Премия

Вера Корнилова
Турбины самолёта по-звериному взвыли, словно пытались сорваться с крыльев и самостоятельно устремиться в синее бездонное небо. Большая серебристая машина вздрогнула и стала медленно катиться по взлётной полосе, с каждой секундой набирая необходимую для взлёта скорость. У пассажиров на какой-то момент заложило уши.
Виктория почувствовала, как самолёт, словно оттолкнувшись от невидимой глазу преграды, оторвался от земли. Она взглянула в иллюминатор. Внизу простирались заснеженные пики Альпийских гор, темнели зеленые луга, по которым перемещались стада коров и овец.
Женщина закрыла глаза. Перед ней, словно в документальном фильме, поплыли кадры её знакомства с Виктором Большаковым, известным российским писателем. Два года назад она, по заданию областной редакции газеты «Вечерние новости», приехала в областной Союз писателей, чтобы написать очерк о лауреате литературной премии.
… Небольшой актовый зал, в котором проходило заседание правления Союза писателей, был переполнен. Несмотря на открытые настежь окна, в помещении было душно. Все ждали решения экспертной комиссии, которая заседала в соседней комнате. Вдруг стало тихо, все замерли, услышав лёгкий щелчок замка открываемой двери. В зал вошёл председатель областного правления Союза писателей. Он неторопливо прошел мимо писателей и поэтов. Остановившись около стола, он вскрыл конверт и с улыбкой посмотрел на сосредоточенные лица присутствующих. В зале стало тихо. Было хорошо слышно как за окном прозвенел трамвай. Развернув сложенный лист, он громко произнес:
— Товарищи! Согласно решению экспертной комиссии, лауреатом литературной премии стал автор под номером два. Этим человеком является наш известный писатель Виктор Большаков. Его роман «Буря в стакане» покорил всех членов комиссии. Писателя Большакова вы все хорошо знаете, его остросюжетные детективы вот уже несколько последних лет издаются в различных издательствах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.
Председатель сделал паузу, выпив глоток воды из стоявшего на столе стакана, и продолжил:
— Я рад поздравить его с большой и заслуженной победой в этом конкурсе.
Председатель посмотрел в сторону женщины, которая сидела за столом.
— Анна Николаевна! Попрошу вас подготовить все необходимые документы и направить их в областное управление культуры.
Все дружно захлопали в ладоши. Большаков, молча, наблюдал за всем происходящим в зале. Он не скрывал своей радости, и поэтому улыбка не сходила с его лица. Ему было лет шестьдесят, но выглядел он довольно моложаво, его военная выправка, безукоризненный светлый костюм, делали его похожим на известного американского киноактера.
Большаков поднялся со стула и поднял руку. Все притихли.
— Друзья! Спасибо вам всем, кто желал мне победы в этом конкурсе. Особо благодарю членов экспертной комиссии и, конечно, нашего председателя за проведение столь объективного конкурса. И ещё, в день вручения премии я приглашаю вас отметить это событие в ресторане «Белая берёза». Угощение за мой счёт!
Когда собравшиеся коллеги стали расходиться, обсуждая результаты конкурса, Виктория подошла к Большакову.
— Здравствуйте, Виктор. Я журналист из газеты «Вечерние новости», приехала сюда по заданию редакции, чтобы осветить это культурное событие города и заодно взять у вас интервью. Зовут меня Виктория.
Большаков с интересом посмотрел на женщину. Опытным взглядом он моментально определил её возраст, отметив про себя, как эффектно она выглядела. У женщины были большие голубые глаза, чувственные губы, ухоженные роскошные русые волосы, уложенные в какую-то замысловатую причёску. Его пристальный взгляд смутил ее. На щеках журналистки появился легкий румянец.
— Не могли бы вы уделить мне немного времени? Я хотела бы задать вам несколько вопросов, связанных с вашим творчеством.
— Виктория! Простите меня, ради Бога, как вы смотрите на то, чтобы провести нашу беседу в кафе. Скажу честно, я ужасно хочу есть. Вы согласны?
«А он довольно симпатичный мужчина», — подумала она, рассматривая его.
— Отлично, — произнесла она игриво, — Я согласна совместить приятный разговор с хорошим обедом.
Она вспомнила, что сегодня тоже не успела позавтракать.
Виктор очаровал Викторию во время их общения. Он много говорил, сыпал анекдотами, была прекрасная обстановка, лишенная какой-то натянутости и официальности.
— Простите меня, я все время хочу спросить вас, вы замужем?
По лицу женщины пробежала едва заметная тень, которая не осталась незамеченной им. Она уже год жила одна. Муж её погиб в дорожной аварии, а сын недавно женился и жил отдельно от нее.
— Зачем вы меня спросили об этом? — задала она вопрос.
— Просто мне показалось, что в ваших глазах поселилась какая-то непонятная мне тоска. Такие глаза, как правило, бывают у одиноких женщин.
— А вы очень наблюдательны, Виктор.
— Простите меня, я не хотел вас обидеть. Это издержки моей прежней работы.
В небольшом уютном кафе было не так жарко. Молодой официант принёс меню и, получив заказ, быстро исчез, оставив их наедине. Виктор то и дело бросал свой взгляд на собеседницу, отмечая про себя, как она непринуждённо чувствует себя под его взглядом.
— Вы что так внимательно рассматриваете меня? — неожиданно спросила она.
— Скажите, Виктория, вам кто-нибудь говорил, что вы очень красивы?
— Да. Мне об этом говорил мой покойный муж. Скажите, Виктор, а вы женаты?
— Нет. Мы разошлись около пяти лет назад. Как говорят сейчас, не сошлись характерами. Жене не нравилось, что я слишком много работаю.
Официант молча поставил перед ними фужеры с шампанским.
— Я хочу выпить за вас, — произнес он и улыбнулся.
— А я за вас. Скажите, много было претендентов на премию?
— Около десятка... Давайте выпьем за победу…
Они коснулись фужерами и выпили.
— Виктория, предлагаю продолжить беседу у меня дома, — произнёс он с робкой надеждой на согласие.
Дама задумалась.
— Хорошо, — неожиданно для него, ответила она. — Поехали…
Через полчаса они уже были дома у Виктора. Он поставил на журнальный столик вазу с фруктами и разлил в рюмки коньяк.
— Предлагаю выпить за прекрасный вечер, который вы подарили мне, — произнёс он. — Вы не поверите, но я так рад этой встрече.
— За вас, — добавила Виктория.
Виктор встал из-за стола и подошел к ней. Он моментально ощутил нежный запах духов, от которого у него перехватило дыхание. Он крепко обнял её и прижал к себе. Близость женского тела буквально опьянила его. Виктория не сопротивлялась его чувственному порыву. Она погладила рукой по его широкой груди и расстегнула несколько пуговиц на рубашке...
Утром, он проводил женщину до такси.
— Спасибо, Вика, за прекрасную ночь. Не пропадайте. Звоните! Я буду ждать вашего звонка, — произнёс он и протянул ей свою визитку.
— Хорошо, — произнесла она и мило улыбнулась в ответ. — Вот мой рабочий телефон…
Незаметно прошел месяц. Вечером Виктору позвонили из Союза писателей и сообщили, что торжественный вечер по вручению премии будет проходить в областном драматическом театре.
***
Большаков почти не спал в эту ночь. То ли волнение не давало заснуть, то ли сказывались старые «болячки», заработанные им во время службы. Он несколько раз вставал ночью, пил лекарства и лишь только под утро заснул тревожным сном. Он встал очень рано и машинально посмотрел на часы, которые показывали шесть часов утра. Тупая боль за грудиной по-прежнему отдавала в левую руку, не давая ему возможности вздохнуть полной грудью.
«Что со мной происходит? — подумал он. — Ведь сегодня вручение премии, а я вдруг раскис, как кисейная барышня».
Он открыл аптечку и достал лекарства.
— Ничего, ничего, всё пройдёт, — прошептал он, проглотив таблетку.
Запив её водой из гранёного стакана, Виктор подошёл к окну. Там за окном царствовала весна. Яркие краски природы на несколько минут заворожили его своей красотой. Нежный зелёный наряд деревьев радовал взгляд.
— Скоро лето, — подумал он.
Большаков по-особому относился к лету. Рожденный осенью, он всегда чувствовал недостаток природного тепла. За время службы в органах внутренних дел ему не хватало времени на обычный отдых. Трудная и сложная работа в уголовном розыске отнимала много сил и здоровья.
Виктор присел на диван. Сердечная боль не прошла, она усиливалась с каждой минутой. Ему становилось всё тяжелее дышать. Он положил таблетку нитроглицерина под язык и прикрыл глаза, облокотившись на спинку дивана. Он всегда так делал, когда чувствовал боль в сердце.
«Сейчас всё встанет на свои места», — подумал он.
И на этот раз ему помогло лекарство. Когда боль окончательно исчезла, он встал с дивана и открыл платяной шкаф, чтобы выбрать костюм для этого торжественного дня. Рука Виктора скользнула по «афганке», на которой висели его боевые награды. Он сразу вспомнил всех своих боевых друзей из их группы специального назначения «Кобальт», которые так и остались в той опалённой войной земле. Комок подкатил к горлу, перехватив дыхание.
«Где же вы теперь друзья-однополчане, боевые спутники мои», — словно колокольчики прозвучали в голове строки из старой, до боли знакомой ему песни.
Он достал из шкафа светло-серый костюм, остановив свой выбор на нем. Надев рубашку, он стал подбирать галстук. Одевшись, он долго рассматривал своё отражение в зеркале, как будто впервые видел себя со стороны.
— Рано сдаваться! — произнёс Виктор и уверенным шагом, вышел в прихожую.
***
Зрительный зал большого драматического театра был полон. Хрустальные люстры сверкали. Люди, сидевшие в партере, тихо переговаривались между собой. Виктор окинул взглядом зал и направился на своё место.
— Виктор! — прозвучал знакомый женский голос совсем рядом.
Он обернулся и увидел Викторию. Женщина сидела в партере, недалеко от него. Он улыбнулся ей и помахал в ответ рукой. Прозвенел третий звонок и шум в зале моментально затих. Наступила торжественная тишина. Тяжёлые занавесы раздвинулись. Ведущий пригласил на сцену председателя областного Союза писателей. Он, как всегда, говорил долго, не забыв поздравить лауреата литературной премии.
«Сейчас он назовет мою фамилию», — решил Виктор.
Но от волнения Большаков не расслышал последних слов. В какой-то момент он догадался, что должен подняться и выйти на сцену. Он привстал с места, но чья-то рука одёрнула его за полу пиджака.
— Вы куда? Вас не вызывали, — произнёс незнакомый мужчина.
Только сейчас он обратил внимание на молодого человека, который
поднимался по ступеням на сцену.
«Кто это? Почему не я? Что вообще происходит?» — пронеслось у него в голове.
Он быстро нашёл глазами Викторию, на лице которой читалось недоумение. После торжественной части начался концерт. Большаков не стал его смотреть. Он поднялся с места и медленным шагом направился к выходу из зала.
Виктория догнала его в фойе театра.
— Виктор, не переживайте. Всё образуется. Думаю, что произошла какая-то техническая ошибка.
— Вика! За что они со мною так? Выходит, что в нашей жизни всё решает не талант, а связи, — с горечью произнёс он. — Ты знаешь, кого наградили? Это сын крупного областного чиновника.
Она проводила его до дома. Большаков был так расстроен, что не пригласил её в гости, хотя был рад встрече. Поздно вечером ему позвонил заместитель председателя Союза писателей:
— Виктор! Ты прости, пожалуйста, меня, что я тебя не предупредил о том, что правление выдвинуло другого лауреата. Ну, ты, наверное, догадываешься, как всё это делается у нас. Был звонок сверху, который решил всё. Все по закону. Правление вправе выдвигать…
Большаков не дослушал до конца его речь.
— Извините, но я не хочу разговаривать на эту тему, — ответил он.
Он положил трубку на рычаг телефона.
***
Виктория не забывала встречу с Виктором. Она часто вспоминала о нем в холодные зимние вечера.
«Как он там? Почему он мне не звонит? — размышляла она. — Неужели, я у него оказалась женщиной лишь на одну ночь?»
Скоро через друзей она узнала, что он уехал в Австрию по приглашению своего старого друга. Это была неожиданная весть не только для неё, но и для всех его друзей.
Прошёл год, затем другой. Имя Виктора Большакова стало забываться. Он не поддерживал никакой связи со своими бывшими коллегами, не писал им и не звонил.
***
В Инсбрук Виктория прибыла весной в составе туристической группы. Ежедневные экскурсии заполнили её отдых в этом городке. В один из дней она решила после обеда побродить по старым улочкам курортного городка. Пройдя квартал, она случайно наткнулась на небольшой книжный магазин. Её внимание привлекли книги в витрине, с их обложек на неё смотрел Виктор Большаков.
В помещении магазина стояла очередь из молодых людей. Заговорив с одним из них, женщина узнала, что полчаса назад закончилась творческая встреча с писателем. Большаков сидел за журнальным столиком и, не глядя на очередного читателя, размашистым росчерком руки оставлял свой автограф на развороте книги. Она тоже приобрела его книгу и встала в очередь.
— Здравствуй, Виктор! Узнаёшь?
Он вздрогнул и, оторвав свой взгляд от книги, удивлённо посмотрел на стоявшую перед ним женщину.
— Ты, что не узнаёшь меня?
— Постой, постой, конечно, узнаю! Это же ты, Виктория! Откуда ты здесь? Какими судьбами? — обратился он к ней, приподняв очки на лоб. — Как ты меня нашла?
Она улыбнулась.
— Вот приехала подышать горным альпийским воздухом. А если честно, то пыталась разыскать тебя. Ты знаешь, Большаков, я чисто случайно зашла в этот книжный магазин и вдруг — ты. Просто как в сказке.
Он посмотрел на стоявших около стола людей.
— Слушай, Виктория! Я сейчас закончу раздавать автографы и мы с тобой посидим в кафе. Здесь рядом есть хорошее местечко, в котором варят вкусный кофе.
Она, молча, кивнула ему и отошла в сторону. Через минут пять он освободился и они, не торопясь, направились в его любимое заведение. Кафе было небольшим, но по-домашнему уютным. Густой запах кофе буквально висел в воздухе. Они присели за столик и заказали кофе и выпечку.
— Как тебе здесь? — поинтересовалась она у Виктора. — Нравится?
— Нормально. Меня все устраивает. Друг уговорил меня приехать сюда. Он давно обосновался здесь, у него тут много друзей. Сначала я жил у него, а, сейчас уже имею свой небольшой, но собственный дом. Пишу. Главное, что здесь я – востребованный и уважаемый человек, издаюсь, имею довольно приличные гонорары. Короче, на жизнь хватает.
— А как твоё прошлое, не мешает ли оно тебе? Я имею в виду, твою работу в МВД?
— Ты знаешь, нет. Это, наверное, то, что приносит мне особую популярность у здешних читателей.
Женщина улыбнулась и внимательно посмотрела на своего собеседника. Виктор выглядел прекрасно: на нём хорошо сидел модный светлый костюм, в его голосе чувствовалась уверенность за своё будущее. Единственное, что в нем не изменилось, в его характере, это способность радоваться жизни. Вот и сейчас, в его глазах светилась неподдельная радость, которую она однажды уже видела, в первый день их знакомства.
— Слушай Вика! Хочешь посмотреть, как я живу? — спросил он её.
— Конечно, хочу! — ответила она. — Мне просто интересно, как живет бывший российский писатель.
Они допили кофе и пешком направились по узкой улице старого города.
— Вот и пришли, — произнес Большаков и рукой указал на небольшой дом, который, словно стесняясь человеческих взоров, спрятался в густой зелени акаций.
— Что скажешь? — спросил он ее.
— Неплохо. Мне нравится.
Они прошли внутрь дома и сели на мягкий диван. Виктория отметила, что в доме уютно и комфортно, во всём чувствовался вкус хозяина.
— Кстати, где твоя книга? — спросил он её. — Давай, я тебе её подпишу.
Она протянула ему книгу. Он вынул из кармана ручку и быстро подписал её. Положив книгу на стол, он неожиданно для Виктории, крепко обнял её.
— Ты знаешь, я часто вспоминал тебя. Никак не смог забыть тот день нашей встречи. Останься сегодня со мной.
— Извини. Не могу.
— Почему?
— Ты уже забыл, что я из России и приехала сюда не частным визитом, а в составе туристической группы.
Она виновато улыбнулась.
— Когда ты улетаешь?
— Через три часа…. Мне уже нужно идти…. Прости, но так надо.
— Погоди, я сейчас тебя отвезу на своей машине.
Они доехали до гостиницы довольно быстро. Прощаясь с ней, Большаков произнес:
— Приедешь домой, позвони. Номер телефона я записал в книге. Я буду очень ждать твоего звонка. Кстати, передай привет всем моим друзьям. Ты знаешь, вот повстречал тебя и понял, что очень скучаю по родным местам.
Виктория поцеловала его в щёку.
— Дай, Бог, Большаков, еще встретимся! Я на это надеюсь….
В гостинице она быстро уложила вещи в чемодан, и через час туристический автобус уже мчался в аэропорт. Самолёт поднялся в воздух по расписанию.
… Вика сидела в мягком кресле, на её коленях лежала книга. От воспоминаний ее оторвал голос стюардессы.
— Вам яблочный сок или персиковый?
— А можно просто минеральной водички? — спросила её Вика.
— Да, конечно, сейчас я вам принесу, — ответила с улыбкой стюардесса.
Вика открыла книгу Большакова и прочитала надпись на её развороте:
«Виктория! Не бойся перемен в своей жизни! Жизнь — она мудрее нас и расставит всё на свои места!».
— Мадам! Вам плохо? Вот ваша вода….
Она взяла с подноса стакан с водой и посмотрела на стоявшую рядом с ней стюардессу.
— Почему вы решили, что мне плохо?
— У вас на глазах слёзы, мадам.
— Это слёзы радости и счастья, — ответила ей Виктория и улыбнулась. — Спасибо за воду….
Стюардесса посмотрела на неё и, улыбнувшись, направилась дальше в сторону кабины пилотов.