Законы моих бабушек. Эрмитаж

Марина Геннадиевна Куликова
Эрмитаж.
С позиции прожитых лет я не слукавлю , если скажу, что Эрмитаж остался для меня любимейшем музеем , видимо, одним из любимых..
Судьбе было угодно, чтобы мое увлечение изобразительной живописью было болел зрелым и интересным, я бывала в лучших музеях мира,в самых изысканных картинных галереях

Но Эрмитаж.., это Эрмитаж и впечатление от этого музея в моей жизни было одним из моих первых впечатлений ,после походов в Пушкинский музей к Ирине Александровне и в Третьяковку..
В первый раз я попала в Эрмитаж в школьные годы, кажется в классе седьмом, нас привезли на экскурсию по Ленинграду с классом .

Экскурсии по Ленинграду мне очень не понравились, я с бабушкой часто была в городе на Неве и знала иногда больше, чем рассказывал унылым, усталым  голосом гид.
В Эрмитаж же я попала  впервые.
Первое впечатление  от мной увиденного было, мягкого говоря, ошеломляющим.
Но , пробежав с классом несколько небольших залов, к моему огромному сожалению, гид объявил, что на этом наша экскурсия по Эрмитажу закончена
На летних каникулах, когда бабушка опять собралась в Ленинград  на два дня по своим делам,я просила, умоляла,  канючила, чтобы бабушка взяла меня с собой, на меня это было совсем не похоже.
Всю дорогу из Риги в Ленинград я убеждала бабушку, что она может очень спокойно оставить меня в Эрмитаже, а сама заняться своими делами, я клялась, что в строго определённое время выйду из Эрмитажа и буду ждать бабушку на улице, что ни мама, ни дедушка об этом никогда не узнают .

Бабушка сопротивлялась, отвечая, что говорить заведомую неправда грешно, что девиц моего возраста в приличных семьях не оставляют в одиночестве в общественных местах и все подобное, соответствующее бабушкиному понятию об этикете.
Поезд из Риги в Ленинград прибывал ранним утром, до рассвета, наскоро , очень торопясь, мы определились в гостинице , позавтракали и я с разрешения бабушки , полетела в Эрмитаж, который был еще закрыть, я была второй или третьей желающей попасть , ждала я очень долго, несколько часов

Когда я была в Эрмитаже впервые, на экскурсии с классом, я мало что себе представляла и понимала, ко второй встречи с этим музеем и поездке в Ленинград с бабушкой, я подготовилась по возможности основательно, я полностью изучила книгу, огромный фолиант по Эрмитажу, который нашёлся в  домашней библиотеке  с описанием предметов живописи и очень хорошими иллюстрациями
Особенно меня заинтересовали картины голландско фламандской школы XVII века, они в те далекие время находились в Малом Эрмитаже,как сейчас, расположены экспозиции, я не знаю, давно не была в Эрмитаже.
История Эрмитажа и история собранных в нем коллекций рассказывается гидами Эрмитажа прекрасно на всех доступных в мире языках, кроме того сейчас эта информация есть в свободном доступе не только   в литературе, но и в интернет сети ,поэтому повторять всем известные факты о коллекции музея нет никакой необходимости
Несомненно, что начало коллекции заложено Елизаветой, как частная коллекция, и продолжено Екатериной.
Для меня этот исторический факт имеет большое значение,он дает возможность более глубоко определить личностный, духовный и интеллектуальный потенциал обеих русских императриц.
Непростые, одухотворенные и очень  по своему сильные были эти две дамы.
Я не очень люблю рассматривать даже в музеях личные покои  давно ушедших людей,, я уже где-то писала об этом, есть в этом что-то от желтой журналистики, но в тот второй мой  уже самостоятельный  поход в Эрмитаж я очень хотела этого и была к этому готова., но в апартаменты обеих императриц я не попала, они были на реставрации, видела только некоторые предметы из покоев , принадлежавших императрицам.
Я, все время поглядывала на часы, немножко больше положенного времени поблуждала по Эрмитажу в поисках выхода на улицу, но на встречу с бабушкой успела вовремя, это обеспечило мне возможность на новые посещения музея.
Не помню по какой причине, но бабушка по каким то своим делам продлила наше пребывание в Ленинграде, и мы вместо двух дней пробыли целых пять
Все пять дней я жила, можно так сказать, Эрмитажем и  коллекциями его картин
Работники, смотрители залов ,меня приметили,  одна из них, пожилая дама
,подойдя ко мне , сказала», девочка,но произведениями искусства тоже можно отправиться, ты слишком часто здесь бываешь»

Я воспитанно ответила, «благодарю Вас», правда плохо понимая, о чем говорит дама и причем какая связь между увиденными мной картинами и печенешками ,которые бабушка мне дала с собой.

У меня,при моей большой любви к изобразительному искусству, никогда не было  материальной и житейской возможности собрать достойную коллекцию картин, поэтому все картины я видела только в литературных изданиях ,в музеях, картинных  и выставочных галереях, несколько раз,правда,были приглашения посетить частные коллекции ,но я и тогда и сейчас не была уверена,что в частных коллекциях выставлены подлинники предлагаемых к просмотру картин

С ранней юности я увлекалась   теоретической геммологией

Книг и какой-то особенной  информации по геммологии во времена моего детства и юности не было и я собирала информацию о свойствах камней из художественной литературы, записывая в тонкую тетрадку  высказывания героев произведений о камнях или же  о том ,какие события с ними происходят в зависимости от того ,кто носит украшения с интересным камнем.

. Александ Сергеевич Пушкин носил перстень , талисман, с красным сердоликом,не жёлтым,но даже он не помог поэту избежать дуэли и остаться живым.

Чуть позднее, став более взрослой, занимаясь работами художников иконописцев,я заметила,что почти вся православная  церковная атрибутики, начиная с древних времён, украшена драгоценными и полудрагоценными камнями
Особенно использовался  в довольно больших количествах речной недорогой,но очень красивый ,жемчуг, которыми были богаты  реки старой Руси.

В старые времена хорошие качественные жемчужины встречалась в бассейне Амура и Днепра. в реках Московской области, почти во всех притоках Волги.

  .Я имела представление о значении камней в жизни человека, знала их свойства   и влияние на важнейшие этапы  человеческой жизни.

Какова же было моя степень удивление, когда я узнала, что императрица Екатерина тоже любила и знала свойства камней

Моему удивлению не было предела

Основные покои императрицы Екатерина были закрыты на реставрацию, но посетителям были предложены брошюры с полным описание всех комнат ,залов,Екатерины.
Значительно позже, читая в документальной, закрытой литературе о Екатерине,я узнала,что из нескольких больших залов своих комнат,Екатерина больше всего любила десятиметровую синюю комнату .

Видимо, напоминавшую ей  очень красивый ,теплый, полудрагоценный камень лазурит, который выглядит, как сияющий и доброжелательный небесный свод

Во времена Екатерины этот полудрагоценный камень ,лазурит, приравнивался по цене к высококачественному серебру.

Уральские изумруды ,отличавшиеся своим нежным , насыщенным зеленым переливом, очень высоко всегда ценились на мировых рынках.
Красив и изыскан ночной изумруд прозелит , отличавшейся густым темным насыщенным  зеленым цветом
Хороши и довольно крупны русские звездчатые сапфиры и рубины
Ну. а изделия из советских алмазов,на рынках известные,как обработанные в бриллианты алмазы, всегда были очень красивы и востребованы.

Кстати ,первые искусственные алмазы, фианиты, были выпущены в Союзе, они были очень высокого качества, оправленные  в изысканное красивое серебро, изделия из них ,были достаточно высоки по цене, красивы и очень востребованы.

Музей Эрмитаж сам по себе является выдающимся произведением искусства, огромным историческим и культурным наследием человечества, продолжая прекрасные традиции Европы,но  с неподражаемой ,восхитительной  и щедрой русской роскошью, которой, думаю,нет  и никогда не было ни у одного другого народа мира.