О музыке в книге Этюды о сознании

Анатолий Марасов
Эпиграф
Кончерто-гроссо № 4а Генделя (Московский камерный оркестр, дирижёр Р. Баршай) скрасит созерцание мартовского заката солнца на фоне ветвистого дерева и, м.б., проблески истины проявятся для тебя, как последние пятна тёплого света от заходящего солнца на твоём лице…Истина ведь всегда неожиданна – свободна, и надо только уметь ждать её прихода…Она же рядом.
 *        *        *
4. К проблеме сознания я «решил» приближаться проторённым путём – как  Чайковский  в 1-ой части 4-ой симфонии: кружась вокруг тайны, приближаясь и удаляясь от какой-то догадки, удерживаясь на орбите только благодаря  исходному, но также неизвестному иному тяготению…
Но описать сознание – задача  не моя.
*             *             *
221. Преподаватель философии, прочитав первые страницы данной работы, сказал, что автор совершенно не заботится о читателе, так как нет логики, не выправлен стиль, и что требуется редактор для исправления грамматических ошибок (он имеет в виду отсутствие точек в некоторых предложениях, отсутствие заглавных букв…)
Что делать?
По-прежнему придирчиво «осматривать» текст, и помнить, что не распознаётся текст по тому как,  ближе он или дальше от истины…Главный критерий – недопущение фальши в связках слов…
Пример Чайковского – великий пример, вообще пример – высокая музыка, но, возможно, этот пример останется недосягаемым (для подражания), как бы он ни был влекущим
…падающие и вздымающиеся звуки симфонии – силы, которые творят Миры в окружении Небытия
А предложенный синтаксис полностью вытекает из смысловой нагрузки предложений: точки, как известно, указывают на дискретность, на время, а у нас материал, возможно, характеризующийся словами поэта, - как «у времени в плену».
В вечности же нет ни точек, ни любой другой дискретности
*                *                *
392. Не каждая смена состояния ландшафта есть какое-то Начало, но смена музыкальная, утвердившаяся? но и сохранившая тревогу, смена, которую можно было в сознании представить как 1-ю часть Первой симфонии Чайковского.
…вообще музыкальные ритмы времени суток или времени года, выхваченные у Ничто (у Небытия?) есть жизненный смысл нам…
А смысл – «собственность» сознания
*                *                *
422. В самые трудные минуты, когда исчезает смысл существования, даже в самый тупиковый момент, может помочь та музыка, которая пробивается из памяти – «Жатва» из Времён года Чайковского: она увлекала, возвращала  инерцию осмысленного движения,…движения к неясным, но всё же ориентирам
Мозг (без Я !, без всяких «подсказок») раскручивал жизнеутверждающие неясные цели, словно мозг (сам) помогал сознанию…
И я это осознавал, т.к. случалось  всё – самопроизвольно
*                *                *
480. Может быть, имеет значение тот факт, что в 4-ой симфонии Чайковский в 1-ой части «анализирует» сознание (№ 4), но затем, в заключительной, – обращается  к жизнеутверждающему (утвердившемуся!) фольклору, цитируя и варьируя мотив народной песни…
И незамысловатая песня обретает эпическое звучание
*                *                *
513*. Сумерки – ещё одна «параллель» какой-то технологии сознания (осознания?) в неживой природе, его «предварение», но, конечно же, несопоставимое…
«Отстаёт» время в сумерках, и мы чувствуем это, и странно нам потому. Это несомненный «излом» природы, но – обусловленный (?), видимо, физическими (глубинными) свойствами.
Наш измерительный прибор  (мозг) не «совпадает» со временем освещения…
Пульсирует пространство в сумерках, рождается пространство-целостность…
Сумерки не «навязывали» свою трактовку времени, они – пробуждали…Т.е. ты жил как бы автономно от внешнего времени, ты словно летел над пространством земным, вбирая его музыку. Ты был свободен и опьянён той свободой (Вивальди или Гендель, наверное, писали свои концерты в сумерках)…
*                *                *
631. Вот, положим, симфониетта Б.Чайковского: она родилась только в «голове» композитора, и мы сейчас только сопереживаем её несомненному смыслу? или, всё же, она только проявилась, т.е., она потенциально существовала вечно?
И здесь ответ: сознание есть субстанция, или сознание только – феномен.
Но и не всё, что создает, чего достигает человек, есть предел, эталон
*                *                *
639. Poco allegro 3-ей симфонии Брамса предельно сближает времена: настоящее и давно ушедшие…но какие? Фокус «дальнодействия» музыки мгновенен и ускользает от осознания: больно! И больно и сладко…словно воссоздаются давно ушедшие события, они рядом, они словно в настоящем…
Напоминает нам И. Брамс, что течение всё, вся жизнь наша – течение, неостановимое…
Загадка нам сознание и …игра: больно!
*                *                *
688.  1ая часть 4-ой симфонии Чайковского не давала спать; я отчётливо понимал геометрию укоренённости сознания: она есть сфера, а точнее – полусфера на (над? где??) головном мозге… Импульсивно выдвинутый мною небесный принцип строения внутреннего мира человека в ответ на антропный принцип Вселенной не есть худшая гипотеза
Открытый воспринимающий иллюминатор сознание, органично и зовуще открытый всему, что создавала и создаёт  Вселенная вся… (См также № 645).
*                *                *
756. В  продолжение  № 755.
В  9-ой главе книги А Гуца («Элементы теории времени», Омск 2004) автор повторяет, что время появляется извне как собственное время (в абсолютном Мире событий) как параметр, с помощью которого осуществляется прохождение сквозь событие.
«Поэтому приходится констатировать, что сознание не есть физическое явление» (с. 231).
Далее ещё раз повторяет, что время неотъемлемо от сознания, что переход мозга от осознания к сознанию есть время.
……
*
……вечность за «спиной» остаётся: она (только) ведёт время….
именно об этом настойчивые попытки математически описать «устройство» Мира, в котором живёт человек
именно это когда-то предвидел Моцарт в своей гениальной симфонии
потому что человек в этом мире – плоть от плоти его
Где Истина?
*                *                *
781.Не «отпускает» и другой Чайковский, Пётр Ильич: скерцо из 4-ой симфонии звучит уже несколько дней…, оно невидимо сопровождает едва ли не любые действия, выправляет их, подчёркивая какой-то… глубинный танец…мыслей? чувств? Но каких?
*          *           *
873. Херувимская песнь Чайковского (в исполнении хора) в поиске подхода к описанию сознания может дать тебе гораздо больше, чем хитроумные аналитические  тексты…
Потому, что язык сам (…Слово…) единственное, что создаёт разумного Человека: в основе организации (самосохранения) Мира глубинная красота…
*         *          *
879.…вторая часть 9-ой симфонии Бетховена – это и есть высокий образец проявления Сознания человека, всё из той же глубины Духа, который не подчиняется никому и ничему…
В глубинах тех - непомерной тяжести и безжизненных - зарождается Он, преодолевает их, вырывается из них, "взрываясь" (!) неисчерпаемым разнообразием богатства Жизни и...Разума...
Подобная музыка и есть «метки» Его отдельным людям, "томимым Духовной  жаждой", а далее –  «остальному» человечеству…
*         *         *
900.  И вот – столетиями проявляющееся в России пьянство и воровство – при всех царях, генсеках и президентах (то ли от протеста, то ли от общей культуры…) преодолеть как? Как поднять человека с необсуждаемого коленопреклонения перед «узаконенной» несправедливостью? Откуда в нас продолжающееся елейное (незаслуженное!) прославление, и, одновременно, безудержная благодарность перед каждой мелочью? Откуда в нас такое фатальное отношение к судьбе?
А я думаю потому, что у нас не было…И. С. Баха (!)
Но у нас и не могло Его быть!
Бах,  кантор, «сочинитель духовной музыки», а в итоге величайший композитор, был …протестантом! И в Германии утвердил уровень культуры (прежде всего, этики) именно Он…
Вы только послушайте прелюдию и фугу ми минор в исполнении Леонида  Ройзмана:
...звуки органа словно плещутся в необозримом окружении, но и не оставляя, тебя, слушателя (?), а ты и сам уже словно и творец их..Как возможно такое? Как так можно возвысить человека? Наверное, по этой причине Баха называли вторым Богом!
…это торжество разумной жизни, это, действительно,  утвердившийся уровень отношений среди людей – их запросов и ответов, при которых достоинство человека не опускается даже  в бытовых границах…
Но жизнь всегда богаче, и мы теперь знаем, что за короткое время можно «переформатировать» людей……
А вот Бах останется как неоспоряемый пример возвышения Человека и служения Ему(правда, историки культуры считают, что «золотой дождь» из выдающихся людей «пролился» в Германии в «век Гёте» уже после Баха…)
*            *            *
902. Нет сомнения в том, что наиболее глубокое музыкальное «прочтение»  «русской»  души осуществил Чайковский в своих последних трёх симфониях…Но обязательно надо для себя помнить в чьей интерпретации! Думаю,  именно  Е. Мравинский подчеркнул  и самые-самые пронзительные в своей верности найденные композитором звуки, и общий – естественный –  темп (порядок) их следования к финалу…
*           *           *               
926. …интуитивно эпиграфом к работе был взят скрипичный концерт Генделя № 4а.
…в музыке явно слышалась игра «взвешенной» природой самих сумерек? или  «только» рождающейся в нашем сознании? но и в музыке, и в этом незамечаемо медленном  состоянии  сумеречного неба, спускающемся до земли,  словно встречалось что-то противоположное, порождая в темнеющей глади воздуха мерцание, т.е. беспрерывно исчезающие  светлые точки, а в душе нашей их безболезненное «движение» – и громкое и бесшумное одновременно…
…одновременно безболезненно рождалось и умирало пространство… Где?
Эти музыкальные танцы света и темноты  охватывали свободу воздуха и нашу  свободу…
 …во всём внешнем – природном, Земном, чувствуем мы неотторжимое от самих себя…
 Словно одухотворена была сама Земная природа
 *            *            *
927.   …вот как наш Разум (сознание) может создать такую гармонию звуков (Ф.Шопен, фантазия-экспромт до диез минор в исполнении Г. Нейгауза):
…в этих звуках невесомой мелодии…неуничтожимая свобода..иметь весь небесный мир и не потерять Родину
В звуках этих лёгких – естественных – неустранимость веры в самое лучшее, что только и может иметь Человек…
Сможет?
*             *             *
929.  вот так и бывает в «золотые» времена некоторых стран:
…в начале Бетховенских сонат уже и без того смиренная (покорная?) душа замирает под выверенными звуками …размеренной (?) жизни, но уже изнемогает перед ожидаемыми повторениями (!), и, наконец, в финальных «частях» вырывается на свободу: и Дух «ведёт» её к апофеозу торжества Жизни (сонаты №№ 8, 14,23…), однако, настоящая Гармония обретается лишь в  финале сонаты совсем другой – №17, ошибочно названному «Бурей»…
Отчего так? От какой (собственной) гармонии, не заметив её, «отказался» великий композитор?
*             *             *
972.  как можно сочинить такую музыку? её невозможно сочинить! Чайковский её ...только записывал, она уже звучала... Как же нужно...слушать, нет, слышать эти увлекающие музыкальные вихри которые сочинил неправдоподное время назад сам Дух мировой, и вот, эти вихреобразные мелодии собраны музыкальными инструментами в единое описание Гармонии человеческого разума... Кого благодарить нам?  (о симфонии № 4 Чайковского, дирижер Илья Дербилов)

*             *             *