Реклама и общество

Виктор Шулепов
РЕКЛАМА    И    ОБЩЕСТВО
     Реклама – письменное или устное обращение продавца  товаров или услуг к  покупателю. Реклама является инструментом в экономике общества для увеличения и ускорения сбыта продукции. Можно сказать, что реклама сегодня занимает центральное место во всех информационных источниках, печатных и телевизионных, уличных объявлениях и названиях торговых заведений. Реклама заставляет название магазина написать на английском языке, хотя иностранных  туристов ожидать тут трудно. Названия на упаковке многих товаров, их качественные характеристики приводятся на многих языках в надежде на экспорт. Понять производителя, конечно, можно, поскольку рыночная экономика  стёрла все границы, а покупатель во многом ориентируется на этикетку.  Реклама распространяет  рыночные отношения не только на товары, но и в культуре и искусстве.  Это с неизбежностью отражается на экономическом и духовном  потенциале общества.

      В российском законодательстве есть Закон « О рекламе» №38 - ФЗ  от 13.03. 2006г.  В законе достаточно объёмно отражены сферы деятельности, в которых допускается реклама предоставляемых услуг. Реклама является полезным и в чём – то необходимым проявлением отношений в обществе, и мало подвержена  каким – либо злоупотреблениям. Отклонения от нормы закона допускают полностью рекламодатели. Затраты на рекламу включаются  в себестоимость товара и услуг, а значит эти затраты оплачивает покупатель. Таким образом, продавец привлекает покупателя за его же счёт.

      Всегда ли реклама, оплаченная  покупателем, нужна и полезна именно ему. Согласно закону о рекламе вывески торговых заведений на иностранном языке должны обязательно иметь вывеску и на русском языке. Массовый покупатель, как правило, посещает торговые точки, расположенные в месте проживания или работы и всё знает безо всяких вывесок. Привлекать местного покупателя иностранным языком – унизительно. Контролировать выполнение этого пункта закона должны, на наш взгляд, депутаты местных органов власти. К сожалению, на практике этого нет.

      В последнее время в газетах и журналах увеличивается  количество статей с описанием разных заболеваний, и даются рекомендации по применению лекарственных препаратов для их излечения. Это, казалось бы, хорошо. На наш взгляд увеличение подобных материалов связано в большей степени с рекламой лекарственных препаратов, и оплачивается размещение в печатных средствах этой информации владельцами частных аптек. Когда человек болеет, то он готов применять что угодно, лишь бы поправить здоровье. Но только врач может поставить правильный диагноз и рекомендовать конкретному больному конкретное лекарство. В советское время врач выписывал рецепт на приобретение лекарства, давал рекомендации по его применению. Сегодня всё это отдано на откуп заболевшего, и закон это допускает.

      Особенно активно рекламная деятельность проявляется на телевидении.    И покажут,  и расскажут, сообщат, сколько стоит и где купить, и где заказать. Телевизионные передачи прерываются для рекламы независимо от темы передачи, деловой или развлекательной, для взрослых или молодёжи. Оплачивает телевизионной кампании рекламодатель в зависимости от затраченного времени. Интерес зрителя к теме передачи,  содержанию фильма, происходящему на сцене, часто не учитывается. Реклама в телестудии включается по графику.

      Рекламодатели не придерживаются  этических норм при подготовке рекламы, особенно  на телевидении. Как расценивать рекламу очередного нового фильма, когда показывают сцены насилия, мордобоя, применение оружия против партнёров по совместной деятельности. В тоже время основная тема фильма не включается в рекламу. Авторы фильма, телестудия идут по самому простому пути - пощекотать нервы. Когда сегодня молодые люди расстреливают в школах своих друзей, то, что им служит примером? В современных фильмах, которые смотрят дети, допускается  пропаганда «отравленной» духовной пищи.

      В народе есть такой термин – «дешёвый» приём, когда нужно сделать что – то примитивное и обманное. Иногда рекламодатели для привлечения покупателей пишут цены на ходовые товары с одной или двумя девятками, Например, вместо 400 пишут 399 руб., или     вместо 70 пишут 69,5 руб. Сегодня один рубль часто не дают сдачи, потому, что монета в один рубль  уже не у каждого найдётся. Обман покупателя не требует пояснений.

     Рекламная деятельность опережает реальное производство товаров народного  потребления, в тоже время, увеличивает цену на товары, т.к. затраты на рекламу включаются в цену. Затраты на рекламу обязательно есть, как материальные, так и финансовые. Поэтому реклама не является достоинством общества, как производство самих товаров, а является обузой. В силу своей специфики реклама опережает информацию о самом товаре, тем самым создавая субъективную оценку экономики общества в целом. Реклама отражает идеологию общества в экономической сфере. В России сегодня это свобода предпринимательства и пропаганда не ограниченного потребления.

      Рекламная деятельность будет продолжаться  и сопровождать экономику общества.  Со времени принятия закона о рекламе в 2006 - ом году прошло 15 лет. Накоплен опыт, который требует корректировки этого закона. Депутаты вновь избранной Государственной Думы должны обобщить замечания и предложения для корректировки закона  «О рекламе» №38 – ФЗ.  Реклама является вспомогательным инструментом в экономике общества, но ею занимаются очень многие производственные и непроизводственные структуры, и все должны работать на благо общества и в соответствии с законом. Реклама любого товара и услуги должна быть в интересах общества.
Шулепов В.Г., октябрь, 2021г.
г. Калининград