Тамэсивари. 5

Хазова Светлана
Роман" Сто лет одиночества" библиотекарша мне выдала, словно вручила медаль за ослиное упрямство. Спрашивал именно эту книгу я каждый приход в библиотеку. Поклонником творчества Маркеса я не был, слышал о таком писателе и всё, вот и решил прочесть ставшую снова модной после смерти автора литературную вещь.

 Вообще-то, несмотря на то что здание жд библиотеки располагалось всего в нескольких десятков шагов от ревизорского участка, через дорогу, времени записаться у меня не было. Остаток апреля, май, июнь ,с момента когда я переступил порог ревизорского участка пролетели как один день. Рабочий день.

 Время не просто записаться в библиотеку, а и читать книги в электричке ,появилось благодаря моему характеру и " умственным" способностям. Ну и невезению вдобавок. И это в первые месяцы начала серьезного трудового стажа. Рекорд..

  ..Рейды я недолюбливал ни в свою бытность неплатежеспособного безбилетника, ни в качестве контролера.И если раньше ненавидел только ревизоров ( до сих пор считаю что хороший человек на подобную должность не пойдет), то теперь был не лучшего мнения и о коллегах и о пассажирах. Почему-то по мнению многих заключивших договор перевозки себя , то бишь купивших билет, мне следовало о нем знать как Мессингу и не требовать с честных граждан. Понятно что и по мнению руководства я обязан был верить что пассажир всегда прав , с истовостью христианина идущего к причастию. Ко всему прочему нас тоже проверяли и контролировали. Иногда возникало ощущение будто на одного работника десяток руководителей. Впрочем, так и было походу. 

  В рейдовой бригаде я не состоял, тк проживал не в городе, но сразу стал привлекаться как тряпка для затыкания дыр. В обычную смену я заступал на первую электричку, а возвращался на последней. Опытные коллеги ( и ушлые) сваливали пораньше ( если имелись точные сведения об отсутствии технологического контроля проверяющего нашу работу). Не столь и давно в каждую бригаду ( не рейдовую  из 8и ,а иногда и 10и ревизоров) состоящую из двух человек выдали по камере видеонаблюдения. Так что моя напарница теперь ходила с камерой ( один раз и в туалет, после чего сразу научилась стирать ненужную запись). Так-то и за отсутствие записи  резали премию.

  Тем кого назначали в рейд приходилось быть готовыми ко всему. Например к необходимости явиться на участок в 3часа ночи дабы кспеть добраться на служебной газели на самую первую электричку отправляющуюся с самой конечной ,но пока действующей станции  где проживало пять бабок явно не собирающихся куда-то ехать в этой жизни к тому-же без билета.

  Привыкнуть к такому здоровому ,в плане какое там набухаться если с утра одна задача - выйти из дома не промахнувшись мимо двери, а вечером невменяемый от усталости, образу жизни оказалось просто ,если выбора нет , и я вроде привык. Так часто посещающие меня чувства неясной тревоги , потерянности во времени когда не понимаешь его течения и смысла, обжигающие приступы паники - притупились по ощущениям как боль под действием лекарства. Все стремления чёрт знает куда, сомнения и " мечты о космонавтике" уступили место постоянному желанию выспаться. Впрочем потерянность во времени осталась, но не столь глобальная - я уже не думал о времени в котором потерялся и для чего, а просто иной раз ,при возникающей надобности, интересовался какой сегодня день недели. А текущее число уточнял на сенсорном экране Контрольно Кассовой Машины. Я и себя ощущал как машину, управляемую с помощи зарплаты и контроля, с ещё не истекшей гарантией, неспособную выполнять что-либо помимо рабочей программы заложенной в настройки. Но машину не идеально удобную поскольку я умел думать ( правда и хрен не знает зачем поскольку практической пользы от мыслительног процесса не наблюдалось).
 А ведь на таких работах люди жили годами и как-то умудрялись не выматываться до предела. Видимо мне требовалось больше времени чтобы втянуться и обрасти броней безразличия ко всему что лично меня не касается..

  Рейды Васька назначал чаще чем зайцы и в природе-то плодились. Наступившая неделя не была исключением. Вечером я вымылся в бане и настроившись на завтра как на выходной, включил телек посмотреть новости.
 Новости не радовали. Не обрадовал и телефонный звонок. То, что Васька доброжелательным тоном попросил выйти на работу, а не просто поставил в известность - привести в заблуждение насчет отказаться не могло. Я один раз просто отключил телефон. Уже через день день понял почему Ваське редко говорят " нет". Если встать в 4утра, отмотать смену в электричках где из-за стопятидесяти процентов пассажиропотока негде даже прислониться к стеночке, при этом заработать какие-то копейки так как зарплата ревизора зависит от количества содранных штрафов за безбилетный проезд, по-правильному " сборов за оформление билета в эл/п" и обилеченных тобою пассажиров совершивших посадку без билета на остановочной площадке где билетная касса отсутствует,  попасться у техконтроля на лишних пятидесяти копейках неизвестно откуда взявшихся в выручке , и так две смены подряд.. многое начинаешь понимать из ранее недоступного пониманию.

  Я, к наглядному примеру, на третью смену поднялся после четырех часов сна за 30минут до выхода из дома, почистил зубы, облился ледяной водой хоть и по заведенной привычке, но в этот день скорее чтоб ноги и язык сильно не заплетались от недосыпа, и в перерыв между утренними электричками пошел к Ваське в кабинет высказывать возникшие к нему чувства. Васька выслушал не перебивая. Затем разьяснил : дескать каждый выбирает свой путь, имеет право жить как считает нужным, и безусловно ,руководителю не следует навязывать свою волю подчиненному , человек должен придти к правильному решению самостоятельно, но заблуждающемуся всегда надо помочь.
На вопрос : зачем он поставил мне четыре смены подряд когда и две такие отработать нереально, - дал исчерпывающий ответ:

- Я раньше изучал айкидо.  Это боевое искусство основано не на грубости физической силы и техники как бокс которым я тоже занимался , а скорее на обучении разрешения  ситуаций когда тебе не хотят подчиняться, но бить нельзя. Айкидо ещё называют " изящное насилие" и скажи спасибо что я никогда не стремился быть чемпионом по айкидо и уже десять лет как занимаюсь каратэ в котором поболе благородства в приемах.- улыбнулся Васька.
График он мне поменял. Я же ,в свою очередь, оставил при себе своё мнение насчет и него и его дебильных методов.
 В-общем ясно, - телефонному звонку я не обрадовался. Слабым утешением послужила информация что рейд назначен на Западном направлении, где я живу. Мне надлежало лишь придти к первой электричке отходящей с моей станции тогда как коллегам вылезать из постелей гораздо раньше. 

 Утром подниматься не хотелось. Дотянув с подьемом до последнего я шел на станцию довольно резво. По извечному закону подлости на жд.пути, всегда свободном, стоял грузовой, а через мост переть времени не оставалось. В кармане надсадно завыл сотовый, Манко, - старшая рейдовой бригады.
-Женька, ты где?!- завопила она не хуже сотика,- Уже отправление! Я тебя грохну! Ты что, дома?!

  Справедливость возмущения бригадира подтвердила электричка из которой мне был слышен механический голос предупреждающий об отправлении. Менко продолжала вопить.
-Да иду я, иду .- огызнулся я подлезая под состав.
- Куда идешь?!

Отвечать я не стал, тк зацепился ремнем сумки за неизвестную мне по названию хрень под вагоном. С матерками кое-как отцепив ремень я выбрался на перрон. В ту же секунду грузовой поезд тронулся. Я даже не успел испугаться глядя как огромное колесо провернулось там где только-что была моя нога. На клавишу " отбой" на телефоне я по-видимости нажал машинально ибо Менко молчала.
 В мгновение преодолев расстояние я с ловкостью горного барана заскочил в тамбур электрички и двери с шипением закрылись.

  Особенностью рейда является наличие контролера в каждом вагоне, а не двух человек на 10 вагонов. В тамбуре уже стояла недавно ещё стажерка Настя , ныне уже закончившая стажировку и набиравшаяся опыта самостоятельно. По молчанию и взгляду в ответ на прветственный кивок ( говорить я не мог - пытался отдышаться) , я понял - моё эффектное появление оценено.

- Не знаешь мне в какой вагон идти? - поинтересовался я выравняв дыхание.
 Ответить я не успел поскольку из соседнего вагона в тамбур где мы стояли вышел Васька. Предположить что он лично поедет с ревизорской бригадой в такую рань, я не мог. Дело принимало неприятный оборот. Предстоящий эмоциональный разговор с Менко меня не беспокоил особо, проорется и отстанет. Стучать она бы не стала, не задавило и ладно, а проблем с разборами ей не надо. Но если Васька видел нарушение своими глазами - опять прощай премия как минимум, а в том что видел сомневаться не приходилось судя по его аж побледневшему от злости лицу. С его стороны я его так-то понимал, никому не хочется за чужую дурость неприятностей на работе, но от себя б я посоветовал ,если б рискнул сейчас рот раскрыть, Ваське поспокойнее относиться ко всё-таки ведь не произошедшему несчастному случаю .

 Обстановку несколько разрядил вызов на телефоне в кармане Васьки. Васька впрочем сообразил что звонят ему не сразу.  Лишь.когда Настя осторожно подсказала начальнику , тот достал телефон. К тому времени телефон заткнулся.  Трудно было не заметить как у Васьки подрагивает рука. Перехватив мой виновато-сочувствующий взгляд Васька психанул. Досталось и Насте.

  Нарушив таким образом несколько раз закон о запрете нецензурной брани в общественном месте , Васька отправил нас работать.

  Билеты я "щелкал" компостером не глядя, слишком напрягало присутствие Васьки который приперся за мною следом. Спокойствие вернулось к нему быстро. Вначале он просто стоял в начале вагона и наблюдал ,затем принялся ходить по пятам да ещё и заглядывая мне через плечо. Безотказный способ действовать на нервы. Ему удалось и руки начали трястись уже у меня.  Я не видел ни цифр, ни названий станций на расплывающихся в глазах бумажках и через непродолжительный период времени опять влип. Васька довольно хмыкнув забрал билет который я собрался вернуть пассажиру, и поднес к моим глазам. Билет оказался за позапрошлое число. Отдав пассажиру недействительную бумажку Васька ,слава Богу, ушел из вагона. Щеки у меня горели так , словно я пробирался сквозь заросли крапивы, а не любопытные взгляды пассажиров которых сценка развлекла в то утро.