Конкурсы

Зюлёв Леонтий Михайлович
       Почему-то не воспел эту тему раньше. Несколько раз писал короткие миньки о разных конкурсах. Видно пришла пора систематизировать впечатления.

                Часть первая

      Почему люди придумали соревнования в среде казалось бы никаким образом не ранжируемой. Да и каким образом можно сравнить произведения двух хотя бы авторов? Сдаётся мне никаким. Единственный способ это издать и посмотреть, как продаётся книга. Но, но тут возникает сразу ряд сложностей. Возможно найдётся издатель. Однако, у одного автора эпохальный роман, у другого сборник коротких рассказов, объём написанного разный. Опять же продажи в основном сейчас зависят от рекламы, как рекламировать? Нет путь с изданием явно тупиковый, никакой объективности. Как тогда сравнивать авторов и раздавать им какие-то презенты. Вывод сам собой напрашивается, а никак! И все конкурсы по сути вещь и необъективная, и предвзятая, а раз так, то ничего они по-большому счёту не стоят. Ни участие в них, ни победы.
      Тем не менее литературный мир кишит конкурсами от Нобелевской премии и Букера, до совсем уж дворовых в захудалых соцсетях и домах культуры. Есть тяга у людей и ранжировать и присваивать места, и главное, участвовать в заведомо глупейшем действе. Но я как всегда отвлекаюсь, конкурсы есть и поговорить хотелось именно о существующих. Итак:   
      
                Конкурсы мирового уровня

       Их немного, поэтому для примера возьму Нобелевскую премию по литературе - наиболее известный и наиболее значимый в литературном мире конкурс. Вопросов о его проведении возникает гораздо больше чем хотелось бы и в последнее время конкурс теряет свою значимость стремительно. Главный вопрос, каким образом попадают те или иные авторы в поле зрения Нобелевского комитета по литературе. Если до недавнего времени победа присуждалась авторам худо ли бедно известным в мире, то последние премии стали раздаваться неприкрыто в шкурных интересах, что резко пошатнуло статус и самого конкурса, и его награды. Да и в былые времена трудно было не заподозрить комитет в предвзятости. Скажем диссиденту Бунину премию дали, а диссиденту Набокову, пишущему гораздо лучше Бунина - нет. К чему это я? Да к тому, что на самом высоком уровне литературного Олимпа необъективность, вкусовщина и политическая ангажированность. Кто-то всерьёз поверит, что Светлана Алексиевич - литератор? Да я вас умоляю?! Премию дали за борьбу Светы с Лукашенко он на Западе - диктатор, а она борец с его режимом, вся причина на виду. Солженицын литератор? Да его прочитать, надо себя изнасиловать, но, но написал обличение сталинскому режиму! Герой, однозначно, как не наградить?!  Однако спустимся ниже.

                Российские литературные конкурсы

        Однажды я наткнулся в Сети на одного паренька, который проделав колоссальную работу, попытался систематизировать все(!!!) Российские литературные конкурсы. Работа получилась агромадная, интересная и пожалуй ... бессмысленная. Перечень конкурсов и мест их проведения впечатлял, но, но авторы, как правило, выбирают для себя несколько наиболее значимых и остальные для них просто не существуют, так уж мы устроены.
      Я подразделю литературные конкурсы России по нескольким признакам и напишу о каждой из категорий немного слов, иначе читатель утомится, а у меня пальцы устанут и мозги вскипят. Итак:
     В основу классификация я положу парочку признаков их комбинации и охватят весь сектор конкурсов проводимых в России. Первым из них станет обширность охвата конкурсом населения. Вторым способ его проведения. Пожалуй на этом и всё, не увязнуть бы и тут.
      Охват писательской аудитории может быть только двояким:
      1. международным
      2. внутрироссийским
      Способ проведения варьируется несколько шире и встречается следующих видов:
      1. в реале
      2. реально - виртуальный
      3. виртуально - реальный
      4. виртуальный.
      На этом я и заострюсь.

      1. Международные конкурсы

      Могут проводиться всеми четырьмя способами. Имеют более высокий статус, нежели чисто российские, но, но их организация, особенно в реале, сопряжена с массой трудностей и затрат, и я сходу пожалуй ни одного такого конкурса и не вспомню. Всё равно на некоторых этапах организаторам приходится подключать виртуал. Можно бы наверно считать таким конкурсом очень престижный Русский Букер, но он благополучно закончился в 2017 году, оставив лазейку для последующего возрождения. Конкурс этот довольно мутный, просуществовавший недолго. И номинация в него, и работа комитета конкурса несильно афишировались. В конкурсе принимало участие очень ограниченное число изданных за текущий год конкурса романов. Судило их компетентное, состоящее из профессионалов жюри и объявляло победителя. Читатель, положа руку на сердце, ответь мне, ты сможешь сходу назвать хоть одного победителя Русского Букера, я нет.

      2. Внутрироссийские конкурсы

      Тут я тоже затрудняюсь назвать реально проводимый конкурс без привлечения интернета. Такие попытки делались несколькими издательствами и однажды я получал приглашение поучаствовать в таком конкурсе, но оно пришло как раз через Интернет. Суть его такова. За чисто символическую плату издательство печатает книгу автора небольшого объёма, причём объём обязателен для всех участников, а потом изданные небольшими тиражами эти произведения судит редакционное жюри и (или) читатели. Награждение победителей производится в реале и реальными премиями. На основе произведений победителей издаётся сборник работ. Часть тиража которого рассылается затем победителям. Посмотрев сроки проведения конкурса, а это год, я от затеи отказался.
      На этом пожалуй можно и закончить вторую часть моего повествования.
      Да Литературные конкурсы есть и международные и чисто российские есть во всех четырёх способах проведения, но проводимые в реале большая редкость, поэтому далее заострять внимание на них не считаю целесообразным. Конечно для писателя эти конкурсы наиболее престижны, но участие в них хлопотное дело и протяжённое по времени, выбор за автором. Найти их в Сети несложно.

       Конкурсы с привлечением интернета.

        Наиболее распространены по одной основной причине. Становится ненужной возня с рукописями. Работы принимаются от авторов в электронном виде. Что дальше происходит можно подразделить на три категории о которых я уже сказал в части 2

       2. Реально-виртуальные конкурсы

       Выделены мной в отдельную категорию по одной причине - большая часть конкурсной возни происходит в реале. Основная церемония награждения победителей и посленаградная возня с изданием книг авторов-победителей так же сопряжена с издательской деятельностью. Это реальная работа людей: с зарплатами, ожиданием выхода книг, их распространением, рекламой и прочими атрибутами издания. Осуществить её в виртуале невозможно. Виртуально-реальным же конкурс я называю потому, что в виртуале происходит меньшая часть событий конкурса.
      Наиболее ярким и запомнившимся пользователям Проза.ру представителем этих конкурсов стал "Народный писатель" благополучно почивший по нескольким причинам главной из которых стали сляпанные на коленке правила проведения. Авторство которых так и осталось покрыто тайной, как и некоторые другие его моменты. Почему я выделяю из всех конкурсов организуемых администрацией Прозы "Нарпис"? Да лишь потому, что он был единственным бесплатным. Возможно затраты на него и привели к его закрытию. Остальные конкурсы сайта - платные и по-большому счёту конкурсами не являются. Об этом хорошо сказал один "победитель" "Писателя года":
     - Я заплатил за участие двести тысяч рублей. Найдись заплативший на один рубль, победил бы он.
     То есть конкурс где победа покупается, конкурсом не является никоим каком. Это соревнование кошельков, а никак не писательских талантов, что и видно по посредственным работам участников. Сообщения о них изредка мелькают в резюме отдельных авторов. С таких страниц я мгновенно ухожу.
     Вернёмся, однако, к "Нарпису" Суть конкурса проста и он мог бы занять подобающее место в ряду литературных конкурсов, но организаторы нарушили два правила которым должен следовать любой конкурс. Прозрачность проведения и второе, невозможность влиять на результаты ни на одном из этапов конкурса. Каюсь одной хорошей женщине я помог стать призёром "Нарписа", воспользовавшись накруткой ей голосов.
      Проводился "Нарпис" в три этапа:
      Первый - выдвижение работ каждый месяц и отбор в финал, набравших наибольшее число голосов читателей в виртуале.
      Второй - составление списка финалистов и работа жюри, и народное голосование также в виртуале.
      Третий - церемония награждения и издание авторских книг небольшого формата небольшими тиражами, в реале.
      В принципе все Реально-виртуальные конкурсы проводятся именно так с разными непринципиальными вариациями. Участвовать или нет в них дело вкуса. Однако нужно учитывать две вещи:
     1. В большинстве призы значимы, а потому раздаются жюри своим протеже. Другой хорошей знакомой занявшей второе место председатель жюри сказал прямо:
- Ваша повесть на голову выше победителя... но я ему обещал первое место.
     2. Победить в конкурсе новичку - невозможно, но, но занять призовое место вполне реально.
      Так что надежда на дивиденды, пусть и призрачная - есть. Сам я не раз участвовал в таких конкурсах с уклоном в научную фантастику. В одном таком конкурсе побеждала всё время (лет восемь подряд) одна тётка-авторша. Попытка найти её шедевры-победители ни к чему не привела. Естественно после пары-тройки попыток участия интерес пропал.

       3. Виртуально-реальные конкурсы

       Можно бы верно не писать о них отдельно. Грань между ними и предыдущими весьма условна, но отличие есть. Виртуально-реальные конкурсы проводятся только в Сети. Номинации, работа жюри, присуждение призовых мест и прочее смещено в виртуал целиком и только последний этап реален и осязаем для автора.
       Примером может служить конкурс проводимый журналом "Химия и жизнь" на площадке сайта Самиздат. Весь антураж конкурса смещён в виртуал и только после его окончания работа автора-победителя печатается в журнале. Никаких церемоний награждения, раздачи призов, ответных слов номинантов и победителей нет.
        Организаторам удобно всю работу делает горстка энтузиастов сайта. Престиж конкурса довольно высок, журнал общероссийский. Однако, его целевая аудитория отнюдь не литераторы и скучнейшие научные работы просто разбавляются научно-фантастическими рассказами в каждом номере.
       Пример показателен и заразителен, и перекочевал в виртуал из времён СССРа, когда в совсем нелитературных изданиях несколько страниц занимали литературные произведения.
       Для авторов такие конкурсы замечательны тем, что работы отбираются  жёстко, протекционизм безусловно присутствует, но он минимален. Билиберду публиковать никто не станет. Профессиональны в таких изданиях корректура и редактура, что на руку авторам.
       Самым большим минусом конкурса является одно единственное призовое место и публикация одного произведения. Однако, журналы практикующие такое, выходят шесть-двенадцать раз в год, конкурсы скоротечны и надежда стать победителем вполне реальна.
       Пожалуй больше добавить к сказанному и нечего. Разве что удовлетворение работой жюри, которая прозрачна и участники жюри часто комментируют свои оценки или пишут небольшие разборы произведений, что способствует росту мастерства авторов. Ещё одно немаловажное достоинство таких конкурсов - бесплатность.

         4. Виртуальные конкурсы

       Полностью от начала до конца конкурс проводится в Сети. Награды победителям - виртуальные в виде: дипломов, которые можно распечатать на принтере и похвастать перед... Внутрисайтовских денег, которые можно потратить на пиар. Иногда и издания в виртуальных же сборниках и книгах, распространяемых в виртуальном же пространстве. Значимых дивидендов для авторов практически нет, сколь бы громкое название конкурс не носил и какая бы читательская аудитория в нём не была задействована. Однако, ни один литературный сайт без таких конкурсов не обходится.
      Стоит ли участвовать в подобных действах? Ответ каждый найдёт сам.
      Много раз становился участником подобных мероприятий и могу сказать, что положительный эффект от них налицо. Участие в любом подобном конкурсе, на сайтах с традициями, стимулирует автора к работе над текстом и мгновенно ставит его на место, которое вряд ли он узнает, никогда не попробовав себя на этом поприще.
     Никакие похваляшки, бессмысленные выкрики-рецензии ничего не стоят в таких конкурсах. Возомнил себя писателем, а рассказ или новелла просто не прошли преноминацию или вылетели в мусор в первом же туре. Или будешь работать над собой, или поймёшь, чего ты стоишь, как автор.
     Основной недостаток таких конкурсов, впрочем это родимое пятно их всех, это протекционизм. Да можно победить, но, но в большинстве случаев организаторы оставляют себе лазейки, чтоб протащить своих и иногда заведомо дрянные работы побеждают. Но всё таки это скорее исключение, чем правило. Особенно ценны в таких конкурсах призы читательской симпатии, их получают за действительно сильные работы. Жаль не во всех конкурсах они есть.

       Местечковые конкурсы. Не упомянул бы, но растут как грибы-поганки
      
       Не могу оставить в стороне и новое явление на многих литературных сайтах. Возможность предоставляемая их администрацией, организовать и провести конкурс отдельным пользователям сайтов. От участия в таких вещах предостерегаю категорически. Такие конкурсы ничего не дают авторам для роста мастерства и развития таланта, скорее наоборот. Призы в них смехотворны. Темы высосаны из пальца. Проведение ниже критики. А полученное звание лауреата скажем недельного конкурса Имярек - просто смешно. В конкурсах царит атмосфера самолюбования и самопиара организатора. Дивиденды он стрижёт для себя, если можно считать дивидендами торчание в рейтингах, да накручиваемую статистику. Ни участие, ни победы в таких конкурсах уважения не вызывают, а принцип "ты мне я тебе" расцветает махровым цветом. Расхваливаются бездарнейшие работы, места присуждаются "своим". Никакой объективностью оценок и не пахнет, да и организуют подобную ерунду людишки мелкие и тщеславные, без литературного образования, зачастую просто малограмотные.

        Подведу черту. Хочешь для себя творческого роста и развития - участие во всевозможных конкурсах - ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Оно покажет чего ты стоишь на самом деле, как автор и твоё место под солнцем. Но, но для этого нужно чтоб выполнялись несколько условий:

      1. Значимость конкурса где бы и кем он не проводился.
      2. Прозрачность правил и их неукоснительно исполнение всеми участниками.
      3. Невозможность влияния на результаты - обязательное условие.

          На этом пожалуй моё эссе можно и закончить