К вопросу о суевериях

Рыбаков Андрей Станиславович
    Если в прошлом году лето подзадержалось, позволило даже купаться в начале сентября, то в этом году оно закончилось резко, строго по календарю, сменилось с осенью, как часовые на посту, убив напрочь весь жизненный позитив холодом и проливными дождями.
    Еще в июне, польстившись на рекламу, я заранее приобрёл путёвку в полюбившийся пансионат на Клязьме. Средства массовой информации пропагандировали  внутренний туризм, обещали возврат 20% стоимости путёвки при оплате путешествия картой одной российской системы, весьма активно продвигаемой среди населения. С покупкой путёвки не прогадал - погода как раз разыгралось, наступило бабье лето. Да и мэр столицы почему-то решил праздновать День города не в первые выходные сентября, как обычно, а во вторые. Так что все места в пансионате оказались раскуплены.
    Чем же понравился мне этот пансионат на Клязьме? Совсем не  громким названием, связанным с президентом: 
-  недалеко от Москвы, легко и быстро  добраться, в том числе и на общественном транспорте;
- питание по системе «всё включено», плавание в бассейне и аренда велосипеда  тоже включены в стоимость номера. Питание – дело важное, не нужно тащить с собой припасы или дополнительно оплачивать столовую. Да и кормят здесь вкусно;
 - удобное расположение в живописном месте. От корпусов до набережной пять минут ходьбы, «бровка» расположена совсем близко от берега, «не отходя от кассы» можно ловить и лещей на донку, и судаков с окунями на спиннинг;
- в прошлом году разведал места, и, поскольку вся инфраструктура уже известна, не надо тратить время на ознакомление, то первый вечер можно тоже посвятить рыбалке.
   План-минимум по прибытии я выполнил, но не совсем так, как хотелось бы – за вечер рыбалки на спиннинг видел только две невнятные потычки. Зато приобщил к рыбалке паренька лет шести, который подошёл ко мне из любопытства вместе с мамой. Дал пацану попробовать забросить воблер, с четвёртого раза у него вполне сносно получилось. Ещё бы, ведь  «мясорубка» - это вам не инерционка. Сколько же я в юности «бород» распутал, прежде чем научился пользоваться инерционной «Киевской».
   - Мама, купим удочку?
   - Конечно, купим.
    Нашего полку прибыло!
   «Утро красит нежным светом…» Солнце изредка проглядывает сквозь облака, над водой дымка. Среди рыбаков на набережной царит уныние – пара окуней на спиннинг идёт за приемлемый результат.
    Расстраиваться не стал, собрал подсачек, забросил донки, наживив на крючки снасточек опарышей  по  уже опробованной в прошлом году схеме «белый-красный-белый» и сижу, любуюсь снующими туда-сюда катерами. Изредка пытаюсь кидать «вертушку». Выручает поплавочная удочка, на крючок которой изредка, но садится окунёк или плотвичека. В полдень на опарыша стали клевать бычки. Именно бычки, а не ротаны, которых некоторые рыболовы тоже называют бычками.  В нашей местности подобных рыбок не встречается, интересно понаблюдать, как пойманный бычок топорщит-растопыривает красивые  грудные плавники.
   На этой рыбалке пригодилась моя немудрящая придумка. Дело в том, что при перевозке в общественном транспорте периодически самопроизвольно включались и начинали истошно верещать в чехле со снастями электронные сигнализаторы поклёвок. Обрезав горлышко пластиковым полулитровым бутылкам, я соорудил что-то наподобие чехлов на сигнализаторы. Неожиданно обрезанные бутылки пригодились в роли ёмкостей для воды. С каменного парапета набережной до воды не больно-то и достанешь, но эти бутылочки я кое-как наполнил. Прикормку развести, руки помыть. Одним словом, пришлись ко двору.
    Ближе к вечеру подошла крупная плотва. Или на прикорм, или просто стая мимо проплывала. К сожалению, как и в прошлом году, периодически попадались «зомби», покрытые безобразными язвами.
   А на поплавочную удочку, на опарыша, заклевала жирная уклейка, попадались экземпляры с ладонь размером.
   От этой увлекательной ловли отвлёк писк сигнализатора, да и удилище задёргалось, словно в припадке, норовило занырнуть с парапета в Клязьму. Подсечка – желанная тяжесть на том конце лески. Азарт вываживания, сомнения в крепости лески, адреналиновый выброс в кровь! Рыба постепенно слабеет и сдаётся. Подтягиваю к берегу огроменного леща, и тут меня прошибает холодный пот! Подсачек! Ну конечно, после обеда поклёвок трофейной рыбы не было, а собрать  заранее – это плохая примета, ведь именно так я просидел всё утро без весомого улова. Лежит он, сердечный, в чехле с удочками разобранный. А как затаскивать здоровенного леща на парапет набережной?! Выяснилось, что никак…  Поднятый на воздух лещ сорвался с крючка, задумчиво постоял на мелководье и медленно скрылся в глубине. В ступоре провожаю его взглядом и угрюмо принимаюсь собирать подсачек.
   Светило уже скрылось за деревьями, на катерах зажглись ходовые огни, бакен на фарватере тоже подмигивает красным огоньком, а я всё сижу на берегу, зябко ёжась от вечерней прохлады,  в несбыточной надежде на повторную поклёвку леща-великана.
   Один мой друг, Владимир Быстров, прочитав в чате эту печальную исповедь, констатировал: «А разложил бы сразу подсачек, вообще бы не клюнуло».
  Конечно же, следующим утром я первым делом подготовил сачок. Набережная безлюдна, погода солнечная, тёплая, без ветра. Будний день, поэтому катеров, поднятой волной так мешающих ловить на поплавок, совсем мало. Вот поплавочная ловля и стала основной в это утро. Клевали на червя и опарыша окунишки, уклейки и бычки. Где-то в середине рыбалки, после пустой поклёвки, подсёк-таки на донке крупную плотвицу, но для неё подсачек не понадобился. Так и пролежал он всю рыбалку невостребованным.
   В полдень поднялся сильный ветер, снасти я собирал под «золотым» дождём листопада. Складывая подсачек, подумал, что суеверия, приметы всё-таки ещё играют большую роль в нашей жизни, и не всегда соблюдение традиций идёт во благо.
   P.S.  На следующий день температура резко упала сразу на десять градусов, осень наступила окончательно и бесповоротно.
   P.P.S. 20% от стоимости путёвки по нашумевшей программе поддержки внутреннего туризма на карту мне так и не вернулись.               
                Андрей Рыбаков, г. Москва, г. Троицк