Наполеонов обоз покоится в Семлевском озере?

Ирина Муратова
Загадочное Семлевское озеро со знаменитым «наполеоновым обозом» на дне!.. Сколько раз это озеро пропахивали разные экспедиции, сколько о нем написано статей и даже случались жертвы!.. А ведь награбленного добра в этом озере, оказывается, вовсе нет!!! Но начнём по порядку, вспомним историю!

Весьма печальное зрелище представляли наполеоновские войска, убегавшие из Москвы, оказавшейся для императора Франции ловушкой, мудро и одновременно просто состряпанной стратегическим гением Михаила Кутузова. Но Бонапарт не уходил «пустой». Как любой «законченный» завоеватель с замашками флибустьера, он хорошенько ограбил русскую столицу!

По дороге к Калуге в четыре ряда тянулись сотни повозок, нагруженных награбленным имуществом. За повозками плелись толпы солдат когда-то великой французской армии. Но среди этих эшелонов был поезд, представлявший особую ценность, – 250 повозок так называемой «московской добычи»: позолоченная церковная утварь, слитки золота и серебра, изделия с драгоценными камнями, старинное бесценное оружие. Чем не пираты!

Окрепшая и подготовленная к зиме русская армия встретила отступающего врага у города Малоярославец. После ожесточённого боя французы были вынуждены отступить и пойти на запад по старой Смоленской дороге. С этого момента данный маневр уже не считался отступлением – это было настоящее бегство противника, и русская армия гнала его, преследуя, вон с родимой земли.

Фельдмаршал Кутузов получал рапорты от атамана Платова, в которых тот докладывал главнокомандующему: «Неприятель бежит так, как никогда никакая армия ретироваться не могла. Разведка донесла, что в районе Вязьмы ожидается большой французский обоз в 200 повозок. Говорят бежавшие оттуда подводчики наши, что сии повозки с золотом и серебром. Поход их так скор, что и днём, и ночью с фонарями едут и идут к Смоленску».

Морозы в тот год выпали ранние. Французы не знали ещё, что такое русская зима. Они мерзли, кутаясь во что попало, трофеи, не представляющие большой ценности, сгружали в кучу и предавали огню, дабы хоть как-то согреться, а на освободившиеся телеги укладывали раненых и больных. 1 ноября 1812г.Наполеон пришёл в Вязьму, а 2 ноября оказался в селе Семлёво, где уже лежал снег, - началась зима.

Невозможно было идти далее нагруженными, а оставить сокровища русским - нет, ни за что! И тогда Наполеон отдал приказ: спрятать награбленные сокровища. Приказ был незамедлительно выполнен. Этому есть подтверждения в литературе. Прежде всего, книга английского классика Вальтера Скотта «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов».

«Он повелел, чтобы московская добыча, древние доспехи, пушки и большой крест с Ивана Великого были брошены в Семлевское озеро как трофеи, которых ему не хотелось отдать обратно и которых он не имел возможности везти с собою. Несколько артиллерии, которую некормленые лошади не могли тащить, также принужденными нашлись покинуть, хотя об этом и не всегда доносили Наполеону, который, будучи воспитан в артиллерийской службе, питал, подобно многим офицерам сей части, род суеверного почтения к пушкам», - писал В.Скотт.

Мог ли английский романист предположить, что именно эти несколько строчек из его огромного, в 14 томов, труда, изданного в Петербурге в 1835 году, вызовут у русских читателей наибольший интерес.

Было ещё одно упоминание о сим действии – участника наполеоновского похода, очевидца графа Сегюра, который отмечал в своих мемуарах: «Нам пришлось бросить в Семлевское озеро вывезенную из Москвы добычу: пушки, старинное оружие, украшение Кремля и Крест Ивана Великого. Трофеи стали нас тяготить».

Первым человеком, который обратил внимание на информацию о спрятанных награбленных драгоценностях, стал участник войны с Наполеоном, писатель и в дальнейшем губернатор Смоленской губернии, Николай Иванович Хмельницкий. В 1835 году ему в руки попадает книга В.Скотта. Зная из характеристики английского писателя то, что он при написании своих произведений не оперирует направо и налево непроверенными фактами, Н.И.Хмельницкий, поверив объективности информации, задался целью во что бы то ни стало найти «наполеонов обоз».

И в один прекрасный день он отправился в Вяземский уезд к Семлевскому озеру, которое лежит в двух километрах от села Семлёво. Надо сказать, что село и озеро соединяла неплохая дорога, по которой французский обоз мог свободно подойти к самой воде – так, вероятно, думал смоленский губернатор. Ну, а сегодня ясно, что это была его ошибка, которая увлекла, скорее всего, и всех других последующих искателей наполеоновского клада.

Хмельницкий обозрел местность, порасспросил местных жителей и утвердился в мысли, что клад находится именно здесь, на дне озера. Данный вывод был сделан ещё и на основе косвенного указания на него, что местный помещик Бирюков нашел на своих полях 40 лафетов от французских пушек.

Возвратившись из Семлево, Хмельницкий по секрету сообщил о своих предположениях и задачах управляющему строительством шоссе Смоленск – Москва Христиану Фёдоровичу Шванебаху. Для справки (чтобы понимать, что Хмельницкий обратился к хорошему специалисту) скажем: Х.Ф. Шванебах родился в 1763г. в Австрии; в российскую военную службу вступил кадетом в мае 1776г. в Артиллерийский кадетский корпус; дослужился, принимая участие в различных войнах, до генерал-майора; Высочайшим указом Правительствующему Сенату от 28 февраля 1812 года Христиан Фёдорович Шванебах был назначен вице-директором Инженерного департамента, с ноября также был исполняющим дела генерал-инспектора Инженерного корпуса; с должности вице-директора уволен 19 июня 1815 года с причислением к Главному штабу; окончательно вышел в отставку в 1818 году.

Н.И.Хмельницкий просил военного инженера осмотреть озеро и выяснить, «не окажется ли невдалеке от берега признаков брошенных в сие озеро металлических тяжестей». Конечно, просьба губернатора жутко взволновала инженера. Не теряя времени, он принялся за работу, - кому не хочется вытащить награбленные сокровища французского узурпатора, к тому же, более вероятно то, что Шванебах не сомневался в нахождении клада в озере – так убедительны были доводы Хмельницкого.

Вскоре Шванебах дал губернатору полный отчёт о проделанной работе в Семлевском озере: в 25-ти саженях от берега обнаружена груда предметов неправильной формы. В озеро был опущен на верёвке груз, ударяя которым о груду, инженер вроде бы слышал звук, похожий на удары о металл. Далее в воду опустили двухпудовую гирю с привязанным к ней рашпилем. Когда гирю подняли, то на рашпиле остались медные опилки.

Н.И.Хмельницкий, на душевном подъёме, сообщил о своих предположениях в Петербург, откуда прибыл посланник – Василий Филиппович Четвериков, инженер-полковник Корпуса инженеров путей сообщения. Шёл январь 1836 г., в озере разбили лёд, сделали запруду и откачали воду там, где лежала таинственная «груда». Команда Четверикова работала двадцать дней на ветру, в крещенские морозы. Но, увы! На дне нашли не обоз, а «груду» камней, вернее, два камня: один очень большой, другой поменьше.

К несчастью, очень дорого пришлось ответить Н.И.Хмельницкому за безрезультатные поиски! Два года спустя его обвинили в растрате казённых денег при строительстве дороги Смоленск – Москва, и он был заключён в Петропавловскую крепость.

Кстати, Н.И.Хмельницкий достаточно потрудился на благо Смоленской губернии, он был прогрессивным руководителем, но о его чиновничьей деятельности сейчас разговор не совсем уместен – это отдельная интересная история.

На свободу Хмельницкий вышел через пять лет, весь седой, полуослепший, совершенно больной. Естественно, при всём своём сильном желании найти злосчастный клад Наполеона, он никаких поисков уже не предпринимал. Однако последователи этого по-сумасшедшему затягивающего дела нашлись. Правда, не сразу.

Прошло более сорока лет. И кладом Наполеона заинтересовался богатый помещик Александр Иванович Шагаров. Он построил деревянную открытую сверху и снизу коробку – некий сруб – и спустил его в озеро. Сруб позволял осматривать озерное дно участок за участком. Но и Шагарову не удалось отыскать клад!

На долгие годы история с сокровищами Наполеона и их погребением на дне Семлевского озера была вроде как забыта. Но пока не найден клад, вокруг него волнами - то утихая, то вновь накатывая, – будет и будет вспыхивать ажиотаж. Такая волна новоявленного интереса поднялась в середине 20-го в. История повторилась: москвичу Юрию Богомолову попала в руки книга Вальтера Скотта! Юрий Анатольевич обратился в газету «Комсомольская правда» с предложением начать новые поиски «наполеонова обоза».

В начале 1960г. корреспондент «Комсомольской правды» Ярослав Кириллович Голованов и взвод сапёров приехали в село Семлево. Ребята решили, что обоз надо искать по берегу озера в тех местах, что расположены ближе к дороге, т.к. за полтора века озеро сильно уменьшилось в размерах: там, где раньше была вода, теперь берег или трясина, и сокровища, сброшенные некогда в воду, могут оказаться под землей на теперешнем берегу.

Целый месяц сапёры исследовали берег озера. Но их приборы молчали. Один раз, правда, нашли обломок старого плуга. Интерес и ажиотаж вскипал всё более и более: не может быть, чтобы клада не было! Был! В озеро, только в озеро скинули его французы, не иначе! А куда еще???!

На Семлевское озеро зимой приехали ученые, специалисты из НИИ Гидрологии, и провели химический анализ озерной воды. Оказалось, что в ней содержание золота, серебра, меди, олова и цинка раз в десять выше, чем в местных колодцах! И что примечательно, содержание разных металлов в разных местах озера – разное! Откуда же попало туда золото и серебро?!

В феврале 1979 г. в Семлево прибыла мощная комплексная экспедиция под руководством одного ученого из Московского института стали и сплавов, к тому же подводного археолога, мастера спорта международного класса, инструктора CMAS, обучившего подводному плаванию более 1500 человек, - Станислава Станиславовича Прапора.

Справка: CMAS - Всемирная конфедерация подводной деятельности (фр.: Conf;d;ration Mondiale des Activit;s Subaquatiques); CMAS - это международная организация, объединяющая национальные федерации подводного спорта и дайвинга; CMAS является общепризнанной международной организацией, отвечающей за деятельность в сфере подводного спорта; CMAS имеет координирующую функцию в сфере рекреационного дайвинга и подводного туризма.

К озеру протянули линию электропередачи, подключили грунтосос для откачивания ила. Сегодня Семлевское озеро не такое большое, как столетия назад, его длина 300м, а ширина 100м. Но глубокое: в районе поисков клада - 20 м, половина приходится на донный ил. Работа кипела практически безостановочно день и ночь. Под ледяную воду уходили аквалангисты, химики проводили анализ воды и растений, геологи бурили дно, надеясь напасть на твёрдые предметы. А летом приехали на озеро инженеры из Таганрога, которые привезли особо чувствительный гидроакустический локатор. Две недели плавали эти гидроакустики по озеру на плоту, прощупывая своим локатором дно молчащего озера.

Ничего!!!

Кстати, в одном из своих интервью С.С.Прапор, подробно рассказывая о семлевской экспедиции, смеялся: «Это была целая эпопея, но эта авантюра имела под собой корни, обоз искали многие. Мы начали собирать документы, работали в архивах. Нашли старую карту, и очень интересные бумаги попадались. Например, группа французских военных обратилась к Александру II с прошением разрешить подъем ценностей на озере Семлево, на что он ответил коротко: «Когда-нибудь достанем сами». Этот документ и сейчас хранится в Ленинке. Что интересно – все изученные документы указывают на одно и то же место».

Одно и то же место! Которое исходили вдоль и поперек! И ничего!

На этом снова прекратились поползновения желающих обнаружить исчезнувший "наполеонов обоз", ставший с течением времени вековой загадкой-тайной.

И вот сейчас - ВНИМАНИЕ! (ведь, может быть, кто-то и не знает вовсе!) - самое удивительно-интересное, хотя, в общем-то, и не настолько неожиданное для нашего времени! Интернет-журналист Валентин Дегтярёв, увлекающийся поиском различных артефактов, поместил в одной из своих статей сведения следующего порядка (если вы с ними не ознакомлены и для вас они своеобразное открытие, то ознакомьтесь из данного краткого пересказа).

Дело в том, что в Семлёво не одно, а ДВА озера! То озеро, которое так тщательно обыскали, находится в стороне от старой дороги на 1,5 км! Второе же озеро расположено внутри территории самого посёлка! Вероятно, в 1812г. оно было на ОКРАИНЕ села, прямо рядом с трактом. И упоминаний о нем вовсе нет. Предположительно, оно одного возраста с первым озером и в 1812 году уже существовало. Тогда получается, что отступающие французы сбросили обоз именно в него, в ОЗЕРО-2! У них не было времени, топили обоз они в спешке, потому что спасали свои жизни – им было уже не до золота! Французы сбросили повозки по прямому пути своего следования, и, скорее всего, на их картах именно это, ВТОРОЕ, озеро обозначалось как Семлёвское (тогда как в современное время Семлёвским называлось первое!)

В середине прошлого века невозможно было иметь в свободном доступе четкие снимки со спутника, а сейчас, в 21-ом в. мы можем на них посмотреть. В архиве сайта Google Earth есть снимки, сделанные весной 2016 года. По определённым координатам (цифры сейчас не суть) видно, что в воде ОЗЕРА-2 лежит довольно большой предмет Г-образной формы, на большой глубине, занесённый илом. Предмет находится в шести метрах от берега! Если исследователь прав, то это и есть тот самый обоз, который просто бросили, без всяких там предварительных специальных прятаний. Просто бросили. Все телеги покрыты илом, но со своего места обоз никуда не делся!Посмотрите на снимок со спутника, помещённый перед статьей!

Может, уже есть те кладоискатели, которые однажды поднимут украденные французским грабителем русские драгоценности, и сбудутся слова Александра-II ?!

Пусть откроется, наконец, тайна «наполеонова обоза»!

2021г.