Героический подлог

Олег Каминский
Бывает, что какой-нибудь незначительный эпизод выдаётся за выдающееся событие, которое при ближайшем рассмотрении оказывается обыкновенной ложью, скрывающей правду. Случалось такое и во время Великой Отечественной войны. Расскажу об одном таком случае.

Осенью 1941 года 445-й истребительный авиационный полк Московского корпусного района ПВО действовал в районе Каширы. Под его охраной находились железнодорожные мосты через Оку, Каширская ГРЭС, железнодорожная станция Кашира и другие важные объекты города. Все эти объекты привлекали пристальное внимание вражеской авиации.

С особой настойчивостью немецкие самолёты пытались прорваться к ГРЭС, этому важнейшему источнику энергии для Москвы, одной из первых советских электростанций, построенных по плану ГОЭЛРО. И недаром на штурманских картах, обнаруженных в сбитых немецких самолётах, Каширская ГРЭС была обозначена жирными крестами.

18 октября 1941 года постами ВНОС южнее Каширы на высоте 6 тысяч метров был замечен разведчик Юнкерс-88. На его перехват нацелили командира 445-го полка 34-летнего капитана Владимира Петровича Круглова, который как раз в это время патрулировал в воздухе. По данным с земли, он сошёлся с противником у Венева Тульской области.

Расстояние до «Юнкерса» всё ближе и ближе. Вражеский стрелок встречает атакующего огнём из пулемёта. Пулями повреждено вооружение «МиГа», но Круглов ещё не знает этого и жмёт на гашетку – никакого результата.

После нескольких попыток произвести стрельбу, лётчик убеждается, что на истребителе отказало вооружение. Но врага упускать нельзя, даже если оружие неисправно. Круглов хорошо помнит, что всего три дня назад, лётчик его полка лейтенант П. Г. Жидков уничтожил самолёт противника тараном. Поэтому Круглов тоже решил идти на таран.

А в это время немецкий лётчик, благоразумно решив не ввязываться в бой с русским истребителем, направил свой «Юнкерс» в облака, надеясь скрыться в них. Но уйти от «Сталинского сокола» ему не удалось.

Быстро подойдя к противнику на 10-15 метров, Круглов направил свой МиГ-3 на правую плоскость разведчика и протаранил её винтом. От удара у немецкого самолёта отлетела часть крыла. Он резко накренился и, рассыпая обломки, устремился к земле, при ударе о неё взорвался и сгорел со всем экипажем.

Круглов же не только удачно сбил вражеский самолёт, но и довольно благополучно приземлил истребитель на свой аэродром. После посадки самолёт был осмотрен: оказалась отбитой половина одной лопасти, вторая лопасть развернулась на 90° относительно плоскости вращения и загнулась под углом 50–60° против вращения, имелись две пулевые пробоины в левой плоскости.

За свой подвиг отважный лётчик был награждён 4 марта 1942 года орденом Ленина.               

Вот так или примерно так об этом таране, считающимся пятнадцатым по счёту, совершённым лётчиками ПВО Москвы, описывалось в различных советских источниках. Судя по всему, впервые о таране Круглова было написано в номере газеты «Советский патриот» от 18 октября 1973 года, затем продублировано известным знатоком воздушных таранов А. Д. Зайцевым в 4-м номере журнала «История СССР» за 1976 год.

Упоминалось о героическом таране Круглова в книгах: «Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне» (М.: Воениздат, 1981), «Ордена Ленина Московский округ ПВО» (М.: Воениздат, 1981), «На грани возможного» (2-е изд., испр. и доп. - М.: «Лимб», 1993), «Иду на таран!» (М.: Яуза; Эксмо, 2007). Об этом же писалось в журнале «Вестник противовоздушной обороны» № 5 за 1990 год, многих других журналах и печатных статьях, а теперь многие повторяют это ещё и в Интернете.

Поразительно, однако в «Журнале боевых действий» 445-го истребительного авиационного полка (ЦАМО, фонд: 22701, Опись: 0201485с, Дело: 0002) этот воздушный таран описан совершенно по-другому. Я процитирую записи из этого журнала почти дословно, лишь чуть-чуть отредактировав их.

Итак, пред нами выписка о событиях 18 октября 1941 года:

«В период 9.53-10.58 три МиГ-3 вылетали на перехват самолёта противника, идущего на Коломну.
Капитан В. П. Круглов в районе станции Мордвес на высоте 4.500 метров сбил тараном ДБ-3. С дистанции 150-200 метров стрелок открыл огонь. Самолёт был принят за противника. Самолёт разбился, экипаж спасся на парашютах».
От себя добавлю, что слово «тараном» написано карандашом. Также карандашом поверх ДБ-3 написано – «Ю-88».   

Но и это ещё не всё! Читаем дальше.

«В период 10.55-… два МиГ-3 вылетали на перехват самолётов противника, идущих с Михайлово.
Старший политрук Н. П. Басков дважды пытался взлететь, но из-за отказа мотора не взлетел.
Младший лейтенант П. А. Филимошин в районе Ступино на высоте 4.000 метров вступил в бой с тремя ДБ-3, в результате боя штопорил до земли и с самолётом врезался в землю – погиб. Лётчик и штурман с ДБ-3 спаслись на парашютах, стрелки погибли».

«В период 11.01-11.54 три МиГ-3 патрулировали над аэродромом и вылетали на перехват самолётов противника, идущих на Каширу.
Старший лейтенант М. В. Кадников дал заградительную очередь по самолёту ДБ-3. Штурман выпрыгнул на парашюте, самолёт улетел в юго-восточном направлении. При сближении с звеном ДБ-3 северо-западнее Ступино на высоте 4.000 метров младший лейтенант А. Я. Кузин опознал ДБ-3. При развороте от них самолёт загорелся. Лётчик спасся на парашюте, самолёт сгорел».

Итог этого беспримерного боя «Сталинских соколов» друг с другом – сбито 4 своих же самолёта (два бомбардировщика ДБ-3 и два истребителя МиГ-3)! 

Как оказалось, ошибочным атакам наших истребителей в районе Каширы подверглись экипажи самолётов ДБ-3 из 98-го дальнебомбардировочного авиаполка, возвращавшиеся с боевого задания. Таранным ударом капитана Круглова был сбит самолет ДБ-3 младшего лейтенанта Руденко. Пилот вместе со штурманом старшим лейтенантов М. К. Минченко спаслись на парашютах и 30 октября прибыли в свой полк, а вот их стрелки – младшие сержанты А. Н. Борхов и В. И. Проценко – погибли.

В списке потерь 98-го авиаполка за 18 октября значатся также воздушные стрелки старшина Р. З. Шахмаметьев, младшие сержанты Н. И. Науменко, П. А. Неуныванов и Н. Я. Тасуй. Судя по всему, они тоже погибли в напрасной бойне со своими же.

Ну, что тут сказать? Конечно, на войне случалось всякое, бывало, что и по своим огонь открывали. Однако здесь мы имеем дело с преступной фальсификацией результатов боя. Вместо честного признания трагической ошибки (за которую следовало бы кое-кого сурово наказать), кем-то (не самим-ли командиром 445-го полка Кругловым?) было принято решение о скрытии такого печального факта.

Мало того, в вышестоящие инстанции было доложено об успешном воздушном бое, проведённом лётчиками 445-го авиаполка, в результате чего им были засчитаны две воздушные победы, в том числе одна – героическим тараном.    

Вот так на свет и появляются некоторые легенды…