Ван Гог. Два портрета доктора Гаше

Алина Алексеева-Маркезин
   
Винсент ван Гог.Портрет доктора Гаше. 1890.Холст, масло. 67 ; 56 см.Частная коллекция

Винсент ван Гог.Доктор Поль Гаше. 1890г.Холст, масло. 68,2 ; 57 см.Музей Орсе, Париж
   
    Сегодня мы посмотрим два портрета Поля Гаше, который следил за здоровьем Ван Гога на склоне его жизни, с веточкой наперстянки (из которой он приготовлял для художника лечебное снадобье) Некоторые считают, что это символ профессии Гаше или, возможно, указание на то, что сам Ван Гог лечился дигиталисом, когда находился под присмотром Гаше.
      После лечения в приюте для душевнобольных, которое Винсент Ван Гог прошёл, когда отрезал себе часть уха, его направили к доктору Гаше для продолжения наблюдения. Их первая встреча не задалась, и обеспокоенный художник написал своему брату Тео, что чувствует себя ещё хуже и станет искать другого врача.

      Контуры фона ритмически повторяются в контурах лица, плеч и даже кепки. По контрасту с ультрамариновой окраской пиджака лицо портретируемого ярко освещено, но одновременно оно излучает бледность.

     Скорбные голубые глаза доктора пристально вглядываются вдаль. Различные оттенки голубого, от бледного до темного, - на небе, на холмах на фоне и в одежде персонажа, а также в его зрачках и в цветах на столе – преобладают в изображении.
Этот портрет в значительной степени послужил основанием для теплых дружеских отношений между художником и его моделью. Гаше настолько понравился портрет, что он попросил написать второй вариант картины.
    
   “Господин Гаше, на мой взгляд, также болен и нервен, как я или ты, к тому же он много старше нас и несколько лет назад потерял жену; но он врач до мозга костей, поэтому его профессия и вера в нее помогают ему сохранять равновесие. Мы с ним уже подружились.
   
    Работаю сейчас над его портретом: голова в белой фуражке, очень светлые и яркие волосы; кисти рук тоже светлые, синяя куртка и кобальтовый фон. Он сидит, облокотясь на красный стол, где лежит желтая книга и веточка наперстянки с лиловыми цветами”. Винсент Ван Гог
Завершив первый из двух портретов доброго доктора, Ван Гог объяснил: «Я написал портрет месье Гаше с меланхолическим выражением лица, которое может показаться гримасой тем, кто его видит».

ИСТОРИЯ КАРТИН.

      После смерти Ван Гога первый вариант картины перешёл в наследство его сестре, которая, в свою очередь, в 1897 году продала её частному коллекционеру. Картина несколько раз переходила из рук в руки, пока её не приобрёл в 1911 году Штеделевский художественный институт. Картина пребывала во Франкфурте-на-Майне до 1937 года.

 В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов, картину снимают с выставки и переносят в хранилище музея. В 1937 году на волне кампании по избавлению от так называемого «дегенеративного искусства», картина была конфискована Имперским министерством народного просвещения и пропаганды.

     В 1938 году Герман Геринг продал картину дилеру произведений искусства в Амстердам, а тот, в свою очередь, перепродал её частному коллекционеру Зигфриду Крамарски, который бежал во время войны вместе с ней в США.
 В дальнейшем картина часто выставлялась в музее Метрополитен.

      В 1990 году семья Крамарски выставляет картину на аукцион, где она была продана за рекордную сумму (82,5 млн долларов) японскому магнату Рёэй Сайто, который в свою очередь после покупки вызвал сильный скандал, высказав намерение кремировать полотно вместе с ним после его смерти. Хотя позднее скандал удалось замять, под предлогом того, что данные слова были сказаны от сильно эмоционального переживания (по другим данным — дезинформация, намеренно пущенная для проверки подлинности картины).

       В 1996 году, после смерти владельца, картина была продана в международный инвестиционный фонд, который, в свою очередь, вскоре продал её в «неизвестные руки».
Второй вариант картиныт Ван Гог подарил самому доктору Гаше.

      После его смерти картина была унаследована сыном доктора Полем Гаше-младшим, который в 1949 году подарил её Лувру; картина выставлялась в галерее Жё-де-Помrufr). В 1986 году, после образования музея Орсе, картина была передана в состав собраний этого музея.