Фламандская сцена классической музыки. Дебютный ст

Владимир Курбалиев
             Музыкальное направление арт-рок, представляющее собой смесь рока и классической музыки помимо Англии, было широко распространено в Нидерландах. Яркими представителями подобного направления в этой стране были такие коллективы как «Focus», «Finch», «Kayak», «Ekseption», «Trace», и «Brainbox». Однако участники этих групп также занимались активной сольной деятельностью, и об одном из таких музыкантов, клавишнике и флейтисте группы «Focus», Тийсе ван Леере, а точнее об его сольной работе «Introspection» будет идти речь в этой статье.
                Прежде чем переходить к описанию самого альбома стоит окунуться в биографию музыканта до его работы в группе и в её рамках. Тийс родился в 1948 году в Амстердаме в музыкальной семье. С детства освоив фортепиано и флейту, активно увлекался творчеством таких классических композиторов как Бетховен, Барток, Бах. К слову в сферу интересов музыканта вошли таких джазовые композиторы как Дэйв Брубек и Джимми Смит. Определившись со своим творческим вектором Тийс поступает в Амстердамскую Консерваторию, которую успешно оканчивает в 1969 году. К слову, во время обучения Тийс получал именную стипендию, также подрабатывая игрой в джазовых ансамблях. После окончания Консерватории Тийс получает приглашение от барабанщика Ханса Клеувера и бас-гитариста Мартина Дрездена войти в их новый проект, впоследствии получивший название «Focus». Трио приняло участие в голландской интерпретации английского мюзикла «Волосы» и, пригласив для записи дебютной пластинки гитариста Яна Аккермана из группы «Brainbox», окончательно сформировалось в виде квартета. Плодом усилий музыкантов стал выход дебютной пластинки «In and Out of Focus» в 1970 году, к слову встреченной публикой весьма прохладно. После этого группу покидают её основатели Клеувер и Дрезден, позже уходит и сам Аккерман. Оставшийся в одиночестве ван Леер однако, не отчаивается, а приглашает для записи следующего проекта барабанщика и бас-гитариста группы «Brainbox» Пьера ван дер Линдена и Сирила Хаверманса, и начинает работать над следующем альбомом. Подобное движение привлекает внимание ушедшего Аккермана, о вновь становится полноценным участником коллектива. Результатом работы музыкантов явился альбом «Moving Waves» вышедший в 1971 году и ставший одной из самых сильных работ коллектива и завоевавший популярность по обе стороны Атлантики, таким образом, прославив группу далеко за пределами её собственной страны. Вклад Тийса на клавишных и флейте в таких вещах как «Janis» и «Eruption» сформировал узнаваемое звучание группы. Также стоит отметить его пение «йодлем» в композиции «Hocus Pocus» вышедшей синглом и ставшей хитом в Европе и США. После этого успеха группу покидает бас-гитарист Сирил Хаверманс, решив уделить внимание сольным работам, и группа приглашает вместо него Берта Рюйтера, и начинает работать над альбомом «Focus 3», вышедшего в 1972 году и получившийся двойным. Альбом, по сравнению с прошлыми работами группы получился более джазовым, инструментальный вклад Тийса на клавишных и флейте в таких треках как «Round Goes the Gossip», «Love Remembered» и «Carnival Fugue» придал определённый лоск альбому. На волне успеха и этого альбома группы Тийсу приходит идея выпустить свой дебютный проект, наполнив его флейтовыми аранжировками произведений Баха, также сделав классические интерпретации собственных произведений в рамках группы. В итоге музыкант договаривается с голландским дирижёром Роджером ван Оттерлоо (который к слову также подготовил для пластинки несколько собственных композиций), приглашает оперную певицу Летти де Йонг и совместно с оркестром ван Оттерло записывает пластинку «Introspection» в жанре классической музыки.
                На лонгплее следует отметить «Pavane, Op. 50» и «Rondo» с красивым диалогом оркестра и флейты ван Леера (к слову музыкант на альбоме играет исключительно на этом инструмента). Также в «Erbarme Dich» следует отметить чистый и воздушный вокал де Йонг. Удачные интерпретации произведений ван Леера в рамках группы «Focus I» и «Focus II», также заслуживают внимания прежде всего безукоризненной игрой Тийса на флейте.
                Альбом вышел в 1972 году на лейбле «CBS Records»  и завоевал огромную популярность в Нидерландах. Стоит отметить, что годом позже выйдет вторая часть альбома «Introspection 2», и также завоюет огромную популярность. К слову эти первые две пластинки музыканта, наполненные аранжировками классических произведений, станут самыми популярными творениями ван Леера в сольной карьере.
               Однако Тийс не стал выступать с концертами в поддержку альбома, а сосредоточился на деятельности в группе, проведя с «Focus» большое турне по Великобритании в 1973 году, которое было увековечено в концертном альбоме «Focus At the Rainbow». После окончания тура Тийс вместе с группой стал готовить материал для пластинки «Hamburger Concerto», вышедшей в 1974 году, ставшей довольно популярной и продолжила линию знаковых произведений коллектива.




                Владимир Курбалиев