Нахалка

Ольга Гаинут
Девяносто пятый год прошлого столетия. Волна массовых переездов русских из среднеазиатских республик. Алексей с женой и тремя детьми жил в частном секторе столицы Киргизии - Бишкеке. Мужчина очень любил свой «Запорожец», поддерживал в образцовом состоянии. В конце лета на нём и собрался ехать один в Красноярский край к родне, чтобы разведать обстановку. Дорога далёкая и трудная.

Соседи жили дружно, а потому каждый приносил банки свежей консервации, чтобы водитель мог питаться в пути и не тратить деньги. Все старались достать самое вкусное из своих запасов.

У хозяек к концу лета погреба заполнены сотнями литров консервации.
- Принимай, Лёша, салаты из баклажанов, маринованные арбузы и варенье из облепихи, - освобождала сумку соседка слева Клавдия.

С ней столкнулась в воротах дома соседка напротив Лариса, она принесла лечо по-болгарски, салат из капусты, смешанной с красным перцем, луком, помидорами и трёхлитровую банку компота из винограда и клубники.

Стол для соседских банок быстро заполнялся, когда соседка слева Зина выставила свои однолитровые банки с салатом из кабачков в томатном соке и маринованные огурцы, нарезанные крупными кусками.

- Ой, - вскинулась хозяйка, - смотрите, между закатанной крышкой и кабачками слой плесени.

- А на банке с огурцами крышка вздутая, - подхватили женщины, - непременно взорвётся.

Зина и глазом не повела: «Может, меньше положенного стерилизовала. Ничего страшного, Лёша. Откроешь банку, плесень выбросишь, а за остальное ручаюсь – пальчики оближешь».

Дома Клава села в кресло, сложила на колени трудолюбивые руки и задумалась: «Надо же, какая нахалка. Человеку предстоит несколько дней езды, а она ему плесень подсунула. Наверняка хотела скинуть кому-то неудачную консервацию. А того не подумала, что выставила себя не только никудышной хозяйкой, но и плохим человеком».

У Клавы не укладывалось в голове то возмутительное, что она увидела. В её семье принято было гостю отдавать лучшее, угощать самым вкусным и радоваться, что люди едят с удовольствием. Она бы провалилась сквозь землю, окажись у неё на столе что-нибудь некачественное, то, что она сама отказалась бы съесть, но предложила бы гостю.

Наверняка Клава и Зина и девочками воспитывались в разных семьях, оттуда впитали привычки и манеры родителей.

Какие же люди непохожие. Вообще-то, непохожесть – это здорово. Если бы все были одинаковыми, страшно представить, какой неуютной была бы наша планета.

Однако есть ценности, которые приятно видеть в каждом человеке: честность, доброта, взаимовыручка. Какой страшной была бы жизнь на нашей планете, если бы большая часть человечества не была доброй и способной прийти на помощь?