЗ РФ в Калининградском регионе.
 Вот лечу один раз на этом самолёте и вижу под собой нефтяную вышку в бухте. Это как? Ведь единственная вышка этого рода от РФ находится возле границы с Литвой - т. н. месторождение «Д-6». А ведь это Гданьская бухта...
Говорю штурману - мы где? А он мне - сейчас вывернем. Вот так и контролировали ИЭЗ РФ  с соответствующим никудышним эффектом.
   В эти полёты я мог приглашать 1-2 человек из смежных контор, причастных к рыболовству. Обычно это были работники факультета ихтиологии КТИРПиХ (ноне КГТУ), АтлантНИРО и Запбалтрыбвода.
Многие из приглашённых мною сначала соглашались на полёт, но потом отказывались под надуманными предлогами. Струсили-с. Да и их бог с ними.Тьфу.

                Иногда вспоминаю  отдельные полёты.

  Итак. На  аэродроме - это околица гражданского аэропорта «Калининград-Храброво».
Там к 09:00 готовится к взлёту  древний «МИ-8» выпуска 1976 года, правда, с последующими ремонтами и «модернизацией».Взвывая  и сотрясаясь корпусом летсредство (иногда со знаками ВВС России, а чаще и просто без них) направляется вдоль Куршского залива через Полесск до Советска, далее к границе с Литвой через косу и взад вдоль побережья нашего региона до границы с Польской Республикой (погранзастава  Нормельн).
Иногда меня сопровождала вооружённая группа спецназа пограничников. После такого же бесполезного облёта «Калининградского /Вислинского» залива вертолёт приземлялся в Чкаловске (если не требовалась ещё и подзаправка экипажа спиртным в Балтийске) для заправки керосином и далее в  своё «Храброво».

  И вот один из утренних полётов к нам в вертолёт присаживаются  хлёсткие пареньки в костюмах с галстуками, извлёкшие свои организмы из дорогих новых автомобилей. Мощные фотоаппараты и видеокамеры. Полетели. Оказывается, это служивые областной прокуратуры, привлечённые для выявления незаконной добычи янтаря на Балтийской косе.
Естественно, они не заметили «кратеры» янтарокопателей  ( с экскаваторами и бульдозерами) возле самого аэродрома сразу за посёлком Храброво.

В этой «погремушке» типа «Ми- 8» проще молчать, ибо из-за грохота двигателей и сотрясания корпуса не слышно практически ничего, поэтому просто  щёлкаю фейсом и фотоаппаратом через «люмы».
 При подлёте к Неману я увидел,что в салоне капает какая жидкость из-под подволочных панелей. Наивно посчитал, что это утренний водный конденсат, но один из группы посланных в этот рейд выпускников какого-то пограничного училища подставил свою служебную кружку под эту капель,что-бы капало в неё.Понюхали, а это ведь это просто авиакеросин. Всем стало хорошо.
 Представил себе, как «вертушка» вспыхивает в безоблачном небе Балтики с моим организмом и пацанами ФПС РФ. Но прерывать служебное задание дороже всего, ведь не отпишешься потом, поэтому летим дальше.
 
 С присущей мне галантностью, при «санитарной» и топливозаправочной  посадке в Чкаловске, (хотя  там это просто «биотуалет» в ближайшем ивняке с  подъехавшим бензовозом), я этим «чудам» сообщил о возрасте вертолёта и заодно поговорил с командиром об утечке топлива в салон. Выскочивший по его приказу техник экипажа подкрутил огромной отвёрткой немного уставший хомутик на топливном шланге.

 Прокурорские «робяты» узрев действо и поняв его,завопили и даже чуть ли не захотели уйти пешком, на что им командир экипажа майор Ш. легко сказал:  вы можете прилететь только туда, откуда вылетели. Здесь охрана вас просто арестует.

 И полетели таки взад  в пункт вылета.
 Целых 8 минут полёта до обочины «Храброво» для этих отнюдь не работяг был уже супернапряжным, ведь личная жизнь превыше всего. Но долетели, вылезли, прокурорские моментально слиняли на своих суперкарах. Не сгорели,(.).

 Не всё могу рассказать в красках, дабы не выдать глубочайшие псевдовоенные пограничные тайны.
    Но, по сроку пройдёт и это...