Весенний Цветок, два всадника

Сергей Смицких
                1. Два всадника

        Полуденное солнце безуспешно пыталось прожечь светлую юрту. Моложавая женщина в тени юрты что-то варила над очагом, обложенным камнями. Вдруг зарычал крупный щенок, прятавшийся от солнца рядом. Из юрты вышел туркмен в халате и тюбетейке бёрк. Он осмотрелся.
        С востока приближались два всадника. Кони скакали лёгкой рысью. Вскоре удалось разглядеть молодых военных: передний был в зелёном мундире со светло-синим поясом и светло-синими погонами на плечах, в зелёных брюках со светло-синими лампасами, тёмных сапогах и в меховой шапке на голове, прикрытой белым полотняным чехлом, закрывающим шею и ниспадающим на плечи и верх спины; одежда второго отличалась светло-серой лёгкой гимнастической рубашкой; поперёк седла он держал длинную винтовку Крынк`а, которую декханин принял за ружьё. За спинами обоих свисали большие вещевые мешки.
         "Значит, это урусы", - подумал мужчина.
        - Салям алейкум, - приветливо произнёс передний военный, подъезжая.
        - Алейкум ассалям, - откликнулся хозяин.
        Из юрты с любопытством выглянула совсем юная девушка и спряталась обратно. Однако проезжие успели разглядеть её нежное миловидное лицо.
        - Аби, в какой стороне Амударья, и далеко ли нам ещё ехать? - спросил тот же конник на хорошем чагатайском языке.
        - Можно ехать навстречу теперешнему солнцу, а можно на закат, - ответил туркмен, хорошо понимавший официальный язык эмирата, родственный местному диалекту.
        - А куда ближе?
        - Первый путь ближе, и если афганцы вас не убьют, доберётесь.
        - Нет, этот путь не годится. Нам бы лучше туда, где встретим большой торговый посёлок.
        - Понятно, куда. Вам нужна вон та тропа между склонами, что приведёт к старой дороге в сторону заката, но ехать по дороге долго - сегодня не доберётесь. Отдохните, переждите жару, угоститесь. У нас шурпа почти готова. Хош гелдиниз!
        - Рахмат, гостеприимство всегда радует путников, - поблагодарил молодой мужчина, соскакивая с коня. - Давайте знакомиться. Меня зовут Илья, а рядом - юный казак Вася, мой помощник.
        - А моё имя Баяр. У очага жена Ширин.
        - Баяр-аби, позвольте задать немного нескромный вопрос: в какое время года родилась ваша дочь?
        - Ах, вах! Уже заметил... Весной.
        - Если бы у меня появилась такая племянница, я бы попросил её родителей дать ей имя Язгуль.
        - Как угадал?! Её, и правда, так зовут, - удивился декханин.
        Оба непринуждённо засмеялись. Илья отцепил вещмешок от седла и положил его в край тени от юрты. Напарник тоже соскочил с коня и положил свой мешок рядом, после чего повёл коней к запруде между холмами.

        - Дочка, позови Елбарса кушать, а сама пока побудь с козами одна, - обратился декханин к юрте.
        Девушка выскочила из юрты в сандалиях на босу ногу, голубом платье, пёстрой тюбетейке, под которой змеились чёрные косы, и побежала вслед за Василием. Пробегая мимо него, она дразняще высунула кончик языка и хихикнула.
        - Чудо-девочка! - восхитился Илья, заметивший ямочки на её щеках.
        - Какая девочка? К ней уже один сватался, - возразил Баяр. - У самого плешь на макушке, а потянуло на молоденькую. Я ему насмешливо говорю: сто коз, и она твоя. Как он озлился: "Да за такую коротышку и полста много!" Тогда жди, когда подрастёт, а пока ей совсем рано. - Так закончил я разговор.
        - Мудро поступил, - похвалил гость. - Через два-три года она достигнет расцвета, и все знакомые юноши будут добиваться твоей и её благосклонности. Тогда возьмёте настоящий калым... Давай, помогу расстелить обеденный ковёр.

        Баяр вынес рулон, и они аккуратно разложили его в тени, после чего водрузили вкусно пахнущий казан в середину на деревянную подставку. Илья снял сапоги, поставил снаружи ковра, достал из мешка деревянную миску и ложку, после чего свистнул юному казаку. Вася, уже расседлавший и стреноживший коней, поспешил к мужчинам, достал свою миску с ложкой и, сняв сапоги, взошёл на ковёр. Оба гостя синхронно сняли шапки с накидками, распоясались, положили всё на вещмешки и уселись, по-турецки скрестив ноги.
        Баяр заметил, что к поясу Ильи кроме шашки прикреплён кожаный мешочек необычной формы: будто в нём лежит топорик с короткой ручкой. Казак перехватил его взгляд и тихо пояснил: "Это называется кобура, в ней коротенькое ружьё - ре-воль-вер. Пожалуйста, никому об этом не рассказывайте".

        Прибежал мальчишка лет десяти, разулся и уселся в свободном углу ковра, вслед за взрослыми наполнил свою посуду шурпой. Илья, Баяр и его сын совершили воздушное омовение лица, а Василий перекрестился двумя пальцами. Трапеза началась.

        Перед чаепитием Илья спросил мальчика: "Далеко ли пасёте коз?"
        - Нет, сегодня за пещерой, которая во втором холме отсюда.
        - Пещера?! - явно обрадовался гость. - Я в детстве облазил все пещеры в своих горах. Осмотреть бы вашу.
        - Там бывают клопы, которых приносят дикобразы между иглами. Клопиные укусы сильно и долго зудят, - предупредил мальчик.
        - Нас защитят накидки.
        - Но там еще провал почти сразу за входом.
        - Возьмём верёвочную лестницу. Она у нас длиной сорок шагов. Такой хватит, чтобы спуститься?
        - Наверно...


        - Ширин-аби, на этом огне будете ещё готовить? - спросил Илья после чаепития.
        - Нет, до ужина ничего, - ответила женщина зрелой красоты, постоянно находившаяся поблизости.
        - Хочется запечь в золе клубни картофеля, - пояснил военный.
        - Что такое картофель? - заинтересовался Баяр.
        - Вася, алты клубень, - обратился Илья к помощнику, показав шесть разогнутых пальцев, а Баяру сказал: "Хива и Бухара уже знают..."
        Второй казак, постоянно молчавший из-за слабого понимания тюрских диалектов, достал из своего мешка шесть продолговатых сероватых клубней, каждый величиной с большой кулак. В золе очага он выкопал палочкой углубления, опустил в них овощи и засыпал золой.

        * . * . *

        Двое, акуратно облачившись, с верёвочной лестницей, запасными верёвками и горным молотком направились к пещере, ведомые мальчиком. Перед входом их встретили колючие кусты стелющейся арчи. Илья проник внутрь, зажёг ветку, провёл ею под сводом, ища клопов, окуривая и всё разглядывая, затем затушил ветку и приступил к оббиванию сверху двух камней за провалом, и вдруг произнёс: "Елбарс! Зови сестру кушать, мать ждёт". Мальчик ушёл, слегка огорчившись.
        Когда Илья надел на камни лестницу и затянул её верх куском верёвки, подошла Язгуль и стала наблюдать с любопытством. Илья сбросил низ лестницы и вслушался. Услышав характерный звук удара деревянной ступеньки о дно, он весело крякнул. Соорудив факел из сухого обрубка арчи и примотав к нему несколько веток, казаки зажгли его.
        - Язгуль, покушай и приходи, может, будет что-нибудь интереснее, - отправил восвояси зрительницу командир.
        Девушка молча упорхнула.
        - Вася, если работы много, ухну два раза. Тогда достань малый арбалет и поучи детей, но не раньше, чем закончится женский обед. - С этими словами Илья начал спуск. Через несколько минут донеслись два уханья.
        Василий неспешно вернулся к юрте, достал из мешка деревянный круг, арбалет и пять коротких стрел, чёрных с заострённой стороны, после чего ещё более медленно пошёл обратно, сопровождаемый тремя взглядами.

        Закрепив мишень в склоне холма и отмерив шагами три рубежа стрельбы, казак стал ждать возвращения заинтересовавшей его девушки. Вскоре послышалось лёгкое постукивание её сандалий. Вася подозвал девушку к мишени понятным движением руки.
        - Мишень, - пояснил он по-русски, обводя деревянный круг стрелой. - Мушка, прицел... - При этом он показывал называемую деталь на рисунке в центре круга и на арбалете, после чего перевернул мишень и вновь укрепил камнями.
        На новой стороне оказались две вложенные чёрные окружности и круг в центре, тоже чёрный. Василий продемонстрировал заряжание, взведение и выстрел стоя, затем показал как вытаскивать стрелу из мишени...

        Выстрел девушки с ближнего рубежа получился идеальным. Сложнее оказалось извлечь стрелу. Со среднего рубежа стрела вонзилась возле центрального круга. Вася предложил стрелять с колена... Наиболее долго длилась тренировка на дальней дистанции.


        - А кто должен следить за обстановкой вокруг? - Вдруг донёсся сзади грубоватый голос вначале по-русски, а потом по-чагатайски. Оба дружно ойкнули. Увлечённые стрельбой и друг другом, они не заметили, как подкрался Илья, используя ущельице, в которое вытекала вода из запруды.
        - Мой факел догорел, - обратился он к юноше, - создай новый, спустись вниз, найди молоток на камне, который я начал отбивать, отбей, пройди к узкому переходу в следующую пещеру, изучи: можно ли в неё пролезть и есть ли пещеры дальше; потом приходи кушать картошку.
        - Есть! - ответил Вася, приставив ладонь к виску, и побежал к пещере.
        - А ты, амазонка, отправь сюда брата, - произнёс Илья уже по-чагатайски, - а сама с козами жди, когда позовут отведать печёную картошку.
        - Кто такая ама...зонка? - уточнила осмелевшая девушка.
        - Амазонки - это охотницы и женщины-воины, очень хорошо стреляющие из лука и арбалета, даже на скаку, - пояснил Илья.
        - Есть! - ответила Язгуль, копируя васин жест, и спешно удалилась...

        Прискакал Елбарс на неосёдланной горной лошадке, и началось обстоятельное обучение с пояснениями мер безопасности, особенностей стрельбы с упором, лёжа, на разных дистанциях. Потом наставник, довольный ученик и лошадь пошли к юрте.

        * . * . *

        - Баяр-аби, вот этот полудетский арбалет, мишень и стрелы, - наш подарок вашим детям. Выдавайте только для тренировок в пустынной местности и для охоты. Теперь попробуем картошку.
        - А как же вы без этого оружия? - слегка опешил туркмен.
        - У нас остался большой боевой арбалет, - успокоил его даритель.

        Хозяева наблюдали, как Илья вытащил из мешка коробочку, тонкие перчатки, надел их, выковырнул из золы горячий потемневший клубень, ловко и быстро обчистил кинжалом и положил в миску Баяра. Под коркой клубень оказался бледно-жёлтым, заманчиво пахнущим и источающим туман, который в народе называют паром. Присыпав картошку кое-где тонким слоем абсолютно белой мелкой соли, оказавшейся в коробочке, гость повторил процедуру со вторым и третьим клубнем, поместив их в миску хозяйки и свою. Елбарс захотел сам очистить свой клубень. В результате он закончил работу, когда взрослые уже запили угощение чаем и обменялись впечатлениями.
        Кобыла постоянно принюхивалась к новому запаху и пыталась подойти ближе. Баяр сердито отгонял её, но она вскоре забывалась и оказывалась всё ближе к незнакомцу. Наконец, тот достал из мешка за спиной сухарь, обмакнул в остатки чая, потёр белой солью, выбрал светлые кусочки из обрезков кожуры и, придавив их к сухарю, протянул через плечо. Лошадь тут же взяла угощение мягкими губами и, отойдя, стала смачно хрумтеть.
        - Надо же! Как сразу приручил, - удивился декханин. - Она ведь сторонится чужаков, надоедливого даже может укусить...

        Появился Вася с небольшим мешочком, раскрыл его на середине ковра, и все увидели плоский светлый камень с красивыми красными и зелёными волнами на одной стороне. Илья добавил из кармана другой камень цвета желтоватого мёда в форме оплывшей фигурки неведомого зверя и спросил: "Ширин-аби, какой красивее?"
        - Разноцветный, - почти не задумываясь, ответила женщина.
        - Баяр-аби, а какое ваше впечатление?
        - Илья-аби, медовый цвет хорош для внутренних стен домов, - слегка подумав, ответил хозяин, а волнистый камень - для внешних украшений.
        - Елбарс, можешь что-то добавить к словам родителей?
        Мальчик задумчиво съел полкартошины и, наконец, сказал: "Если медовый камень подточить, чтобы угадывался зверь, то его можно поставить на виду в любой юрте". В это время Василий уже дочищал свой клубень.
        - Все вы молодцы! И мнения правильные. А Елбарсу от нас маленькая награда к чаю: карамель с мёдом внутри. - С этими словами гость достал из другого кармана жёлтую конфету в хрустящей прозрачной упаковке и положил перед мальчиком, а сам поднялся, обулся и пошёл к четвероногим спутникам.

        - Сынок, пора звать сестру, пока её клубень не остыл, - вскоре подсказала Ширин, и он тут же ускакал.

        Заметив приближающуюся девушку, младший казак прервал чаепитие, вновь вооружился перчатками и кинжалом и начал спешно очищать последнюю картошину.

        * . * . *

        - ...Вот мы и готовы продолжить путь, - вздохнул Илья. - Интересно и приятно было познакомиться. Спасибо за гостеприимство.
        - А нам впечатлений хватит на много-много дней, может даже на всю жизнь, - ответил Баяр. - Спасибо и вам за доброту, подарки и приятные минуты общения. Хотелось бы ещё хоть раз увидеться.
        - Это вполне может случиться, - заметил старший гость, - мы оставили в пещере закреплённую лестницу, чтобы возвращаться этой же дорогой и более обстоятельно осмотреть галерею пещер. Детям строго запретите туда спускаться. Если через пять дней не вернёмся, значит, не успели выполнить все задания и уехали в Ташкент более короткой дорогой. Тогда, пожалуйста, скатайте лестницу и заберите себе, а мы попробуем выпросить у командования поездку сюда в следующем году...

        - Постой, хотел спросить: почему вы, два уруса, сильно не похожи друг на друга? В тебе, кажется, есть что-то нашей крови.
        - Угадал! Вася - потомственный казак: отец и оба деда - казаки, мать и обе бабки - казачки, а во мне есть примесь башкирской крови от маминой мамы, - ответил Илья. - Башкиры - тоже тюрки. Бабушка научила меня их диалекту, поэтому в Бухарском эмирате и Туркестане чагатайский письменный язык я быстро выучил и легко могу общаться с азербайджанцами, живущими на западе сразу за Каспийским морем, вами, ещё на хорезмском диалекте и нескольких других...


        Оба казака вскочили на подготовленных коней, немного отъехали, откуда-то достали жёлтые дудочки, отпустили поводья и начали исполнять марш из оперы Верди "Аида". После второго такта кони, стоявшие почти бок о бок, синхронно подняли левые ноги и начали маршеобразное движение в такт музыке, слаженно помахивая хвостами в стороны. Зрители от удивления разинули рты. Гости удалялись, музыка стихала и смолкла, когда они исчезли за ближним гипсовым холмом. Язгуль побежала к брату рассказывать о поразительной церемонии отъезда.
        - А я выскочил на открытое место, когда услышал красивые странные звуки, - ответил он, - и почти всё видел.

        * . * . *

        После ужина жена и сын отпросились навестить её родных, пасших скот в нескольких сотнях шагов, близ древнего караванного пути.
        - Только ничего не говорите про пещеру, ведь это - военная тайна, - строго предупредил Баяр.

        Выслушав рассказы о дивных гостях, два брата Ширин усмехнулись.
        - А мы, услышав странные звуки военной музыки, вышли к дороге, - произнёс младший, - видели ваших урусов и обменялись приветствиями. "Салям алейкум" они сказали в один голос, а их скаковые кони остановились, выставили вперёд передние левые ноги и поклонились.
        - Этим четверым лучше бы выступать в конных представлениях, а не в походах и сражениях, - добавил старший, - ведь какие таланты пропадают!

P.S.
Снимок выбран из любезно предложенных Яндексом. Спасибо автору!

Продолжение "Две стычки" http://proza.ru/2021/11/06/1019