Алька

Виктор Ян-Ган-Чун
               
        Что бы ни говорили сейчас о том, советском, времени, а стать уважаемым человеком мог каждый, у кого было стремление жить и работать. И вот тому пример.
Недалеко от нас жила семья Лесковых. Отец работать не хотел, пил-гулял, буянил, развратничал.
Мать, работая на стройке разнорабочей, «тянула» четверых детей одна. Жили впроголодь. Наконец надоело ей кормить еще и горе-отца, мужа-тунеядца. Собрала детей и уехала куда-то. С тех пор о них ничего не было слышно. Было у нее двое сыновей и две дочери. Старший, Алька, был старше меня года на два. В детстве с ним приключилась одна неприятная история.
Была у нас, мальчишек, забава – жечь «термит». Собирали сломанные детали из магниевого сплава, разбивали на куски. Дождавшись вечера, гурьбой шли на поляну подальше от жилья, разводили костер и клали в него «термит». Кусочки нагревались, начинали гореть, искриться, и тут их подкидывали заранее припасенными палками. Устраивали что-то вроде фейерверка. В ночи было красиво! Забава была небезопасной. И вот как-то раз один недогоревший кусок «термита» упал на землю и продолжал гореть, а кто-то из пацанов стукнул по нему палкой. Кусок разлетелся на осколки-капли. Рядом стоял Алька. И вдруг в ночи послышался громкий надрывный
плач. Все кинулись к Альке, думая, что его обожгло. Он лежал, уткнувшись лицом в траву.
– Что случилось, Алька?
– Что я теперь мамке скажу? Что я теперь мамке скажу? – повторял, рыдая, Алька, не слыша нас.
Когда его почти полуживого подняли, то увидели на его новой темно-синей ватной фуфайке несколько больших прожженных дыр. Нет, его не обожгло. Просто эту фуфайку накануне ему выдали в школе как помощь малоимущим школьникам.
Никогда бы от физической боли не зарыдал так Алька. Не стал бы позориться при друзьях-товарищах. Был ведь уже «большенький».
В жизни я не видел детских слез более горьких…
После окончания института я преподавал черчение в читинском горном техникуме. Мой учащийся по фамилии Лесков как-то обращается ко мне:
– Виктор Васильевич, а вы не помните Лесковых, которые жили недалеко от вас?
– Помню, – отвечаю.
Оказалось, что я учу Алькиного брата. Он меня вспомнил. Так обычно и бывает: младшие помнят старших, а старшие – нет.
Разговорились. Он мне рассказал о том, как жила семья без отца, что все выросли, что Алька работает в шахте бригадиром скоропроходческой бригады и уже кавалер ордена за труд, женат и воспитывает сына. Порадовался я за них.