Осенний свет. Стихи разных лет

Борис Углицких
... Но тает где-то в небе дымный след.
И птичий клин плывет куда-то мимо.
И горше ничего на свете нет,
Чем эта грусть в глазах твоих любимых.
(Из моих стихов об осени)


Осенний свет

Осенний свет. И строг, и сдержан.
Посланником опальных зим
Разлит в иззябнувшем предснежьи
Над тихим городом моим.
Над всем открывшимся пространством
Прозрачный, теплый, желтый свет
Смешением непостоянства
Земных блаженств, надежд, сует.
Божественный, непостижимый,
Над миром тентов и портьер,
Над миром бед и сутей лживых
И преданных забвенью вер.
Осенний свет. Светла светлица.
Еще бесплотны феврали.
И тихий блик роняют спицы,
Плетя проворные петли.
Петля к петле – полет из плена,
Пляс спиц и петлей в кураже.
Петля к петле – воздушной пеной
До боли белый снег кружев.
Полунамек, полупризнанье –
И этот свет, и облака,
И эта женщине с вязаньем
У приоткрытого окна.
И этот мир ее огромный
Без войн, без слез и без границ,
Над крышей города взнесенный
Из-под ее волшебных спиц.
Осенний свет, продлись. Останься.
Горьки прощальные костры –
Печальное беспутство танца
До срока высохшей листвы.
Не бабье – женственное лето.
Не жертвенный – небесный свет
В предвосхищении рассвета,
Какого не было и нет.
И вот уж в окнах улиц дерзких
За пыльной пеленой стекла
Затрепетали занавески,
Как перед странствием крыла.
И вот уже, восторг не пряча,
Из безысходности забот
Моя душа поет и плачет
И тоже просится в полет.
Моя душа… больная птица,
Не отзываясь на слова,
Чуть тронет корм, попьет водицы –
И этим вот пока жива.
Жива, пока живы надежды,
И сквозь нательное белье
Ложится свет бальзамом нежным
На раны рваные ее.



Осенний сон

Мне отвечает лето: «Нет…
Я нынче к вам неблагосклонно,
Не вам лугов блаженный цвет
И смех цветочного бутона,

И легкий ветер теплых дней,
И птичий гам лесных обрядов,
И легкомыслие дождей,
И мягкий выгиб зыбких радуг».

Мне отвечает осень: «Да…
Я понимаю ваши муки.
Для вас – усталая вода
И остывающие звуки,

И отступающий перрон,
И скрип весла, и звон трамвайный,
И этот вальс «Осенний сон» -
Минувших дней воспоминанье».



Осенний сонет

Еще незрима паутинка-осень,
А мой случайный взгляд заметил, как
В листве волос твоих мелькнула
                прядкой проседь,
Минувших лет неуловимый знак.

Далеким звоном – эхо дальних весен.
Все тише шаг, все реже быстрый шаг.
Речные всхлипы одиноких весел,
Все было так, а может быть, не так.

И, может быть, совсем не осень это?
Еще вчера цвело шальное лето.

Но тает где-то в небе дымный след.
И птичий клин плывет куда-то мимо.
И горше ничего на свете нет,
Чем эта грусть в глазах твоих любимых.



Каприз осенний – лето бабье

Горчит дымов осенних гарь.
И снова вдруг в тиши рассвета
Осенний робкий проблеск лета
Пробьётся в будничную хмарь.

Казалось, что с того? Пустяк…
Но мы наивно с верой рабьей,
Каприз осенний летом бабьим
Назвав, в нём ищем некий знак.

Впустив тепло в свои дома,
Мы как-то забываем это, -
Что в нём нисколько проку нету,
Коль сразу же за ним  зима.

И кто из нас когда поймёт,
Что не живём мы – проживаем,
В суетных буднях оживая,
Как лето бабье подойдёт?

•  

Живём… и слушать не хотим,
Что лето бабье не конечно
Да и совсем не скоротечно,
У тех, кто искренне любим.



Подмосковье. Ноябрь. Ватутинки.

(Ватутинки* – посёлок, входящий в состав наукограда Троицк – с недавних пор ещё одного района «Новой Москвы»)

Подмосковье. Ноябрь. Ватутинки.
Чуть морозная даль ясна.
Я на тропке лесной, а спутником –
Тихим плеском воды Десна.

И в студёных ветрах колышимы,
Струи вод утекают вдаль…
И ни хруста, ни звука лишнего –
Только всплеск да воды хрусталь.

Топкий берег ржавой полоскою,
Средь кустов заблудившийся клён…
И далёкие ели с берёзками –
Как привет из дремучих времён.

И диктующий сердцу условия –
Этот запах лесов и полей…
Я – уралец, но лес Подмосковия…
Как же схож он с тайгою моей.

*Именно в этих местах поэт Долматовский, проживающий в тот момент на «писательских дачах», написал свои знаменитые «Подмосковные вечера».



*

По капле лето истекло,
В свои права вступает стужа.
И вот опять в узоре кружев
Мое оконное стекло.

Вне всех и всяких сущих зол
Запечатленное мгновенье.
Сморю с немым благоговеньем
На этот сказочный узор

Не в том ли воля Бытия
И знак Межзвездного Контакта,
Что в этих контурах абстракта
Сквозным сюжетом – ты и я?



 Осенняя охота.

Осенний лес. Осенний дождь.
Ты перемен уже не ждешь
В лодчонке утлой.
А под сиденьем тяжело,
Уткнувшись в дно, лежит ружье –
Убийца уток.
Дрожит, колышется едва
Речная темная вода
И пахнет тиной…
Но брызжет весело весло
И машет издали крылом
Вожак утиный.
Но где ж охотничий азарт?
Гляжу я вверх во все глаза
На эту стаю.
А ветер дышит тяжело,
И от дыхания его
Лес облетает.
О, тот весенний день придет,
По лугу весело в намет
Промчатся кони.
И станет тихо и светло,
И с неба упадет перо
В мои ладони.

1978 г.


 Я и сад

…И снова осень, снова осень,
Надежд усталых листопад.
Как горько позапрошлой ночью
Дождем осенним плакал сад.
Я думал, время лечит раны,
Но память до сих пор хранит
Тот взгляд негаданный-нежданный,
Один лишь миг, всего лишь миг.
Я помню звон опавших листьев,
Кричащих птиц над головой
И тихий шелест синих писем,
Так и не посланных тобой.
Сливались в целое мгновенья.
Встречались мы, и при луне
Твои тогдашние сомненья
Напрасными казались мне.
И долго вьюжили метели…
Я помню, был им очень рад,
За то, что исцелить сумели
Они тогда меня и сад.

1971 г.



Луговые цветы России  (песня)

Назначает свидание осень
Одиноким круженьем листа.
Не поэтому ль память уносит
В дорогие для сердца места.
Не поэтому ль раны врачуя,
Ароматом несбывшихся снов,
Ветер тянет прохладу ночную
В мои окна с далеких лугов.

Припев:
Луговые цветы России,
Сердцу милая с детства земля.
В разноцветьи разливов росистых
Затерялась тропинка моя.

Очень жаль, что нельзя по-другому,
Не напрасна в душе моей грусть.
Уезжал я из отчего дома,
Веря в то, что назад возвращусь,
Веря в то, что когда-то устало,
Позабыв про мирские дела,
Упаду в эти зыбкие травы,
Чтоб земля снова сил мне дала.

Припев.

Нет, не все предсказуемо нами,
Ведь какие-то ж силы смогли
Оторвать меня с детства с корнями
От родной деревенской земли.
У меня все сложилось, как надо,
Мне не стыдно за пройденный путь,
Но настой луговых ароматов
Не дает мне ночами заснуть.

Припев.

Где б я ни был теперь, это знаю,
Что, в родные просторы маня,
Зов далекого отчего края
Никогда не оставит меня.
Заставляет назад оглянуться
Милой родины ласковый зов,
Бросить все и навеки вернуться
В этот край заповедных лугов.

Припев.