Уроки Формулуса

Дарья Подчуфарова
(сказка)

Алёша сидел полдня за уроками, но математику так и не понял. Подступил грязный осенний вечер, мальчик сидел, глядя на коряво написанное в тетради "Домашняя работа" и изнывал то ли от скуки, то ли от отчаяния. Мать ещё была на работе и весело предупредила по телефону, что сегодня задержится: намечается корпоратив.

Алёша поужинал тем, что нашёл в холодильнике, и вернулся к вражескому учебнику. В мыслях жужжал сумбур, и Алексею хотелось скорее забросить тетради и взять телефон, чтобы поиграть, но надо было доделать задания к завтрашнему уроку. Взгляд Алёши переместился на обои. Там, среди разводов и геометрических фигур мальчик разглядел ехидную рожицу. Она была похожа на гнома из сказки: нос, будто слива, глаза с хитрецой и вздёрнутый подбородок. Алёше показалось, что рожица ему подмигнула. Тишину разбил треск, словно часть обоев отошла от стены, и через минуту рожица стала оглядываться по сторонам. Не заметив никого, кроме удивлённого мальчика, рожица, кряхтя и отплёвываясь, начала выползать из стены. И вот на стол выпал маленький человечек. Образ его был странноват: чёрные взбитые в путаную проволоку волосы, серо-синий сюртук до самых пяток с одной пуговицей, из-под которого торчали черные лакированные ботинки.

Человечек отряхнулся и принялся расхаживать по тетради Алёши, глядя то на учебник, то на мальчика.

- Скучаешь? - прокряхтел то ли гном, то ли тролль.

Алёша не мог ничего ответить, поскольку был ошарашен появлением незваного, да ещё такого необычного гостя.

- Скучаешь - спрашиваю, или ты глухой?

- Скучаю... а ты... кто? - пробормотал Алёша.

- Хех, ну надо же! Моё лицо глядело на тебя из стены целых три года, ты его видел, и теперь спрашиваешь - кто я? Ну это вопиющее бескультурье! Я здесь затем и поселился, чтобы помогать тебе с учёбой. Меня зовут Формулус.

- А меня Алё...
- Да знаю я, - перебил гном-тролль, - ближе к делу. В чём проблема твоя?
- Не могу решить уравнения, а мама на работе.
- Так-так... а при чём тут мама? Думаешь, она знает решение?

И Формулус завалился на стол от смеха, чем смял тетрадь. Отдышавшись, гном продолжил, таращясь в учебник:

- Икс минус двадцать пять, равно семнадцать... Ну и что тут сложного?

- Чему равен икс... не знаю, - опустил голову Алексей.
- А я знаю! Пиши: сорок два.
- Но нужно решение, как это получилось...
- Ещё чего! Главное - результат! Ведь именно это спрашивается. А результат правильный. И пусть твои учителя не морочат тебе голову!

Алексей снова засомневался:

- Но без решения мне поставят плохую оценку.
- И что за идиоты вас учат? За что плохая оценка, когда решено верно? Кому вообще эти оценки нужны? Скажи, тебе что важнее: оценка или правильный ответ?

Алёша задумался. А правда, что важнее? Это был первый вопрос, который заставил мальчика засомневаться в нужности школы.

- Не знаю, - сказал Алёша, - я математику не люблю.
- Тем более! Человек не любит математику, а его заставляют писать какие-то решения! Уму непостижимо. А что ты любишь?
- Рисовать, - протянул мечтательно Алексей.
- Ну так рисуй! Чего время зря теряешь?
- Но ведь надо...
- Кому надо? Я же сказал, что помогу. Меня для этого и прислали, - гордо заявил Формулус.
- Кто прислал? - ещё больше удивился Алексей.
- Не твоего ума дело. Сказал же - рисуй. А я напишу тут тебе и решения, и ответы.
- Ой, - обрадовался Алёша, - теперь ты всегда будешь делать за меня математику?
- Почему бы и нет. Моё имя не забыл? Формулус - это призвание. А твоё - рисовать.
М-да, интересно, и почему это ваш народ глупее гномов, раз заставляет сам себя заниматься не своими делами?

Алёша рассмеялся, как в сопливом детстве над смешными мультиками, и поймал себя на мысли, что он уже давно так не смеялся. С тех пор, как пошёл в школу.

К позднему вечеру задание было выполнено, а на стене, в том месте, откуда вылез Формулус, теперь висел многозначительный рисунок, который нарисовал Алёша. На нём был изображён грустный мальчик, волочащий в серую школу черный тяжёлый портфель...

А рисунок Алёша повесил, чтобы не видно было дырки в обоях, откуда теперь каждый вечер выныривал Формулус и решал за мальчика математику.