Болотнинский эвакогоспиталь 3621

Евгений Викторович Терентьев
Через несколько месяцев после закрытия в Болотном в школе № 23 (21) эвакогоспиталя № 1351 в школе был размещен эвакогоспиталь № 3621.

Согласно архивной справке Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ № 7/30059 от 31 августа 1994 года, эвакогоспиталь № 3621 был сформирован СибВО в мае 1942 года. С 1 июня 1942 года госпиталь находился в Болотном.

Начальником эвакогоспиталя был майор санитарной службы Вишнепольский Борис Давидович, 1895 года рождения, окончивший в 1921 году Одесский мединститут и служивший в РККА с 1941 года. Заместителем начальника эвакогоспиталя по политической части в 1942 году был И.И.Коврижкин, который затем работал председателем Болотнинского райисполкома, а с 1943 года А.М.Сирик. По воспоминаниям Орешковой Марии Александровны, жена Вишнепольского была канцелярским работником. Врачи Крупник, Шинкаревский и несколько медсестер были эвакуированными из Харькова, врач Софья Исааковна Чарная работала раньше врачом железнодорожной больницы в Болотном, остальные врачи были эвакуированными из Ленинграда.

Вместе с Орешковой Марией Александровной Болотнинский районный военкомат направил на работу в эвакогоспиталь медицинскими сестрами Анну Васильевну Блохину, Валентину Домнину и Анну Никитичну Чижову (Изотову).

Позже из Болотнинской районной больницы в госпиталь пришли работать Раиса Кистенко (Кольчугина), Мария Булычева (Трофимова), Анна Шелестова, Анна Лаптева, Ирина Гандимурова , Нина Андаралова и другие.

Перед развертыванием эвакогоспиталя № 3621 принятым на работу в госпиталь болотнинцам пришлось заново провести уборку и ремонт помещений в здании школы № 23 (21), подготовить палаты, расставить мебель. В воспоминаниях говорится о том, что в мае 1942 года медсестры и санитарки госпиталя отмывали школьные коридоры, красили полы и оконные рамы, расставляли кровати, тумбочки, готовили операционную, перевязочные, другие кабинеты, набивали соломой матрацы, подушки, проглаживали постельное белье, одеяла, крахмалили салфетки на тумбочки.

Первые раненые в госпиталь № 3621 поступили из Сталинграда. Сотрудники госпиталя и жители близлежащих улиц встречали военно-санитарный поезд на крайнем железнодорожном пути со стороны улицы Березовской. Одних раненых перевозили на лошадях, других несли на носилках, третьим помогали идти.

О Болотнинском эвакогоспитале № 3621 вспоминал фронтовик Иван Григорьевич Сенаторов, проходивший в нем лечение три с половиной месяца: «…меня доставили в полевой госпиталь…мне врач сказал, что руку надо ампутировать. Я не дал согласия, потом меня отправили в тыл. Повезли в Томск…Два или три вагона были отцеплены в Болотном. Началась выгрузка...В госпитале, который находился в школе № 21, нас встретили хорошо. Лежал я на первом этаже, первая классная комната направо. Операции делали на втором этаже. Начальник госпиталя хирург Борис Вишнепольский, была еще женщина – хирург. Помню санитарочу Екатерину Ткаченко, повара Ткач, забыл как звать. В госпитале работали Мотя Кузнецова, Лена Коптелова… Приходили с выступлениями дети. Тут без слез не обходилось: каждый вспоминал свой дом, своих родных. Очень трогало нас, когда жители приносили в госпиталь молоко, сок морковный, свекольный, капусту, картофель. А то напекут, нажарят – и несут. Думаешь, ведь от себя же отрывают».

После выписки из эвакогоспиталя Ивана Григорьевича комиссовали и он остался в Болотном.

В числе болотнинцев, лечившихся после ранения в эвакогоспитале № 3621, были также Василий Николаевич Горбач и Иван Дементьев.

О поступлении Василия Николаевича в эвакогоспиталь вспоминала Мария Александровна Орешкова: «Наш земляк В.Н.Горбач был назначен в другой госпиталь. В Топки. Он выбрался в Болотном на рельсы, умолял оставить его у нас. Сопровождающие санпоезда долго его уговаривали, но все же вынуждены были отдать нам его историю болезни».

О встрече с Иваном Дементьевым в госпитале вспоминала Воробкова Таисисия Федоровна: «наши женщины стирали белье, занимались починкой одежды, уборкой помещений…в госпитале я встретила раненого солдата из Болотного. Это был Иван Дементьев, который и сейчас живет в нашем городе».

Раненые и коллектив госпиталя привыкали друг к другу. По воспоминаниям Орешковой, потом «тяжело провожали комиссованных, выздоровевших – на фронт. Были объятия, слезы, напутствия. Шли потом письма, на которые надо было обязательно отвечать».

О самих болотнинских медсестрах эвакогоспиталя № 3621 мы сегодня знаем немного.

Самой первой болотнинской медсестрой, пришедшей работать по направлению военкомата в эвакогоспиталь № 1351 была Анна Васильевна Блохина. С мая 1942 года по 1 мая 1943 года она работала медсестрой в эвакогоспитале № 3621, однако, не отправилась с ним на запад и осталась в Болотном.

В январе 1942 года после окончания фельдшерско-акушерской школы в Болотнинский райздрав помощником санитарного врача была направлена Мария Александровна Орешкова. Заявления об отправке на фронт Марии Александровны не принимал военком Куба, мотивируя это тем, что фронт не для нее. В мае 1942 года военкомат направил ее на работу в Болотнинский эвакогоспиталь № 3621 в котором она оставалась работать до его расформирования в 1945 году. До января 1946 года Мария Александровна продолжала работать в военных госпиталях, а с 1949 года, вернувшись в Болотное, много лет проработала фельдшером в Болотнинской центральной больнице и в узловой железнодорожной поликлинике.

Анна Никитична Чижова (Изотова), окончив 9 классов школы № 2 и получившая специальность медсестры, немного проработав в Болотнинской районной больнице, практически сразу пришла работать в эвакогоспиталь и работала в нем до его расформирования в 1945 году, затем вернулась в Болотное, где с 1945 года по 1983 год проработала в Болотнинской районной больнице рентген-лаборантом.

В 1943 году в Болотном закончила трехмесячные курсы медицинских сестер Нина Емельяновна Журавлева (Кабардина). Болотнинский военкомат направил девушку на работу в эвакогоспиталь. В Болотном в эвакогоспитале Нина Емельяновна провела всего два дежурства, после чего вместе с эшелоном уехала дальше. Вот как она пишет сама об этом в своих воспоминаниях: «в Болотном я провела всего два дежурства…на дом прибежал связной и объявил срочно сбор в эвакогоспитале. Собрались все сотрудники. Начальник госпиталя военный врач Вишнепольский Б.Д. и зам по политической части Сирик М.Д. зачитали приказ об эвакуации. Короткий митинг и мы стали срочно грузить госпитальное имущество в эшелон и двинулись на Воронежский фронт. Но нас повернули на Москву. Доехали до поселка Сотницино Рязанской области. Дали нам помещение школы, где мы вновь стали разворачивать свой госпиталь под тем же номером 3621».

Нина Ивановна Андаралова, в 16 лет поступив работать в госпиталь санитаркой, окончила шестимесячные роковские курсы медсестер, отправилась с госпиталем дальше и в Казани добровольцем ушла на фронт. 18 февраля 1944 года под деревней Усадище Новосокольнического района Псковской области немцы разбомбили госпитальные палатки, несмотря на то, что на палатках были Красные кресты. В этой бомбежке погибла и Нина Ивановна, которой в этот день исполнилось 18 лет.

Медсестра Ирина Гандимурова, по воспоминаниям Нины Емельяновой Кабардиной, также из эвакогоспиталя отправилась на фронт, где погибла в первом же бою.

1 мая 1943 года эвакогоспиталь № 3621 покинул Болотное. Согласно архивной справке Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ № 7/30059 от 31 августа 1994 года, 15 июня 1943 года эвакогоспиталь был развернут в поселке Сотницино Рязанской области.

1 июля 1944 года эвакогоспиталь № 3621 был объединен с эвакогоспиталем № 5843, дислоцированном в г.Ряжске Рязанской области до 10 октября 1944 года и передислоцированном с 1 ноября 1944 года в Могилев, где 1 октября 1945 года был расформирован.

В 1985году на Старом Болотнинском кладбище был установлен памятный камень в честь умерших от ран бойцов, находившихся на лечении в эвакогоспитале.

На стене нового здания Болотнинской средней образовательной школы № 21 висит памятная табличка, напоминающая школьникам, что в годы Великой Отечественной войны в старом здании их школы размещались эвакогоспитали.