Воспоминания рядового Богданова

Евгений Викторович Терентьев
В 1985 году директором Болотнинского районного историко-краеведческого музея Николаем Степановичем Мишутиным был осуществлен сбор информации о болотнинцах, служивших во время Великой Отечественной войны в 49-м отдельном Шепетовском дивизионе бронепоездов. Одним из информаторов был Богданов Михаил Васильевич, в 1942-1946 годах служивший на бронепоезде «Железнодорожник Алтая», который составил собственные воспоминания о своей службе. Текст воспоминаний Богданова приводится без изменений.

«Воспоминания М.Богданова

В 1942 г. на ст. Тайга формировался 49-й дивизион из двух бронепоездов первый «Железнодорожник Алтая» второй «Лунинец» В честь машиниста новосибирского депо Лунина. 14 января 1942 года были мобилизованы на фронт железнодорожники бывшей Томской ж.д. со всех отделений дороги. Из Болотнинского паровозного депо, вагонники путейцы и из кондукторского резерва кондуктора семь человек в том числе и я. Когда прибыли на ст.Тайга бронепоездов еще не было, два месяца проходили военную подготовку. В марте из Н-кузнецка прибыли бронепоезда в депо ст Тайга где и устанавливали вооружение. И когда были сформированы бронепоезда укомплектованы личным и командным составом, командир дивизиона был подполковник Гергиберг комиссар капитан Пачяков. Командир первого бронепоезда «Железнодорожник Алтая старший лейтенант Реунов И.И.комиссар Манин. И первого апреля Из Тайги бронепоезда отправили на запад. В Новосибирске получили все необходимое боеприпасы продовольствие весь ж.д.инструмент для восстановления пути И 1-го мая 1942 Новосибирские железнодорожники отправили б/поезда на фронт на Москву, а 13-го июня из Москвы в действующую армию на западный фронт Воронежское направление Наш первый б\поезд направили на участок Елец-Тербуны. Ст.Тербуны последняя станция а там проходит передняя линия обороны И только мы выехали из г.Елец и напервом перегоне нас встретил немецкий бомбардировщик Сбросил бомбы обстрелял из пулеметов разбомбил путь с обоих сторон Но к счастью никто не пострадал С этого дня и началась боевая биография первого бронепоезда на котором мне и пришлось участвовать командир бронеплощадки мл. лейтенант Алексеев командир орудия бывший помощник машиниста ст.Тайга Устюжанцев В.Н. И поданным разведки бронепоезд со ст. Тербуны обрушивал огонь по немецким целям: скоплению войск складам боеприпасов огневым точкам А 9 августа 1942 года б/поезд возвращался из боевого задания и на его налетело 16 немецких бомбардировщиков От прямого попадания бомбы в паровоз погиб командир бронепоезда Реунов И. Тайгинская бригада машинист Токарев помощник Ветров и кочегар Рыбин. вторая бомба попала в платформу с ж.д.инструментом всего погибло 9 человек многие ранены. В Ельце подремонтировали бронепоезд прислали новый паровоз и снова в бой. А когда наши войска перешли в наступление, наш броепоезд направили в 1943 году на Курско-Орловское направление. Со ст.Поныри бронепоезд вел огонь по немцам во время летнего наступления немцев на Курск И хотя наши зенитчики и отражали налет немецких самолетов на бронепоезд и в этом бою мы потеряли 8 человек погиб и наш командир орудия Устюжанцев много ранело Из центрального фронта Бронепоезд направляют на 1-ый украинский фронт под г. Шепетовку И здесь, одиннадцать суток днем и ночью вели огон по немецкой обороне здесь немецкая авиация действовала плохо весна и сплошной туман дождь а от обстрела немецкой дальнобойной артиллерии опять у нас были жертвы И когда освободили г.Шепетовку Нашему дивизиону присвоили звание 49-й отдельный Шепетовский дивизион бронепоездов После освобождения Шепетовки б/поезд направляют на Брянский фронт а потом Луцк, Ровно, Львов где были бандв Украинских националистов Бендеровцы которые боролись за самостоятельную украину и здесь пришлось применять против них оружие а они действовали нахально, коварно. Ну а потом дивизион дошел до немецкого города Опельн там и встретили этот радостный долгожданный день Победы 9 мая 1945 года к которому путь был 1418 дней и ночей И в этот день была радость в сердце каждого советского человека радость за наши советские вооруженные силы и ее доблестных воинов За наш героический народ который день и ноч ковал победу в тылу и приближал победу над фашизмом И в этот день каждый из нас переживал и гореч утрат наших боевых товарищей, родных, знакомых которые не дожили до этого светлого дня 9 мая 1945 года В августе 1945 г дивизион отправили из немецкой територии в западную украину Львов, Ровно, Луцк где скрывались банды Бендеровцев и не раз приходилось применять против них оружие А 11 мая 1946 года я был уже после войны демобилизован из г.Луцк Приехал домой в г Болотное и снова устроился на работу главным кондуктором в кондукторский резерв

Вот что я коротко написал о действий бронепоезда «Железнодорожник Алтая на котором я участвовал

М.Богданов

Командный состав дивизиона менялся. После командира дивизиона подполковника Гергиберга был майор Крюков а потом майор бронетанковых войск Копылов А после командира бронепоезда Реунова И. который погиб, стал командир бронепоезда старший лейтенант Колмогоров

16.04 - 85 М Богданов

Вместе со мной в одном орудийном расчете были болотнинцы Мачкевич С. Матвеев И. Дворядкин И. Свистунов И. А в бронепоезде «Железнодорожник Аалтая» из Болотной были Камышев И.Н. Степанов Черногузов Чуйкин Гуряничев Шпет И Рубанов Г.

16.04 - 85 г. Богданов».