Алхимик короля

Эгрант
Глава 287 из книги «Король-Луна», хранящейся в библиотеке города Била, что находится в чудесной стране Лоранции.

1612 год от рождества Христова.

Король Люциск ХХ, известный, как «Король – Луна»,  поручил мне, Домадью - монаху Мастинского ордена братьев-проповедников, описывать все, даже самые мелкие события из его жизни. И стал я его тенью, и был с ним повсюду, кроме самых интимных моментов его бытия.

Ионас, придворный алхимик короля Люциска ХХ, выглядел совсем, стариком. Он был: худощав, имел бородку клинышком, как у козла, его кожа, из-за испарений от постоянных химических опытов, имела серовато жёлтый оттенок. Но на всей, описанной мной невзрачной старческой внешности Ионаса, выделялись глаза. Это были глаза молодого, увлечённого идей человека. Известно было, что в Лоранцию он пришёл много лет назад из Вечного города и знал 10 иностранных языков.
Иоанас прочёл, наверно, книги всех известных на свете Алхимиков. Он бился, как и они, над созданием философского камня, благодаря которому, как написано в книгах, можно будет делать золото из чего угодно. Король ожидал от своего алхимика рецепта получения золота.

И вот, однажды, приснился Ионасу в канун дня Святого Авдония, сон. Будто Святой Авдоний шепчет на ухо алхимику: «Чтобы философский камень стал действовать, нужно достать самое дурно пахнущее вещество животного происхождения из тех, которое можно встретить на земле."

Алхимик обратился к одному иудею, торговцу пряностями, с просьбой, связаться с его соплеменниками, рассыпанными по всему свету, чтобы те прислали всё, что есть у них самое вонючее.
И стали присылать они разные плохо пахнущие мерзости. Но это всё были не те запахи, которые невозможно вытерпеть. Как-то приехал один иудей из графства Пелландия, что лежит на берегу океана, и привёз небольшой, плотно законопаченный деревянный бочонок.
Человек сказал, что внутри спрятана ужасная вонь. Если вам удастся добыть из этого золото, то я вам сообщу, где взять ещё. Но за это я хочу получить 1000 гульденов (золотых карлов).

Бочонок был вскрыт во дворце, в присутствии короля Люциска ХХ и его супруги. Тошнотворный, резкий запах, вырвавшийся наружу, мгновенно лишил Короля и Королеву чувств.
Да и сам Алхимик, привыкший ко всяким отвратительным запахам в своей лаборатории, не смог сдержаться и невольно закрыл ладонью свой нос.

Алхимик увёз бочонок далеко от главного дворца в свою лабораторию, находящуюся в маленьком охотничьем дворце короля. Там он вытащил содержимое бочонка: это был кусок чёрного, мягкого, склизкого, вонючего вещества. Ионас разделил эту гадость на две части. Одну часть он положил на крышу хозяйственного домика, находящегося на большом расстоянии от охотничьего дворца, вторую оставил в своей лаборатории, поместив в плотно закрывающийся сосуд. Алхимик не подходил близко к домику, где оставил тот вонючий комок, но часто наблюдал издалека, как птицы облетают то место.

Прошёл почти год безуспешных попыток получить философский камень, при помощи которого можно добыть золото, используя присланную субстанцию. Вещество, взятое в лабораторию, закончилось, и Ионас пошёл за остальным. Каким же было удивление, когда он увидел, что тот, вонючий, мягкий, слизистый комок, стал твёрдым как камень. И камень тот имел теперь не тошнотворный запах, а нежнейший, очень приятный, доселе незнакомый аромат. Так может это и есть философский камень, и о нём мне нашептал во сне Святой Авдоний?

В лаборатории он стал пробовать это вещество на стойкость запаха в воздухе и в жидкостях. Он толок в ступке крупинки от того камня до состояния порошка и растворял его в колбах, наполненных различными жидкостями. Выпаривал получившиеся растворы в ретортах. Ионас подробно записывал все те чудеса, что происходили с этим, как он тогда считал, философским камнем. И всё же, главной мечтой его жизни было, найдя рецепт получения золота, написать об этом книгу для потомков.

На удивление, этот необычный запах заметно привлекал особей животных противоположного пола. Но будет ли он так же действовать на людей?

Кусочки того камня стали класть в королевские одежды, хранящиеся, как и у многих поколений королей Лоранции, в их туалете, единственном во дворце. Благодаря запаху королевских испражнений, моль не поедала ткань, но запах въедался в платья, а новое вещество придавало платью приятный аромат.
Да и поскольку, остальные обитатели замка, не имея уборных, справляли нужду, где придётся, то разбрызгиваемый повсюду настой этого вещества, если не убирал полностью отвратительный запах во дворце, то делал жизнь в нём приятней. Алхимик добавлял вещество в спиртовую воду, которую использовали вельможи для удаления запаха давно немытого тела. И это сразу оценил христианский проповедник, призывавший никогда не мыться, дабы не смыть с себя следы капель святой воды, которые попали на тело при крещении. И теперь ему не нужно было терпеть этот, с трудом переносимый запах, исходящий от королевской семьи. Да и от себя самого.

- Сир, я не сумел получить золото, однако, вы сможете продавать это средство, и золото потечёт к вам рекой.
- Вот тебе Ионас 1000 «золотых карлов» и узнай, что же это такое и откуда оно.
- Хорошо, я пошлю за тем человеком.

Король сам приехал в дом алхимика, когда узнал, что иудей из Пелландии приезжал и привёз с собой четыре бочонка.
Алхимик передал Королю слова торговца:
- Это свежая амбра, жир из желудка огромного кита. Из одной туши можно извлечь до 100 килограммов зловонной чёрной субстанции, но от долгого лежания на солнце, запах тот меняется на приятный.
Этот секрет принадлежит теперь вам, мой Король, и нашей прекрасной стране Лоранции. И будет лоранцузкий парфюм самыми нежными и дорогими на многие, многие века.

- Ионас, я тебя достойно отблагодарю. Теперь ты, сможешь купить всё, а то у тебя в комнате только убогие стол и кровать.
- Но ведь, Сир, у вас тоже сейчас нет вещей.
- Но зачем мне вещи? Я же пришёл сюда лишь на короткое время.
- Я тоже...


Картина Андрея Шишкина «Алхимик»