Английская сцена рок-музыки. Дебютный студийный ал

Владимир Курбалиев
            Одним из направлений рок-музыки, получившее название арт-рок, являет синтез рока и классической музыки. Направление получило широкое распространение в Англии, в творчестве таких коллективов как «Yes», «Genesis», «Camel», «ELP», «Gentle Giant». Музыканты этих ансамблей помимо деятельности в рамках групп, также занимались сольной карьерой, и эта статья будет посвящена одному из таких представителей – лидеру и клавишнику группы «Genesis», Тони Бэнксу, а точнее его дебютному студийному творению, пластинке «A Curious Feeling» 1979 года выпуска.
            Прежде чем переходить непосредственно к описанию альбома, следует уделить несколько слов биографии музыканта, до работы в группе и в её составе. Клавишник родился в 1950 году в Сассексе. В детстве получил классическое музыкальное образование по классу фортепиано, также самостоятельно научившись играть на гитаре. Следует отметить, что классическая музыка ещё в детстве оказала влияние на творчество музыканта, поскольку на пианино он старался наигрывать произведения таких классических композиторов, как Сергей Рахманинов, Густав Холст и Морис Равель. Тони учился в школе Чартерхаус, где в 1963 году познакомился с будущим участников группы, вокалистом Питером Габриэлем. После обучения в Чартерхаус он поступил в университет Сассекса, где изучал математику, физику и химию. Параллельно с обучением он вместе с Питером основал группу «The Garden Wall», в которую вошёл первый барабанщик группы «Genesis» Крис Стюарт. Позже ребята объединились с другой местной группой «Anon», в котором играли бас-гитарист Майк Резерфорд и гитарист Энтони Филлипс. В итоге перед музыкантом встал выбор – продолжать обучение или создать новую группу, посвяти себя музыкальной карьере. В итоге клавишник выбрал второе, ушёл из университета, и путём слияния ансамблей «The Garden Wall» и «Anon» стал коллектив «Genesis», основанный в 1967 году. Стоит отметить, что сам Бэнкс вместе с бас-гитаристом Майком Резерфордом являются двумя неизменными участниками коллектива за всю историю его существования. С момента основания группы Бэнкс взял на себя роль одного из лидеров группы, клавишная игра музыканта на таких треках коллектива как «Looking For Someone», «Watcher of the Skies», «Supper's Ready», «Firth of Fifth» и «The Cinema Show» cформировало звучание «Genesis». Также стоит отметить его вклад на акустической гитаре в таких вещах как «The Musical Box» «Supper's Ready» и «The Cinema Show». После ухода одного из лидеров группы, Питера Габриэля в 1975 году, Бэнкс взял, по сути, на себя обязанности лидера группы. В период работы квартета стоит отметить его композицию «One for the Vine». В 1978 году, после ухода из группы гитариста Стива Хакетта, коллектив в формате трио выпускает пластинку «And Then There Were Three», гастролируя в поддержку альбома по Швеции. После завершения гастролей у Тони появляется свободное время, которое он решает посвятить работе над дебютным альбомом. К записи альбома, «A Curious Feeling», основанного на рассказе "Цветы для Элджернона" Дэниела Киза, Бэнкс приглашает на запись ударника Честера Томпсона и вокалиста из шотландского коллектива «String Driven Thing» Кима Бэкона. К слову запись альбома проходила в Стокгольме, на собственной студии коллектива «ABBA» «Polar Music Studios» летом 1979 года. Тексты треков были написаны на английском языке, музыкально представляя собой синтез структур арт-рока и популярной музыки с приятной мелодической линией и мягким клавишным звучанием Бэнкса.
                Первую сторону лонгплея можно условно поделить на три части – первая это задумчивые этюды «From the Undertow» и «Forever Morning» с красивым переплетением пианино и синтезатора, вторая часть являет грустные, в лучших традициях арт-рока – «The Lie» и «After the Lie», в третьей части предлагаются просто приятные песни «Lucky Me» и «A Curious Feeling».
                На второй стороне пластинки можно выделить психоделическую «Somebody Else's Dream», клавишную балладу «The Waters of Lethe» и воздушную «For a While», вышедшую синглом с альбома, на которую даже был снят видеоклип. Стоит отметить, что вступительный трек «From the Undertow» послужил звуковой дорожкой к английскому фильму «The Shout».
                После выхода альбома, который, в отличие от дебютов коллег по группе Питера Габриэла и Фила Коллинза был менее популярен, Бэнкс высказался о нём так:
-               Альбом получил очень резкие отзывы, я не думаю, что они были справедливыми, это был пост- панк, и на самом деле это не тот альбом, который люди хотели бы услышать.
                В отличие от Коллинза и Габриэла, Бэнкс не стал проводить туры в поддержку пластинки, сосредоточившись на следующем проекте группы под названием «Duke», вышедшем в 1980 году. Однако это будет уже другая, пусть и не менее интересная музыкальная история.



                Владимир Курбалиев