Последний рейс

Анатолий Бызовской
 
 
Вторую навигацию после службы в армии, работаю первым помощником капитана, на нефтеналивном флоте на одном из танкеров. Навигация прошла неплохо, месячные планы выполнялись, премию получали стабильно. Навигационный план тоже был в «кармане», тревог за итоги за навигацию нет никаких.

 Поздняя осень, по берегам уже лежит снег, на реке вдоль берегов уже идет мелкий лед, и мы идём последним рейсом в верх по Печоре, с полной загрузкой бензина и дизтоплива.

 Плавучая обстановка, это буи и бакена уже сняты, идём ориентируясь, береговой обстановкой и своим знанием специальной лоции. И вот в одну из ночей, шёл сплошной стеной снег, видимость очень плохая, капитан на свой страх и риск решил пройти очень сложный участок реки, без плавучей обстановки его сложно пройти и днём, а это ночью.

 В результате - отклонился от судового хода и сели на камни, на этом пороге. Сами мы уже сойти с мели не могли, двое суток ждали помощи, за это время вода упала всего на пятнадцать сантиметров, но этого хватило, чтобы поплотней сесть на камнях.

 Пришёл пароход «Щорс», самая мощная тяговая сила в нашем пароходстве, а с ним в помощь теплоход «Белуга».

 Сутки пытались нас снять с камней, но безуспешно, низкая температура и по реке пошёл сплошной лёд. И наши спасатели, уже ничем не могли помочь, Был ещё вариант, перекачать часть топлива в баржу, но начавшийся сплошной ледоход, не позволял уже это сделать.

 Еще через пару дней возле танкера, уже стояло белое поле льда, занесённого снегом. Приказ с пароходства, приступить к разоружению, то есть привести судно в зимовочное состояние.

Три дня на все работы и домой, но как добираться в Печору, пока не знаем. Дорог здесь нет, летом сообщение только по реке, зимой по зимникам.
 
Но через два дня, резко потеплело, но по реке уже лёд шёл только серединой реки - узкой полосой, особой надежды на освобождение не было.
 
А на третий день, случилось то, что никто не ожидал, с утра пошёл мелкий дождь, а потом все сильней и сильней. Лёд на реке и возле теплохода, стал таять на глазах. Мы с надеждой следили за прибылью воды - надеясь на чудо.
 
И это чудо свершилось, вначале очень медленно, а потом всё больше и больше стала прибывать вода. Срочно стали «вооружаться», чтобы ещё раз попытать счастья.
Запускаем дизеля, прогреваем и ждём воду, она прибывает с каждым днём, и вот настал момент, когда течение стало разворачивать теплоход. Включаем работу главного дизеля на винт, раздаётся грохот, под нами камни.

 Дизель глохнет, но мы запускаем и вновь и вновь пробуем, и нам повезло, мы сползаем с камней и идём к судовому ходу, всё мы на свободе, раздаётся сирена и громкое: - Ура, в честь нашего освобождения.Набирая ход, движемся в пункт назначения.

Всё закончилось удачно, мы выгрузились и спокойно вернулись в родной затон Печора, для зимнего отстоя.
 
Затем опять пришли осенние морозы и реку через неделю, намертво сковал лед. Вот такие капризы природы были в тысяча девятьсот семьдесят втором году на реке – Печора.