22 июня 1941 года в Болотнинском районе

Евгений Викторович Терентьев
Хронология начала Великой Отечественной войны хорошо известна.

22 июня 1941 в 03:00 по московскому времени был совершен первый налет немецких бомбардировщиков на советскую территорию.

В 04: 00 немецкие войска перешли границу в районе Бреста, в 04: 15 началась знаменитая оборона Брестской крепости.

В 04: 30 немецкие войска начали полномасштабное наступление по всем фронтам – от южных до северных границ на западе СССР.

В 05:00 по московскому времени в Берлине министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп вызвал в свой рабочий кабинет советских дипломатов, которым сообщил о начале войны с СССР.

В 05:30 в Москве германский посол Шуленбург сообщил Молотову о начале войны.

К 11 утра 22 июня 1941 года немцы продвинулись на 15-20 км вглубь СССР. О том, что идет война, в это время в тылу знало только высшее руководство страны, командование военными округами и первые руководители крупных городов.

В 12:15 по московскому времени из студии Центрального телеграфа нарком иностранных дел Вячеслав Молотов выступил по радио с обращением: «Граждане и гражданки Советского Союза! Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление. Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну…». Закачивалось выступление словами, ставшими лозунгом: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!». Позже в исполнении диктора Юрия Левитана текст Молотова будет повторен 4 раза в разное время в течение этого дня. Так вся страна узнала о начале войны с Германией. Сталин обратится с речью к советскому народу через 12 дней после начала войны, 3 июля 1941 года.

Речь Молотова о начале войны с Германией по радио в Новосибирске и в Болотном услышали 22 июня 1941 года в 16: 15 по местному времени (разница во времени с Москвой была четыре часа).

Еще утром 22 июня 1941 года в Болотном школьники принимали участие в военной игре на пустыре на восточной окраине райцентра (на территории будушего Молкомбината). Зинаида Емельяновна Рыбакова вспоминала, что на этой игре они себя чувствовали как на войне: «Мы чувствовали себя как на войне, не подозревая, что где-то на западе страны она уже началась».

В только что отпечатанном номере болотнинской районной газеты «Путь Ильича» от 22 июня 1941 года не было и намека на то, что идет война. Номер освещал ход сельхозработ в Болотнинском районе, содержал планы по увеличению кормов для скота в колхозах района.

Очевидцы событий запомнили в этот день растянувшуюся по ул. Московской пешую похоронную процессию на кладбище (современное старое кладбище в конце ул. Московская). Хоронили Востокову, директора школы № 23, было много учителей и школьников из школ Болотного. Так как стояла сильная духота, некоторые из участников процессии заходили в дома к знакомым попить воды. В это время по радио было объявлено о начале войны. Люди возвращались в процессию и делились новостью.

На работавших болотнинских предприятиях сразу же после радиообращения Молотова состоялись митинги, о которых нам известно из воспоминаний очевидцев и статей в газете «Путь Ильича» в номере за 23 июня 1941 года.

В паровозном депо рабочие клялись «…сильнее сплотиться вокруг партии, правительства и великого Сталина…», «Заверяли, что еще теснее сплотятся и своей самоотверженной работой будут всемерно оказывать помощь Красной Армии…враг должен быть разбит наголову…».

На Болотнинской МТС (машинно-тракторной станции) присутствующие трактористы, комбайнеры и служащие «выразили гнев и ненависть к фашистским захватчикам…лучший бригадир краснознаменного тракторного отряда Ф.Бондаренко сказал: «Наш тракторный отряд в весеннюю посевную за свою стахановскую работу на социалистических полях был передовым, получил переходящее красное знамя райкома ВКП (б) и райисполкома. Заверяю всех присутствующих, что по первому зову правительства и партии наш отряд пересядет на танки и будет беспощадно громить врага».

Многие, у кого был выходной, который они предпочли провести вне дома, о войне узнали только вечером, как, например, Вера Васильевна Пономарева: «Дома меня встретил… отец…он сообщил мне, что началась война…». До ночи на улицах и в домах шло оживленное обсуждение этой новости.

На следующий день, 23 июня 1941 года вышел номер районной болотнинской газеты «Путь Ильича», полностью посвященный нападению Германии на Советский Союз. На первой странице выделялся текст вчерашнего радиообращения Молотова «Выступление по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза СССР и Народного комиссара иностранных дел тов. В.М.Молотова 22 июня 1941 года». Рядом были напечатаны три указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года: «О мобилизации», «Об объявлении в отдельных местностях военного положения», «О военных трибуналах».

С утра во всех сменах вагонного участка прошли митинги. Рабочие дали обещание: «Будем считать себя мобилизованными. Бдительность, сплоченность и стахановская работа - вот наш ответ любимой партии, правительству и великому Сталину…».

Рабочие и служащие промартели «Путь Ильича» на митинге «заявили о готовности защищать советские рубежи от обнаглевшего фашизма. Пусть знают фашистские провокаторы, что советский народ, сплоченный вокруг партии Ленина-Сталина, вокруг любимого вождя народов товарища Сталина, даст сокрушительный отпор всем тем, кто посмеет сунуть свое свиное рыло в наш советский огород».

Рабочие и служащие райпромкомбината на митинге заявили, что «заверяют партию и правительство, что они всегда будут в мобилизационной готовности».

Подобные митинги органгизованно были проведены на всех предприятиях и во всех учреждениях и школах Болотного. О том, проводился ли отдельный митинг на стадионе Болотного (на территории современного парка), сведения не имеются.

22 июня 1941 года в колхозах и совхозах Болотнинского района был также с утра спокойным, ничего не предвещавшим, днем.

Из воспоминаний Селиванова Ивана Алексеевича: «Я работал тогда счетоводом в колхозе «Память Кирова»… И в этот роковой день мы с Федей Мальцевым (он был учетчиком на табачной плантации) после обеда работали в конторе и во время небольшого перерыва решили включить радиоприемник, чтобы послушать Москву. Мы включили и вдруг… что это? Война! В конторе стало тихо-тихо. Мы посмотрели друг на друга, не ослышались ли?...но в эфире ясно говорили, что началась война. По телу пробежала холодная нервная дрожь, нам стало как-то не по себе. А кругом в деревне ни души, как будто все вымерло, так как люди были заняты на разных работах. Наконец я пришел в себя и говорю Феде: «Едем к людям». В этот день все колхозники нашего колхоза трудились на реке, насыпали плотину (это за огородами, где и сейчас). День был жаркий, солнечный, веселый, и колхозники все от мала до велика вышли на воскресник…Труженики других колхозов были заняты на полевых работах. Мы с Федей выключили радио и помчались на плотину…Председатель колхоза Евгений Лаврентьевич Косоротов был человек самостоятельный, хозяйственный и неглупый…мы бросились сразу к нему и потихоньку сообщили об услышанном. Председатель вспыхнул, пригрозив, что, дескать, нечего распускать всякие слухи, которые на руку нашим врагам. Мы его убеждали, убеждали и тогда все вместе поехали к конторе. Там мы вновь включили радио и услышали вновь: Война! … Воцарилась гнетущее тяжелое молчание…затем все бросились к конторе, слушали радио…вскоре узнало все село...».

Из воспоминаний Оснач Павла Дмитриевича: «В этот день 22 июня члены нашего совхоза праздновали окончание посевной, отдыхали и люди на 6-й точке. Вдруг показался верховой и объявил всем, что в стране война и все немедленно должны идти на центральную усадьбу, где будет собрание…».

Утром 23 июня 1941 года на усадьбах колхозов и совхозов Болотнинского района, как и в самом Болотном, были проведены организованные райкомом митинги: «…А на следующее утро приехали из района представители от райкома партии в каждый колхоз проводить митинги. В своей речи они обращались к людям, чтобы народ не падал духом, был мужественным и бдительным…Враг силен, коварен и хитер, - говорили они, - но мы должны быть готовыми встретить любые трудности, что придется перенести тяжелые испытания и выиграть войну…».

Собрания и митинги, проводимые повсеместно вечером 22 июня 1941 года и в последующие дни в Болотнинском районе, сопровождали первый призыв населения на фронт и первые изменения в судьбах людей и страны. Впереди были долгих четыре годы войны.