Болотнинский след бронепоезда 704 Лунинец 49го ОДБ

Евгений Викторович Терентьев
В 1980-х годах, собирая информацию о призванных на фронт в составе сформированных в городе Тайга бригад бронепоездов 49-го отдельного дивизиона бронепоездов болотнинских железнодорожниках, директор Болотнинского районного историко-краеведческого музея Николай Степанович Мишутин наткнулся на информацию о постройке в 1941-1942 годах некоего бронепоезда в Болотнинском депо.

Общаясь с ветеранами, работавшими в то время в депо, он пытался установить – что это был за бронепоезд, как он назывался, относился ли он каким-то образом к 49-му отдельному дивизиону бронепоездов, однако, ответа на эти вопросы не получил. Ветераны были простыми исполнителями – рабочими, которым не полагалось много знать. Они сообщали лишь о примерном времени работы – вторая половина 1941 года – первая половина 1942 года; о том, что работа состояла в обшивке стальными листами готового корпуса, причем, из опрошенных не было никого, кто лично участвовал бы в этой работе; других подробностей никто не сообщал или уже не помнил.

Пытаясь получить ответы на свои вопросы, Николай Степанович завязал переписку с ветеранами-железнодорожниками, которые, по словам уже опрошенных, имели непосредственное отношение к постройке бронепоезда в Болотнинском депо.

Один из бывших работников Болотнинского вагонного депо, Беликов Иван Семенович, на момент переписки проживавший в Казахстане, в городе Алма-Ата, рассказал о своем участии в подготовке на станции Болотная бронепоезда: «…в 1941 году 26 июля я с бригадой был откомандирован на Кировскую железную дорогу…и там находился до конца октября 1941 года…нас снова отправили на Томскую железную дорогу депо ст.Болотное…по прибытию в депо ст.Болотное меня с первого дня направили на изготовление бронепоезда, после того, как бронепоезд был подготовлен нас направили в г. Новокузнецк на металлургический завод для его закалки. Руководителем бригады был назначен т.Мягких В.В., но после его травмы руководителем бригады был назначен т.Чевозеров П (отчество к сожалению забыл).

Вместе со мной сопровождали бронепоезд в г.Новокузнецк т. Осипов Л.П., т. Сороковик, т. Дрыга и 4 эвакуированных, фамилии которых к сожалению не помню.

В Новокузнецке на заводе мы вновь снимали бронь закалили и снова одевали. После того как бронепоезд был подготовлен мы его сдали военному ведомству…».

Беликов Иван Семенович, наконец, оказавшийся человеком, непосредственно имевшим отношение к постройке в Болотном бронепоезда, и рассказавший об этом Николаю Степановичу Мишутину, к сожалению, не имел представления о дальнейшей судьбе своего изделия и также не смог сообщить ни название, которое получил бронепоезд, ни отношение этого бронепоезда к тайгинским бригадам бронепоездов.

Из доступных в то время сведений из исторических сборников сделать какие-либо выводы о таинственном болотнинском бронепоезде также было невозможно: упоминание о Болотном, как о месте постройки бронепоездов в Западной Сибири во время Великой Отечественной войны, отсутствовало.

Обладая сообщениями свидетелей, Николай Степанович, конечно, не мог проигнорировать сам факт постройки бронепоезда в Болотном, но в интерпретации этого факта, по понятным причинам, был осторожен и упоминал о болотнинском бронепоезде лаконично. В своих краеведческих очерках (Очерк № 12. В годы войны (1941-1945)) в конце 1980-х годов он писал: «…В паровозном депо ст. Болотная, кроме основной работы, ремонтировались поезда с фронта, а также был оборудован паровоз с маркой «ОВ» под бронепоезд, его отправили в Новокузнецк. На закалку брони выехали товарищи В.В.Мягких – зам.начальника по ремонту и И.С.Беликов…». Такая краткая информация о болотнинском бронепоезде оставалась и остается официальной.

Между тем, в 1990-х – 2000-х годах появилось несколько исторических публикаций, посвященных истории сибирских бронепоездов в годы Великой Отечественной войны, в которых в ряде новых процитированных документов были упомянуты места постройки бронепоездов Западной Сибири.

Так, согласно нескольким цитируемым документам, сообщается, что БП (бепо) № 2 49-го отдельного дивизиона бронепоездов (паровоз Ов № 5520) бронировался в депо ст.Болотное, а сам бронепоезд строился в депо станций Болотная и Новосибирск.

В 49-м отдельном дивизионе бронепоездов, в котором служили в том числе и наши земляки-болотнинцы, было два бронепоезда: БП № 1 «Железнодорожник Алтая» и БП № 2 «Лунинец». 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера и в дальнейшем были известны только под ними: «Железнодорожник Алтая» - № 663, «Лунинец» - № 704.

По описанию из документов, «Лунинец» состоял из располагавшегося в середине состава бронепаровоза Ов № 5520, одетого в броню 30 мм, командирская рубка и будка машиниста которого были одеты в броню 40 мм, и четырех двухосных бронеплощадок № 137, 138, 139, 140, защищенных броней 10-20 мм. На бронеплощадках располагались башни с броней 36-43 мм, вооружение каждой из них состояло из одной 76-мм танковой пушки образца 1927/1932 года (КТ-28) и 5 пулеметов ДТ.

В мае 1942 года в Москве в состав бронепоезда «Лунинец» была включена площадка ПВО завода «Стальмост» с двумя пулеметами ДШК. Для внешней связи была установлена радиостанция 71 – ТК – 1. Для связи между вагонами и паровозом весь состав был оборудован телефоном и переговорными трубами корабельного типа. Электроэнергия для освещения вырабатывалась турбогенератором, установленным на паровозе, а для отопления состава в холодное время имелась система труб с подачей пара от котла.

Бронепоезд «Лунинец» был назван в честь героя стахановского движения машиниста Николая Александровича Лунина. Существует легенда о том, что, когда бронепоезд был готов, Николай Лунин со своей бригадой написали заявление об отправке их на фронт с этим бронепоездом, но руководство им отказало, пояснив: «Здесь вы делаете не менее важное дело для страны».

В то же время, традиционно считается, что «Лунинец» создавался в депо ст.Тайга: «…В августе 1941 года рабочие паровозного депо станции Тайга приступили к строительству бронепоезда № 704 «Лунинец», «…В броню одели лучший на тот момент паровоз депо – ОВ-7124…Листы броневой стали поставлялись с Кузнецкого металлургического комбината, но большинство крупных поковок все равно приходилось делать вручную...», «…выручали практические навыки и смекалка кузнецов И.Коловникова, Е.Липовцева, котельщиков П.Разутова, С.Чикурова, слесарей С.Шулепова, Д.З.Кухта, А.САмирова, И.М.Харитонова, М.А.Ватлина…Оборудованный, одетый в броню бронепоезд был готов к апрелю 1942 года…». Сюжету с созданием «Лунинца» в Тайге с 1980-х годов посвящено много публикаций, поэтому современные исследователи осторожно заключают: «...окончательно бронепоезд достроили, видимо, в депо станций Болотная и Новосибирск…».

Однозначно с постройкой в депо ст.Тайга был связан «Железнодорожник Кузбасса» (бронепаровоз Ов № 2471) 41-го отдельного дивизиона бронепоездов. Иногда упоминаемый также как построенный на ст.Тайга бронепоезд «Металлург Кузбасса» (бронепаровоз Ов № 5278) 42-го отдельного дивизиона бронепоездов был построен в депо ст.Белово.

Возможно, ветераны-железнодорожники ст.Тайга при их опросе в 1980-х годах местными краеведами рассказывали о постройке ими бронепоезда «Железнодорожник Кузбасса», ведь названия и номера бронепоезда получали позже. Обращает на себя внимание и тот факт, что паровозом «Лунинца» по документальным сведениям был Ов № 5520, тогда как по воспоминаниям тайгинцев-ветеранов упоминается паровоз ОВ № 7124, что как раз напоминает переставленные цифры 2471 – номера бронепаровоза «Железнодорожник Кузбасса».