4. 1 Магическое Я и окружающий мир

Лариса Болотова
              Каким образом сознание младенца входит в физический мир? Через подражание взрослым.

              Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

(стр.95) «Задача приобретения идентичности особенно важна для человеческих существ, поскольку их реакция и ориентация не полностью определяются инстинктами. Поэтому мы можем говорить о психологическом зазоре, который должен быть заполнен постоянным поиском идентичности.

В период, когда доминирует оральное либидо, идентификация происходит через интроекцию первичных объектов, а ребёнок – это то, что с чем он слился, что он поместил в себя. На нарциссической стадии его либидо центрируется на поверхности его тела; он создаёт образ себя, осознавая свою периферию. На анальной стадии ребёнок идентифицирует себя с тем, что производит на свет, то есть он проецирует себя вовне, делает себя объектом и идентифицируется с объектом, который создал».

                Допустим, что всё это так и есть. Но почему он так мыслит? Он осознаёт, что у него есть тело, то есть он отделил себя от окружающего мира. Каким он осознаёт своё тело? Почему такая сложная проекция своего тела? У тела есть вход и выход, оно требует энергии пищи. Возможно ли другое строение тела? Действительно ли такое сложное у нас тело или мы сами его усложняем по мере его изучения? Хочу заметить, что у младенцев нет талии, а шея едва видна, то есть отсутствует разделение на три части: голова, туловище, живот. Где голова область духа, туловище область души, живот область физического тела. Для духа (сознания) нужны мысли, для души чувства и желания, для физического тела питание и воспроизведение.

«Существует два основных типа проекции: одну можно назвать первичной или самоутверждающей проекцией, а другую мы можем назвать расщепляющей проекцией. Благодаря первой ребёнок успешно идентифицирует себя с продуктами, которые он производит, тогда, как другая  служит отрицанию такой идентификации с объектом. Во втором случае ребёнок будет отделять себя от своего экстернализированного «Я», и окажется, что спроецированный объект обладает своей жизнью, независимой и не связанной с «Я»».

                От чего зависит то, что выберет ребёнок?

«Доминирующие импульсы орального либидо соотносятся с поглощением внешних объектов, а главный импульс анального – с экстернализацией того, что внутри. Когда большая часть либидо переходит к анальным функциям, ребёнок начинает осознавать ощущения удовольствия, связанные с дефекацией, и интересоваться анальными продуктами».

                Всегда ли это так? А если ребёнок ощущает боль при этом процессе? То об каком удовольствии может идти речь? Хотя, может ли он уже чувствовать боль?  Как возникает чувство боли? Если он получает удовольствие, то  от чего? От того, что он освободился от ненужной энергии или от самого процесса?

«Если любовь и доверие к матери установились, ребёнок будет приносить ей в дар свои продукты как очень интимную и дорогую часть самого себя. Большинство матерей инстинктивно будут восторгаться и восхищаться дарами, которые преподносит им ребёнок. Либидо, которое вначале было воплощено в молоке, получаемом от матери, теперь воплощается, материализуется в фекалиях, и ребёнок чувствует, что его идентичность подтверждается, когда он представляет их матери и она их принимает; он ожидает от неё, что она будет рада его подаркам».

                Не много ли чести фекалиям? Энергия (либидо), которая локализуется в фекалиях, не является энергией, воплощённой в молоке. Можно сказать, что это ненужная энергия, которую необходимо вывести из организма. Конечно, мать будет рада, когда ребёнок освобождается от этой энергии.

«Несомненно, в современном  человеческом обществе существует табу на контакт с фекалиями; в отличие от предков человека, обезьян, которые будучи вегетарианцами часто дотрагиваются до своих фекалий и берут их в рот – как это мечтает сделать ребёнок, - человек будучи плотоядным животным, считает фекалии ядовитыми и вредными для здоровья».

                Можно по-другому объяснить это желание ребёнка: как возврат своей утраченной части.

«Восхищение ребёнка  своими продуктами и его стремление взять их в руки и интроецировать, обычно вызывает реакцию острого недовольства и угрозы наказания со стороны родителей. Как результат, восхищающие и приносящие удовольствия анальные ощущения станут казаться ребёнку опасными и пугающими – хороший продукт, представляющий нарциссическое Эго, делается грязным, неприличным и плохим, и магическое очарование превращается в отвращение.

Осязательные свойства фекалия – влажность и липкость, - вначале ассоциируются с грязью, глиной и пластилином, и какое-то время эти свойства не являются неприятными для ребёнка. По мере того как табу и последующие представления о чистоте становятся всё более важными, грязь так же облагается запретами. Материалы, которые из-за своей влажности, липкости и цвета оставляют следы на теле и одежде, начинают воспринимать с презрением, и их избегают как вещей грязных. Символ грязи теперь вынужден подвергаться дальнейшему искажению, можно сказать, обезвоживанию. Ребёнок начинает интересоваться песком, субстанцией такого же цвета как земля, но более чистой и сухой. Инстинктивная радость ребёнка от того, что он возится и копается в песке и строит из него какие-то формы, в дальнейшем одобряется взрослыми, которых устраивает, что их ребёнок часами играет с песком, и они дают этой игре разумные обоснования, объявляя её здоровым и полезным занятием.

Однако песок и пластилин остаются не более чем символами фекалий, выражаясь простыми словами это дезодорированная и обезвоженная грязь.

                Прав ли автор? Так думает и рассуждает ребёнок или взрослый?

«Символические представления (часто похожие на то, что мы называем абстрактным искусством) уступают дорогу подражательной активности, и дети создают замки, горы и аллеи, или легковые автомобили, или продукты питания, такие как пироги, булочки и т.д. Интересно отметить, что, выстроив замки на берегу моря, дети с замирающим дыханием наблюдают как набегающие волны постепенно поглощают их реалистичные памятники, вновь превращая их в мокрую грязь, которая с самого начала обеспечивала мотивацию для игры».

                Смотреть на набегающие волны любят   не только дети, но и взрослые. Не является ли это тоской по утраченному безконечному и безпредельному?

«Восхищение детей представляет собой восстановление подавленной первичности материи; примитивные побуждения сокрушают сублимированную активность, Ид прорывается сквозь защитный барьер Эго.

Развитие чувствительности к чистоте постепенно делает даже песок неприемлемым   для ребёнка, и начинается «детский каменный век»; на более высокой стадии замещения ребёнок начинает собирать камушки и кальку. Материалы, представляющие такие свойства, как цвет, влажность и мягкость, замещаются материалами, которые отличаются отсутствием запаха, сухостью и твёрдостью.

Камни, как «чистые объекты», очень удобно складывать в кучу, и они символизируют в таком виде кучу фекалий, от которых ребёнок получает большое удовольствие. Ребёнок чувствует, как  его внутреннее «Я», его  сущность проявляется в его фекалиях, а камни, которые он собирает и складывает в кучу, представляют для него магию его души, заявившей о себе в действительности. Камни кроме того противостоят разрушению, и вскоре они становятся символом постоянства и вечной жизни. Время никуда не движется в каменных скульптурах, окаменевшие души обретают безсмертие. Рождение и смерть, пропасть между поколениями стирается этими символами вечной жизни, и они вскоре начинают представлять не только души тех, кто их создал, но души предков, существующие в безвременье и вечности. Время стирается, прошлое превращается в настоящее, и вечная жизнь становится реальностью».

Произведения пророков, будь то Исайя или Марка, надёжно хранятся в древних книгах, которые несут в себе силу и авторитет магических слов, занесённых на камень».

                Когда-то я написала статью, о магии слов. Суть её в том, что смысл произведения порой скрывается не в самом тексте, а в сочетании слов, из которых состоит текст. Таким образом, передаются тайные знания. Порой сам автор не знает об этом. Конечно, куча камней не символизирует кучу фекалия. А что она символизирует? Возвращённое, преобразованное единство. Как понять? Вначале было Единое, Безсознательное,  оно могло распадаться на части  и создавать множество, которое могло общаться между собой в физическом мире, приобретя самосознание. Мир этот настолько являлся сложным, что чтобы вернуться к своему Истоку каждой единице множества необходимо очиститься от этой сложности. Так возникли множества миров, через которые должен пройти человек, чтобы вернуться к своему Истоку, став в совокупности своей единым сверхсознанием. Пока так.