К вопросу о настройке выпускной системы картов УТК

Ильмир Шакиров
К вопросу о настройке выпускной системы картов УТК3 х200 В2/В3
15.09.2021 раздел КИССК программы 6-16 ч.1 «картинг» для ТГ-В/М
Дополнение к лекции «выпускные системы» картов с 4х такным двигателем Лифан и Хонда обьемом 200. (УТК3 В2/В3/В4)* рук.ТГ –Р(В), ТГ-М  Шакиров И.М.
 
на тренировочных картах УТК3 категории В2/В3/В4/В5 (картах переходного типа от проката к спорту, -«эрзац картов»)  наибольшее распространение получила схема «прямоток» + Классик»» в нашей рабочей классификации.
«Прямоток +», начальная часть выпуска - труба постоянного диаметра (сечения) и крепящаяся к ней сменная концевая насадка в виде цилиндра охватывающего трубу выпуска. Часть трубы находящаяся внутри концевого цилиндра имеет перфорации в виде круглых отверстий  или щелевые пазы сделанные шлифмашиной с отрезным кругом ( «болгаркой»)
Концевая насадка может быть в разных исполнениях – с наполнителем, без наполнителя и с эффектом подпора (подпирания, резонанса) в случае использования прямоток «непрямой» то бишь с дросселированием шайбой .
В нашей практике мы не увлекаемся заполнением шумогасящей насадки наполнителем, гасящим шум. Объем насадки играет роль некоего подпора, и резонатора.
Длинна  и объем насадки подбираются  эмпирическим путем, изменением длинны трубы, объема насадки и соотношения и т.д.
чем «круче» категория В, тем больше вводится переменных в уравнение настроек . К примеру, если категория В1 (6лет) это «стандарт» с искрогасителем с экраном, и часто с редуктором, то «работаем» в лучшем случае с соотношением, подбирая баланс скорости на прямой и вывоз в повороте, то В2 уже имеет выпускную систему «прямоток+ произвольной конструкции с изменяемыми длиннами и объемами. Обороты чуть выше стандарта с 4100 до 4500 (уже 5000) с сохраненным ограничителем центробежным. Редуктор и «мокрое сцепление»на УТК3В1 тормозят карт, помогая на первом начальном этапе освоения траектории начинающим.
«Сухое» сцепление(особенно поработавшее и изношенное) уже может «разьединять» трансмиссию при «сбросе» газа, с чем начинающие, особенно зимой, не справляются. то есть, пилот бросает газ идет разьединение и вуаля...Но...иногда помогает ограничитель оборотов, если его сохранить на первое время.

ограничитель оборотов на В1/В2
 ... выясняется, что ограничитель оборотов центробежный на В2 дает некие тактические преимущества на повороте по сравнению с В3 с непосредственным приводом заслонки.(короткой тягой или прямой тягой).
Оказывается, центробежник играет роль автомата приоткрывая заслонку, даже если пилот полностью отпустил педаль газа на УТК3 х200В2, а если обороты выставлены за 1500 примерно 2000, что бывает на В2 при повышении максимальных до 4500 и более, путем зигобразного гиба прямой части пружины возврата заслонки «утконосами», то центробежник и будет стараться выдавать нужные обороты даже в повороте.
Поясним….на В3 УТК3Х200 привод заслонки непосредственный. Это значит, если пилот отпустил педаль газа то и заслонка  прикрыта, то бишь сечение меньше. а пилот часто «бздит» и прокатывает чуть ли не на холостых, что видно на майхроне как минимальная в повороте.
на УТК3Х200В2, так как привод заслонки не прямой (не непосредственный). А  пилот даже при отвратительном умении пользоваться «газом» (сбросом) в собственно процессе управления как бы и не участвует, педаль то он бросил, но тяга то, непрямая, и «автомат центробежник будет выдавать то необходимое по возможности, особенно если ему «помочь» вывозным соотношением. Вот собственно и тактическое преимущество центробежника. Но именно в повороте и если соотношение подобрано правильное, не «засадное»(не слишком скоростное)

Как «настраивать»
. .. изначально все строится на гипотезе, сиречь предположении. К примеру –предположение:- «увеличение длинны вып.системы ведет к увеличению момента на низах и смещению –изменению кривой графика. И наоборот….» или…: «Увеличение диаметра диффузора карбюратора ведет к мощности на бОльших  оборотах и соответственно потере тяги на низах.» Следовательно -необходимо произвести коррекцию соотношения или длинны. Скоростное соотношение ведет к потере тяги (рывка) в повороте, что в свою очередь, требует коррекции траектории на более «ходовую», что ведет к изменению настроек шасси. При этом многие не берут в расчет стиль вождения изначально присущий спортсмену, жескости рамы и прочая прочая прочая*.
Плюс к этому многие изготавливают трубы по внешнему сходсву и наличию того что есть под рукой. Например, есть ваиант с диаметом чуть не 25 внутренним из прекрасной тонкостенной трубы, каковую естно не везде найтить можно. А посему родители работающие по схеме «тандем», под так сказать чутким управлением работают по обходным технологиям. Где что достали. Есть вариант с диаметром 21. тоже арбайт. Тут учесть надо, что в теории должно быть смещение в зону вывоза, а может оно самое то и будет.
У нас например «щелевой тип», у самоделкиных перфорация со сверлением диаметром 10 (!!!).
(поясню, почему  самостоятельность…дело в том, что с течение более чем 30 лет убедился, что «любительские» конструкции работают на удивление лучше чем просчитанные. Думаю здесь играет роль информполе, где незашоренный мозг любителя технаря более способен к всприятию инфомации. То бишь, инженер технарь он УЖЕ догматизирован –в книгах же написано, в компутере просчитано, на стенде же настроено (доходило до маразматических ситуаций на соревнованиях, когда приглашали со стороны реальных настройщиков по месту и времени, а местные их не пускали, мы же уже настроили на стенде! На стенде это в подвале и за тысячу км)

. «книжники» конечно скажут, - «да вот мы просчитали на компьютере на особой программе», «да вот мы подобрали на стенде».(трубы выпуска)
Охотно верю…подобрали и настроили. Но мы придерживаемся принципа арийцев германцев,*  –«практиш гут», благо трасса рядом.
В общем то, доверие к расчетам* у меня….как к расчетам….бумага она все стерпит. Пардом, клавиатура и экран.
Отсюда и варианты настроек. Труб например. Соотношения. И метод перебора или «тыка». Если не владеете азами теории.

Типы «прямотоков»
№1-просто прямоток, труба +концевая насадка с наполнителем или без . «классика» 2х такных 80х.
№2- прямоток+с непрямым прямотоком. С эффектом подпора.
 №3- прямоток +2, две трубы в одном гасителе. Гипотетически позволяет значительно увеличить расчетную длинну волны на 1\3-1/4 от имеющегося варианта на карте. Условно – прямоток + классический общей длинной – 675 от разьема головки до концевого среза, может в двуствольном варианте иметь длинну (расчетную) до 825 при длинне концевого цилиндра насадки 250 мм. И это заметте, при внешнем сходстве с обычным одноствольным прямотоком и конструктивном исполнении и размещении на карте. Причем, распознать можно «двустволку» только по расположению входящей и выходящей части. Если но моно трубе вход и выход посередине или с краю, то два ствола имеют разные положения. Каждый с краю, ближе к наружней части концевого цилиндра. Подобная компоновка вызвана тем чтобы не тянуть лишние сантиметры выпускной магистрали с проблемным размещением на карте. Да и принцип «быстрой смены» концевой части, ослабил хомут и вуаля, вытащил и поставил за пару минут, предпочтительней чем возится с установкой кронштейнов. Это конечно не отменяет попыток попробовать и полноценный вариант «классики». Длинная труба с загибом 180 и концевая насадка, благо длинная магистраль выпуска предполагает вывоз и как следствие, можно ослабить соотношение на «скоростное».
Три трубы позволяют подобрать при тестах или совместных УТС необходимые ТТХ. Это только серия «прямоток»+. А чисто резонансные трубы от 2х такников, кои, по мнению местных «знатоков» гуру не должны вообще работать* на 4х тактном, очень неплохо арбайт и на 4х тактном.
 (здесь мы не будем пускаться в дебри технологий по фазам изменения например положения метки при равновылете клапанов. Меняет картину УЖЕ подобранных ТТХ. Это таки удел тренера – механика технической группы по КИССК категории В)
 на картах УТК3 В2 В3 рекомендуется три концевых части по схеме прямоток +, для поднастройки.
Да…чуть не забыл…про фазы не забывайте. Они азные могут быть. Мне наприме попался движок при котором метка ВМТ при равновылете была+3 (до ВМТ), обычные движки –(минус )3 то бишь ЗА ВМТ. А сие как понимаете совсем иные звезды и трубы. Опять же по бензину….тот же 92 только цвет пистолета красный или синий. Синий он получее будет (и дороже) , реально проверял на свое табуретке Оке.
Примечания
*УТК3 В2/В3/В4…
В нашей рабочей классификации программы 6-16 мы распределили карты по сложности обслуживания и управления.
УТК –учебно-тренировочный карт. Имеет 5 ступеней. УТК1. УТК2 и так далее.
Чисто ездовых категорий 3 –А,В,С. Школьная лига, любитель/технокарт, спорт/профессионал.
А это начальные массовые группы первого года обучения в ДЮСТШ и так называемые «кружки», «секции» и «объединения» в муниципальных организациях допобраза.
УТК здесь прокатные карты Римо или Патриот с обьемом 200 и 270 см.куб. по состоянию на 2021 год категория А  имеет три класса -9-12, 12-15, и старше (взрослые) и соревнования на картах прокатных Римо. Таким образом категория А имеет три подкатегории А1/А2 и А3. Метода здесь проста, первый год обучения по ДЮСТШ или МАОУДО.
Спортивная лига это собственно спортивные карты тип Мини и далее. Она делиться на С1 начальную в спорте и С2 ГСС. Тут методики подготовки ДЮСТШ, с некоторыми изменениями по принципу –«в каждой избушке свои погремушки».
Проблема в том, что между А прокатным и профи С, даже С1 начинающий, громадная пропасть по ТТХ картов.
Сравните тяжеленные тачки проката (110-130 кг Римо 200 и 270, и это ТОЛЬКО вес карта) и относительно легкие спортивные с собственным весом 60-70 кг. к этому добавте невозможность поработать настройками шасси на прокатных и увидите, что категория А «массовая» в общем то, тупиковый путь при той политике допоразования в картинге.
А время? Прохождения трассы…
УТК1х200 Патриот/1030/14:34х2/4100/А1 = 1.02.00 (62 сека)
УТК1Х270/Римо/1060/13:34х2/5500/А2 =53 сека у тройки лидеров.
УТК4 Парилла/Тони /Мини/950…………………..39-40 секунд. 94 на прямой/56 км в повороте.
Как мы видим громадная разница в скоростях. Немудрено, что выходцы из категории А, уверенные что они «умеют» ездить, попадают в аварийные ситуации на УТК4 категории спорт. +к этому. Полное неумение настроек по шасси, ведь они отсутвуют на прокатных.
Чтобы это избежать нами введена «переходная» категория картов, так называемый «эрзац карт» (привет дойче геноссе!). где на «спортивную» шасси, сильно беу, установлен двигатель тип Хонда, в нашем случае относительно дешевый Лифан 168ф2 объемом 200. Он кстати, могет быть и с электростартером. Но цена уже дороже. А так, обычный, ценовая политика 8-9 тыров.
И вот сия категория В «любитель /технокарт» имеет 5 градаций по сложности. В1 и до В5
В1/В2/В3 это УТК3 Х200/Лифан на шасси с базой 900 (В1) и стандартом полным, как начальная ступень, далее В2/900 или 950 с приподнятыми оборотами от 4100 до 4500 и вып.системой прямоток+, и В3 900 или 950 с непосредсвенным приводом заслонки карбона. Обороты до 6000 и выше, что нежелательно.
Тестовое время категории В
В1 ---УТК3х200/В1_МС ГТ 01 Микро/900/4100/Вега Мини/искрогаситель =44-45 сека на круге
В2---УТК3Х200/В2………(900-950) 4500 Вега Мини/прямоток + =41,5
В3 …УТК3Х200/В3…………………5500/Вега мини/вега Ротакс/моджо =41 
Максимальная скорость В2 и В3 нам прямой 89-90 в повороте 54-55.

Как мы видим у категории В (УТК3) вполне сходные ТТХ с чисто спортивным Мини категории С(УТК4), особенно С1 начального этапа, коему чтобы влезть в 41 секунду придется изрядно потрудится. Это при полном стандарте зажигания, пружин, головки карбюратора

*арийцы германцы…
Те самые из третьего….при всех минусах того режима который собрал тогдашний евросоюз и бросил на СССР в 41м, технологически немцы были впереди планеты всей, собственно немецкий язык был языком науки вплоть до 50х годов 20 века. А посему уподобляться излишне идеологизированным партийцам времен позднего СССР, не стоит. А брать то что надо функционально.
К примеру…
Немец в третьем поколении (из немцев Поволжья кажется), бывший  бугром у элетриков, дал пару уроков именно немецкой организованности, детализации и педантичности.
1 пример –различай отношения
– с 8 до 17 я твой начальник, и будь любезен выполнять мои распоряжения. После 17.00 мы пойдем напьемся набьем кому нибудь морду как друзья-товарищи, но с 8.00 до 17.00 я твой начальник.
2 пример….методичность
на производстве были высокие электрошкафы от станков ГДР (сейчас Германия), метра под два. Там малюююсенькие релюшечки, чуть ли не два на два саентиметра. И ими заполнен весь шкаф…
Так вот, пример немецкой педантичности я узрел когда в течение смены он (бугор) методично контакт за контактом алмазным надфилем и спиртом. ВЕСЬ день.
3 пример –следование инструкциям…
На производстве проводили сварочные работы. Сварщики были не местные, а посему просто открыли электрошкаф и повесили крючком на массу и фазу провода. Как обычно делают. Шкаф естно не закрыт.
Он,( бугор), сделал им замечание, что нельзя же так. Ему по русски ответили кратко. Как истинный немец он «обиделся», выключил шкаф и повесил табличку «не включать». Со словами _ «если включишь я тебя посажу»….истинно русские не поняли нордического арийца и пошли жаловаться нач.участка, куда и входил отдел электриков.
То естественно, обладал извечным менталитетом и распорядился включить шкаф. В общем, дело дошло до начцеха, и даже его авторитет не смог превысить следование к инструкциям.
Немец заставил не местных электриков подать заявку (как это положено), и подключил сварку как положено, отключил шкаф и прикрутил соединения на шины болтами.
4 пример педантичности..
На производстве считают, что электрики тип ничего не делают, только сидят…(это не так, доложу вам ка электрик в жизни до картинга, показатель работы электриков то что ничего не ломается).
Так вот, решили их привлечь на капусту картошку свеклу и прочие хозработы типа копание канав.
 Ну тогда это еще СССР был  и была весьма своеобразная помощь завода селу и наоборот.  Работяги ездили убирать и заодно прихватывали мешочек того или иного. Крестьяне были не против.
Против сельхоз работ в общем о никто не возражал. Натур обмен.
А вот земляные работы нравились не всем. А посему начали возмущаться. Дело дошло до отдела кадров, а тогдашний отдел кадров весьма серьезная инстанция, и  бодаться с ним себе дороже…но не чистокровному поволжскому немцу в третьем поколении.
Был у него «талмуд» -должностные обязанности….., в том числе и электропресонала. Открывает….электрик третьего разряда должен знать и уметь…..четвертого должен, пятого должен….
А где написано что они должны копать траншеи? К слову, отдел кадров отстал, но долго выпрашивал эту толстую книгу.

*доверие к расчетам….
.к примеру, видывал я на багги с лифаном 168 длиннейшую трубу, см наверно 80 (800 мм), рассчитанную наверное по проге. Однако…
По сей день мини багги с моторм Лифан ездят на куцых отрезках длинно 250-280, иногда с расширением посередине и конусами подпора. Как же так? По компутеру длинна должна быть 800 мм и более, это же тип волна акустическая.
Чтобы разобраться в сем, пришлось заглянуть в учебник радиотехники, ибо помню, что там как то видел слово акустика. (странно да?) и увидел, что есть полуволны и четверть волны,…то бишь, если взять антенну то незачем городить метровую, когда можно соорудить резонансную или совпадающую.  Как то так. Иначе не обьясняется. Мы же \видим что куцые обрезки на багги прекрасно себе работают, хотя по науке и не должны вроде. И опять же вопрос –а самолетный выпуск? Короткий же ….
И в то же время, как пример. Приведу опыт настройки из кроссовой Оки. Когда смастрячил прямоток классический из просто трубы. Без всяких там концевых цилиндров. Внутренний 48 а колено (поворот то бишь на 90) гордитесь мастером «обходных технологий», из приемной трубы топливного бака той же Оки. Один в один входила.
И?....балахай однако…5000 и на режим не выходила. Но мы тогда просто не успели, а вот через неделю уже была готова «калабашка», относительно небольшой цилиндрик по принципу «самовара» от Оки, мы в дрегрейсинге баловАлись укорочением трубы, путем удаления концевой метровой части, торчащей назад, и выводили влево вбок. Используя искомый «самовар». И выходило весьма неплохо. 140 на раз-два. Вывоз естно слегка хужее, зато верха….это при «серийном диаметре.
А вот настоящая труба да с непрямым прямотоком, дала нужный результат. С этих пор на картах УТК3 В2 В3 рекомендуется три концевых части по схеме прямоток +.

*не должны вообще работать
Имелось ввиду 2х тактные на 4х такном. Да их разорвет, да обороты не будут…
(нууу….как бы сказать….я же татарин все таки. Коий не верит пока не проверит…унд физкультурник, каковое тот еще практик, ну и опять же немецкий «практиш гут», а известно, что критерией истины - это три автономных источника.)
А посему просто взял и поставил, и как показала практика и наша и других. Которые не знали что 2х тактные не будут работать на 4х тактном, сии резонансные системы выпусака прекрасно себе работают в определенных условиях при энной сумме баллов (это как покер, игра такая…каждая комбинация карт может быть равна или больше даже если у противника «сильные карты».

*и прочая прочая прочая…
Картинг это вообще…сумма технологий по Лему. Очень много нюансов. Чтото типа кубика рубика…. к примеру, изменение сорта топлива. Вот популярный 92й на заправке. Только пистолет с синим цветом это топливо лучше и дороже, чем с красным цветом. Кто нибудь отрабатывал тесты по топливу с применением простейшего проверятора качества бензина хотя бы октис-2 (или 5)? На моей практике чел проверил 95 и оказался чуть ли не 80й.
Каждый бензин ведет себя по разному. Вот «сотый» меньше кипит в жару. И если температура меньше +25 по цельсию, то зря льете. Ограничтесь 98м. изменение сорта бензина это изменение момента зажигания.
Изменил фазу при перекрытии? Ну, просто сменил мотор…готовся к новой серии тестов и подстройке.