Позывной Рубин. Моргун Андрей

Ирина Горбань
Моргун Андрей Александрович. Позывной «Рубин»

11.02.1976 – 21.08.2016

г. Донецк



- Андрей не был военным, никогда не держал в руках оружия, по состоянию здоровья не служил в армии, но когда по Донецкой земле пошли танки, он сказал друзьям: «Я дома отсиживаться не буду. Я хочу, чтобы вы спали спокойно», - рассказывает Александра Ивановна, мать погибшего защитника Донецкой Народной Республики.
- Мне его очень не хватает. В каждом молодом человеке вижу своего Андрея. Вдруг это он. Вдруг постучит в двери и скажет: «Мама, я вернулся». Я прижму его к груди и тихо заплачу. Скажу, я так долго тебя ждала, сынок.

- Мы жили в Таганроге. Муж, Александр Иванович, окончил радиотехнический институт и работал инженером-конструктором. Там и поженились, в 1976 году родился Андрей. В Донецк переехали в 1981 году. Здесь сын пошел в школу, затем в ПТУ. Получив профессию электросварщика, какое-то время работал по специальности, - рассказывает Александра Ивановна.

Родители Андрея с детства прививали парню любовь к семье, родным, к труду. Как и все, трудились на заводе, домой возвращались поздно. И сегодня Александра Ивановна жалеет о том, что мало уделяла детям внимания – вечная занятость на работе. Это были 90-е годы, когда не платили зарплаты, когда не хватало в магазинах продуктов. Искали работу, где только могли.

Не каждому мальчишке повезло расти и взрослеть с дедом, который прошел Великую Отечественную войну. Андрею повезло. У них с дедом была обоюдная дружба. Мальчик с детства заикался, и поэтому с ним надо было много разговаривать. Дед учил внука всяким хозяйственным премудростям и навыкам. Но больше всего Андрею нравились рассказы о войне. Иван Прокопьевич Моргун прошел всю войну, был направлен в Японию, но в последний момент солдат Красной Армии расформировали и отправили по домам. Умер Иван Прокопьевич, когда Андрею было 15 лет, оставив после себя боевые награды и добрую память и уважение к защитникам Родины.

Имя двоюродного деда Андрея – Петра Ивановича Борисова  высечено на мемориальной доске в селе, недалеко от Самбека (Россия). Семья гордится своей историей.
Андрей с детства увлекался техникой. Мечтал быть водителем. Но в семье решили, что мужчина должен приобрести основную профессию. Андрей пошел учиться в ПТУ на электросварщика. Здесь же окончил курсы по вождению автомобиля. После окончания училища работал в Стройдетали электросварщиком, но мечтал о другом. Эта мечта не осталась незамеченной – родители приобрели машину. Оставив прежнюю работу, Андрей пошел работать в службу «Такси». Через время он уже сам смог приобрести собственный автомобиль.

2014 год. Майдан, лозунги, протесты, собрания, оборона и охрана ОГА. Всё это не прошло мимо Андрея. Он с друзьями всегда был в гуще событий. Была бы рядом мать, надо было бы что-то придумывать, не рассказывать, где пропадает. Александра Ивановна в это время находилась в Италии, где много лет проработала.  Надо было переоформить документы и вернуться домой. В последний момент, в день рождения сына, одиннадцатого февраля, успела улететь из Донецка, с родного аэродрома.
 Прилетев на место, узнала из новостей, что аэропорт разбомбили украинские войска.

- Когда мы узнали, что начали бомбить Донецк, - вспоминает Александра Ивановна, - мы, жители Донецка и Луганска, собирались группами, переживали, болели душой, пытались дозвониться родным, живы ли. Конечно, я просила сына уехать к родственникам в Таганрог. Он только отшучивался и успокаивал, что всё у него нормально.

Когда в очередной раз мать позвонила сыну узнать, как у него дела, он сказал, что ушел добровольцем на защиту Донбасса. Это был май 2014 года. Назад Александра Ивановна уже не могла вернуться домой. Все дороги были перекрыты.
- Это было страшно – в наше время война, - говорит мать Андрея Моргуна.  - Наши нас бомбят – это очень страшно. И это совсем непонятно, как такое могло произойти, - удивляется женщина.

Только осенью 2015 года Александра Ивановна смогла вернуться домой. Очень переживала о сыне. Как каждой матери, ей хотелось, чтобы Андрей никуда не уезжал, но он был верен своему слову. Он был водителем и знал, что очень нужен на своем боевом посту. А матери всегда отшучивался, не хотел ее волновать.

- В этот день, 21 августа 2016 года,  я дома занималась уборкой, вытирала пыль со стеклянной фигурки, и вдруг она прямо в руках рассыпалась. Это был знак. Я тут же подумала о сыне, - вздыхает Александра Ивановна. – Я звонила ему весь вечер – не дозвонилась. Через несколько часов звонит комбат и сообщает, что мой сын погиб.

- Я всегда сына спрашивала, когда закончится война. В моей семье она не закончится никогда. Я ведь не видела его во время отпевания - гроб был закрыт.
Хоронили Андрея Александровича Моргуна (позывной «Рубин») с военными почестями на Южном кладбище Донецка.

Сослуживцы рассказали матери, что Андрей был отличным товарищем, надежным воином. Выполняя боевое задание, его машина с несколькими бойцами наскочила на мину, заложенную украинскими солдатами.  Шансов остаться в живых ни у кого не было.

- Говорят, время лечит, - плачет мать погибшего защитника Республики. – Нет, не лечит. Боль не проходит. Он каждый день рядом. Увижу в окно военного – а вдруг это Андрей. А вдруг вернется. Я жду…

Жду, вот он должен прийти. И в телевизоре его вижу. Везде он. Снится. Хочу обнять, рассказать что-то, а он улыбается и уходит. Мой сын герой. Но лучше бы он жил. Он не успел создать семью, родить ребенка. Он не успел вернуться живым с войны.


Автор текста Ирина Горбань

Проект отдела реализации соцпроектов Мининфо ДНР. Белые журавли.