В гостях у тети Тани

Федорова Любовь Алексеевна

Тетя Таня – это младшая мамина сестра, которая, со своим мужем дядей Ваней, жили в деревне. Детей своих у них не было, и поэтому, как я подросла, стали забирать меня на все лето к себе. Впервые поездка состоялась, когда окончила первый класс. Потом, я еще несколько раз ездила к ним, но, та,  первая, оказалась самой незабываемой в  жизни. Это было событие мирового масштаба, для ребенка, который вообще еще нигде не бывал. Мало того, что мне предстояло увидеть новые места, так еще проехать  от Урала до Сибири на самом настоящем скоростном поезде. Что такое Сибирь, я тогда не знала и думала, что это деревня тети Тани так называется. И так охота мне было съездить в эту Сибирь, что дни считала до своих каникул.
Наконец, наступил тот день, когда мы с мамой сели в скорый поезд и поехали в гости. Выйдя с поезда, мама сразу же начала искать попутку, чтобы доехать до тети Таниной деревни. Нам повезло, попутка еще с несколькими людьми, отправлялась через час туда, куда нам и надо было.
От попутчиков я узнала, что Сибирь это не деревня. Она очень большая с ее красотами, которые нам открывались за каждым поворотом. Бесконечные поля, как разноцветные покрывала с обеих сторон дороги просто радовали глаз; подсолнечник, картошка, пшеница, горох, капуста,  которым не было конца и края.
Дорога была сухая, и пыль из-под колес летела шлейфом за машиной, словно догоняла нас. Оказалось, что нам опять повезло, потому что долго не было дождей, а если бы они прошли накануне, то по этой самой дороге было бы невозможно проехать. И только потом, гораздо позже, повзрослев, я узнала, что в нашей стране есть две беды, одной из которых была плохие дороги. А вот с первой бедой, я категорически не согласна. Если вспомнить, то скольких умельцев породила Русь-Матушка. Да вот и про наши деревни хочется сказать, но не про нынешние, где все замерло, вымерло и развалилось, а про те, из моего детства. Все жили своими хозяйствами. И,  для того,  чтобы хорошо жить и не голодать, все трудились. Сразу же приходит на ум поговорка «Не потопаешь – не полопаешь».

    Деревня всегда жила по своим канонам и этим отличалась от города.
На зорьке, с первыми петухами, хозяева  выводили из всех дворов скотину на выпас. А перед выпасом, надо еще успеть  подоить  коров и коз. Затем, хозяйки  ставили квашню, пекли хлеб, варили еду. Детвора просыпалась от вкусных запахов, слезая с русских печей, и наскоро умывшись, уже уже уплетала за обе щеки душистую краюху хлеба, запивая парным молоком. А по выходным и праздникам, во всех избах пахло пирогами. Пироги были у всех разные. Но мои любимые были с брусникой и черникой.  А какие моя тетушка пекла блины! До сих пор помню: ажурные, щедро смазанные домашним топленым маслом и , непременно, с душистым медом. Да и чай был совсем не такой, к которому мы привыкли. Он, в основном, состоял из трав, одной из которых была Душица.  И сахар, в ту пору, был необычный. Привозил его дядя Ваня с ярмарки, целую головку, как большущий камень, который потом колол на более мелкие куски. Вот и пила я такой чай вприкуску с осколком сахара. Простая и незамысловатая еда из русской печи  до сих пор будоражит мое воображение.

 Наевшись, ребятня бежала в гости друг к другу. Залезали  на сеновал и играли там, пока не сойдет роса на траве. Как же вкусно пахло сеном! Не останавливало даже то, что сухая трава царапалась и лезла в нос и уши. Мы зарывались в нее с головой  или просто лежали, рассказывая разные истории. Наигравшись на сеновале, бежали на улицу, но не сразу, а через огород, где уже поспел горох и ягоды. А какими вкусными были хрустящие огурчики, которые ели прямо с грядки! Да и все остальное то же не мыли. Небольшое отступление про сеновал. У тети Тани там неслись куры, которых она утром выпускала из курятника. И, показав мне один раз, как надо искать и собирать яйца, эта обязанность закрепилась за мной. И я, каждый день с азартом,  выискивала кладки яиц. Самое интересное, что яйца куры откладывали сразу по несколько штук в одном месте. А чтобы куры неслись больше, тетя Таня велела оставлять по одному яйцу в ямке из сена. Наверное, у кур инстинкт кладки яиц срабатывал. И через некоторое время, там, где было оставлено одно яйцо, я находила два и  даже три.

Выпроводив детвору за ворота, женщины с утра занимались домашними делами.  К кому не зайди, чистота и порядок. Диву даешься, когда только они все успевали. Убранство изб было почти у всех одинаковым. Огромные перины с такими же большими подушками, наволочки с кружевными вставками и покрывала с вязаными подзорами. На полу самотканые половики, на окнах висели занавески, обрамленные кружевами. Летом, конечно женщинам было некогда заниматься ткачеством, шитьем и вязанием. Видимо, эта красота создавалась долгими зимними вечерами. И, как будто у женщин было соревнование между собой: у кого орнамент кружев или вытканный узор на половиках красивее. Да и все остальное, жизненно необходимое, в деревне изготовляли сами. Умельцев так и называли по своему ремеслу: печник, кузнец, мельник, пимокатиха и другие. Вот про пимокатиху бабу Катю хочется немного вспомнить. Это ремесло ей передалось от родителей, и всю свою долгую жизнь она валяла валенки, или, как говорили в деревне, пимы. Я частенько бегала к ней в гости,  и она мне показывала, как выделывают эти самые пимы-валенки. Потом предложила мне самой свалять валенки. И за несколько дней у меня появились свои личные пимы! Они были такими мягкими, а запах шерсти с уксусом, даже ни чем не напоминал магазинные. Я разгуливала по бабы Катиной избе в своей обновке , а она проводила испытание моих валенок. Громко командовала мне: «присядь», «попрыгай», «встань на носочки». И если валенок трет или жмет, она тут же его сажала на колодку и растягивала. И так всегда, делала точно по ноге заказчика.

 Вот и жила деревня своим натуральным хозяйством. Даже два гармониста было. У них уж точно жизнь была веселая. Ведь ни один праздник в семье и в деревне без них не обходился, будь то свадьба или крестины.
Ходили по деревне шабашники, которые предлагали сложить печь или избу построить. Но, чужаков тут не любили, своим больше доверяли.
Зимой то же без дела не сидели, готовили свой инвентарь к лету. Например, отбивали литовки. Мне было не понять, почему обыкновенную косу в деревне литовками называли. Тогда я думала, что это в честь литовцев, которые придумали эту косу. Вот про эту литовку, а в целом про покос, на который съездила впервые в жизни, я и хочу рассказать историю. Но эта история тянет уже на целый отдельный рассказ, который напишу в скором времени.